СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб", 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматный клуб", 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 34 Невского района Санкт-Петербурга

====================================================

ПРИНЯТО

Решением Педагогического Совета

ГБОУ школы №34

Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от «___» ______20__ г. № ____


УТВЕРЖДЕНО

Приказом от «___» ______20__ г. № _____

Директор ГБОУ школы № 34

Невского района Санкт-Петербурга

_________________________Т.А. Сергеева








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Шахматный клуб»

для 5 класса

по реализации АООП ООО ОВЗ ЗПР

для обучающихся 5 класса

на 2019-2020 учебный год









Разработчик:

Финогенова Ольга Анатольевна,

учитель математики,












Санкт-Петербург








Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности шахматам для 5-х классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, АООП для обучающихся с ОВЗ ГБОУ школы № 34 разработана на основе авторской программы «Шахматный клуб» для внеурочной деятельности школьников (5 классы) А.А.Тимофеев. (Сборник программ внеурочной деятельности: 5-6 классы /под ред. Н.Ф. Виноградовой- М.:Вентана-Граф,2012.-192 с.), в соответствии с инструктивно –методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС». Курс «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

УМК

  1. Книги о шахматах . Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 2016.

2. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 2015.

3. Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 2016.

4. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 2015.

5. Книжка – раскраска «Шахматные герои».

6.Энциклопедии

Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Целью занятий по шахматам является улучшение и развитие умственных способностей занимающихся и отбор лучших, способных занимающихся на районные и окружные соревнования. Следовательно, необходимы стенды, наглядные пособия с крупными фотографиями учеников – победителей различных соревнований.

При обучении следует учитывать быструю утомляемость детей. Поэтому необходимо чередовать трудные упражнения с легкими.

Также необходимо чередовать умственную нагрузку с физическими упражнениями.

Очень важно проводить показательные или открытые уроки, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и администрацией школы. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После урока проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и недостатки каждого ребенка.

Цели и задачи программы.

Основной целью программы являются:

- привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам;

- развитие мотивации к познанию; 
- создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; 
- воспитание важных личностных качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость);

 -способствовать становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,

-реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

•совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

•формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

•формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

•умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации

Путём организованного обучения решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Обучающие задачи: 
- усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; 
- умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками).


Развивающие задачи
- формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; 
- развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 
- развитие навыков самостоятельной работы; 
- формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; 
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).


Воспитательные задачи
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения 
к чужому мнению. 


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, Метапредметные результаты: поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Метапредметные результаты:

– освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Предметные результаты:

  • – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  • – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

  • – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

  • -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

К концу учебного года дети первого года обучения должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске

  • правильно помещать шахматную доску и все фигуры между партнерами в начале игры

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • объявлять шах, мат;

  • проводить элементарные комбинации, ориентироваться на шахматной доске;

  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать;

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая);

  • шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  1. Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Ходы и взятия фигур (15 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. Цель и результат шахматной партии. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)

  1. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

  1. Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. Ценность шахматных фигур.

Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы

  1. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.

  1. Общие принципы разыгрывания дебюта ( 2 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Раннее развитие ферзя Дебютные ловушки Первый шаматный турнир. Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной

части партии, решение тестовых позиций, участие в турнирах.

Подведение итого года

Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

Методика обучения.

Занятия по шахматам начинаются после окончания уроков, исходя из этого необходимо тщательно подбирать упражнения для первой (подготовительной) части занятия.

Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной работе, в этой части занятия, я буду включать легко дозируемые, короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений, проводимые живо и весело. Это объяснение и изучение различных ходов и простых комбинаций.

В первой половине занятия решаются задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части занятия изучаются и совершенствуются владения основами шахматной игры, изучаются основы дебюта и эндшпиля.

В заключительной части занятия постепенно снижается умственная нагрузка и подводятся итоги проделанной работы. Необходимо указать на основные ошибки занимающихся и похвалить некоторых способных учеников.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по шахматам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные виды, формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям

Основные виды и и формы организации деятельности:

Виды деятельности:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Формы деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Содержание программы разбито на 34 ч, с периодичностью один раз в неделю. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы
- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между  его темами; 
- актуальность, практическая значимость учебного материала для учащихся с овз. 
В основу программы заложен индивидуальный подход.

Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. 

Контроль и оценка результатов. 
Результатом усвоения учащимися программы по каждому уровню обучения являются: 
• устойчивый интерес к занятиям по шахматам; 
• результаты достижений в соревнованиях различного уровня;

•умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца.

•рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности; •приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести 
ответственность за них.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются:

  • Проектор с экраном

  • словарь шахматных терминов;

  • комплекты шахматных фигур с досками.




Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I

Шахматная доска и фигуры

3 ч

15-20 минут на каждом занятии

34 ч

II

Ходы и взятие фигур

15 ч

III

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат.

10 ч

IV

Запись шахматных ходов

2 ч

V

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

2 ч

VI

Общие принципы разыгрывания дебюта

2 ч

2 ч








































Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Шахматный клуб».

5 класс, 34 час.

п/п

Тема

занятия

Виды деятельности или формы организации занятий

Кол-во

часов

практики

Формирование УУД

Дата

План

Факт

Раздел 1. Шахматная доска и фигуры 3 ч

1.

Шахматная доска. Вступительная беседа о шахматах. История шахмат.

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

1

Личностные:

- выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны.

Регулятивные:

- выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры;

Познавательные:

- анализировать и структурировать информацию из разных источников;

- приводить примеры из прочитанных текстов;

- составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени;

- анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы.





2.

Шахматная доска. Расположение доски между партнерами.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

1



3.

Шахматная доска. Диагональ.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

1



Раздел 2 Ходы и взятие фигур 15 ч

4.

Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

1

Личностные:

-формирование интереса к учению.

Регулятивные:

-организация своего рабочего места.

Познавательные:

- развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог



5.

Знакомство с шахматными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1



6.

Начальное положение.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

1

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные:

-потребность слушать учителя и вступать в диалог.



7.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

1



8.

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

1

Регулятивные:

-волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные:

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные:

-потребность в общении с учителем и партнером по игре.



9.

Ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

1



10.

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

1

Регулятивные:

- организация своего рабочего места для игры. Познавательные:

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные:

-участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.



11.

Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

1



12.

Ладья против слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

Личностные:

-целостное восприятие происходящего. Регулятивные:

-организация своего рабочего места.

Познавательные:

- развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.



13.

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

1

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные:

-наблюдение, умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные:

-умение выполнять различные роли в шахматной игре.



14.

Ферзь против ферзя.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

1



15.

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.



16.

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых",

"Один в поле воин", "Кратчайший путь".

1

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные:

-соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные:

- умение работать в паре.



17.

Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".


1



18.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

Личностные:

-умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные:

-использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные:

-наблюдение, сравнение. Коммуникативные:

- умение работать в паре.



Раздел 3 : Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат . 10 ч

19.

Пешка.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

1

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные:

-умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение. Коммуникативные:

- умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



20.

Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения.

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки,

две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения),"Ограничение подвижности".

1



21.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактическое задание « Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные:

-наблюдение. Коммуникативные:

-умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



22.

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

1

Личностные:

-целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные:

- умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативные:

- умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



23.

Король против короля.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).


1



24.

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

1

Личностные:

-целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные:

-умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные:

-наблюдение внимание Коммуникативные:

- умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



25.

Шах. Защита от шаха.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

1

Личностные:

-целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные:

-умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные:

- обучение алгоритму матования в один ход.Понятие «пат».

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



26.

Шах.Открытый шах.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

1



27.

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

1



28.

Мат в один ход.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

1



Раздел 4 Запись шахматных ходов 2 ч.

29.

Условные бозначения перемещения, взятия.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

1

Личностные:

-целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные:

-умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение. Коммуникативные:

-умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.



30.

Рокировка.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат"

1



Раздел 5 Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. 2 ч.

31.

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Длительная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

1

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные:

-соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные:

- умение работать в паре.



32.

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

1



Раздел 6 Общие принципы разыгрывания дебюта 2 ч

33.

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.Подготовка к шахматнуму турниру.

1




34.

Первый шахматный турнир.

Шахматный турнир. Отработка на практике умений играть.

Анализ турнира и партий

1

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные:

-соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные:

- умение работать в паре.





























Лист корректировки рабочей программы.





Предмет

Класс

Учитель

2019 /2020 учебный год


№ урока

Даты

по осн. КТП

Даты

прове

дения

Тема

Причина

корректировки

Способ

корректировки





































































«____» _______________ 20_____

Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 34 ____________________________


«____» _______________ 20_____

Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 34 ____________________________


«____» _______________ 20_____

Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 34 ____________________________


«____» _______________ 20_____

Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 34 ____________________________