Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие художественных способностей, познавательной и творческой активности.
Задачи:
1. развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к искусству;
2. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе искусства;
3. учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
4. учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
5. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
6. учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
7. реализовать духовные, эстетические и творческие способности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки»
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого и интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих желаний и возможностей.
Программа способствует:
-концентрации внимания;
-развитию познавательных способностей учащихся;
-расширению и обогащению жизненного опыта;
-формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-умению проявлять свои чувства с помощью различных средств выразительности.
-развитию уверенности в своих силах;
-развитию творческих способностей, воображения.
Формы организаций занятий:
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- восприятие – рассматривание, демонстрация;
- изобразительная деятельность – индивидуальная, групповая, коллективная.
- коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Основные методы и технологии:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Описание места в учебном плане:
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Программа «Цветные ладошки» рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Во время занятий (40 минут) у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Предметные результаты:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Цветные ладошки»
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Основной формой занятия является практическая творческая деятельность ребенка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Рисование
Знакомство с различными техниками рисования. Материалы и инструменты для применения различных техник рисования. Применение разных техник рисования, комбинирование материала в одной работе.
Лепка + использование природных материалов
Лепка из пластилина. Техники работы с пластилином. Смешивание пластилина. Изготовление жгутиков из пластилина.
Лепка из теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.
Работа с бумагой и картоном + использование природных материалов
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, клей ПВА, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры, асимметричное вырезывание из сложенной заготовки, аппликация из геометрических фигур; симметричное вырезывание; обрывная аппликация, склеивание, в работе по технологической карте.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, аппликации; знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Поделки из разных видов бумаги – аппликации.
Работа с природным материалом
Сбор и систематизация природного материала. Симметрия, асимметрия. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.).
Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев).
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Рисование | 12 |
2 | Лепка + использование природных материалов | 9 |
3 | Работа с бумагой и картоном + использование природных материалов | 12 |
ИТОГО | 33 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
1 четверть (8 часов) |
1 | Рисование на свободную тему «Ладошка правая, ладошка левая» | 1 | Создание условий владения для отражения в рисунке летних впечатлений (самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительные средства). | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Учить анализу процесса работы. | 04.09 |
2 | Аппликация «Золотая осень». | 1 | Беседа «Золотая осень», ответы на вопросы учителя. Составление рассказов по иллюстрации. Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. | Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени. Учить передавать в рисунке цвета «осени». Познакомить детей с картинами русских художников. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. Развитие мелкой моторики рук. Учить анализу процесса работы. | 11.09 |
3 | Коллективная аппликация «Красивый букет» | 1 | Создание коллективной композиции из опавших сухих листов деревьев. | Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Воспитывать умение работать в группе. Развивать воображение, творчество. Учить анализу процесса работы. | 18.09 |
4 | Лепка с элементами конструирования из природного материала «Разноцветные бабочки». | 1 | Создание выразительного образа бабочки из пластилина и природного материала. Экспериментирование с художественным материалами. | Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. При изготовлении игрушки учить соразмерять ее части. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Учить анализу процесса работы. | 25.09 |
5 | Рисование «Осенние листочки». | 1 | Рисование осенних листьев приемом «примакивания» теплыми цветами (красным, желтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). | Развивать художественный вкус, фантазию и воображение. Развивать координацию движений и меткую моторику рук. Знакомство с приемом «примакивания». | 02.10 |
6 | Аппликация с элементами рисования «Дождь» | 1 | Беседа о сезонных явлениях природы, о дожде. Учить детей наклеивать готовые формы на фон, аккуратно пользоваться клеем. Рисовать дождь цветными карандашами. Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание разных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. | Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. Развитие мелкой моторики рук. Учить анализу процесса работы. | 09.10 |
7 | Лепка «Ежик с грибами» | 1 | Создание композиции на полянке ежик с грибами. Лепка грибов из трех частей (ножка, шляпка, полянка), лепка ежика. | Расширить знание о грибах. Закреплять умение самостоятельно лепить грибы, используя ранее усвоенные способы работы с пластилином. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание. Вызвать у детей радостное настроение, удовлетворение проделанной работы. Воспитывает интерес и бережное отношение к природе. | 16.10 |
8 | Рисование «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» (рисование смятой бумагой). | 1 | Наблюдение за тучами и облаками; беседа о сезонных изменениях в природе, о значениях дождя; рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с изображением дождя; рисование капелек; дидактические игры с окрашиванием воды «Капелька за капелькой». Рисование осеннего пейзажа. | Учить изображать образ – дождевой тучи, снежной тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию. Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования. | 23.10 |
2 четверть (8 часов) |
9 | Рисование красками (по представлению) «Снежная семья». Рисование методом тычка. | 1 | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приемов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Рисование методом тычка. | Закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире. | 06.11 |
10 | Рисование декоративное «Мои рукавички». | 1 | Рисование узоров на заготовке (рукавичка) в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток и т.д.) | Вызывать у детей желание передавать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования. | 13.11 |
11 | Рисование декоративное «Узоры на окнах». | 1 | Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета. | Вызывать у детей желание передавать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования. | 20.11 |
12 | Аппликация с элементами рисования «Ёлочка пушистая, нарядная». | 1 | Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами». Рисование тычком, полусухой жесткой кистью. | Учить ориентироваться на плоскости листа (право – лево, низ – верх, правый угол и т. д), наклеивать готовые формы (треугольники) в определённой последовательности, учитывать их величину и располагать в высоту от самого большого до самого маленького. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, закрепить правильные навыки наклеивания. Украшение елочки - рисование тычком, полусухой жесткой кистью. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие. | 27.11 |
13 | Лепка из соленого теста «Животное – символ Нового года» | 1 | Моделирование животного, символ года. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм. | Свойства соленого теста. Правила работы с соленым тестом. Лепка мышки из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки). Побор нужной кисточки и нужных цветов гуаши для работы. Раскрашивание мышки. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Конкурс - выставка изготовленных поделок из солёного теста. Обсуждение, анализирование, выбор лучших поделок путем голосования. | 04.12 |
14 | Лепка «Снегурочка» (соленое тесто) | 1 | Беседа «Скоро новый год!», «Кто такая Снегурочка?». Ответы на вопросы, отгадывание загадок. Лепка снегурочки в длинной шубке (из конуса). Скрепление частей туловища и головы) с помощью валика, свернутого в кольцо «пушистого воротника». Выбор необходимых цветов гуаши, раскрашивание. | Познакомить с приемами лепки Снегурочки в длинной шубке на основе бумажного конуса. Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить лепить фигурку Снегурочки. Показать последовательность и основные приемы лепки. Раскрашивание снегурочки. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Конкурс - выставка изготовленных поделок из солёного теста. Обсуждение, анализирование, выбор лучших поделок путем голосования. | 11.12 |
15 | Лепка «Дед Мороз» (соленое тесто) | 1 | Беседа «Скоро новый год!», «Кто такая Снегурочка?». Ответы на вопросы, отгадывание загадок. Лепка Деда Мороза в длинной шубке (из конуса). Скрепление частей туловища и головы) с помощью валика, свернутого в кольцо «пушистого воротника», мешок с подарками. Выбор необходимых цветов гуаши, раскрашивание. | Познакомить с приемами лепки Деда Мороза в длинной шубке на основе бумажного конуса. Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить лепить фигурку Деда Мороза. Показать последовательность и основные приемы лепки. Раскрашивание Деда Мороза. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Конкурс - выставка изготовленных поделок из солёного теста. Обсуждение, анализирование, выбор лучших поделок путем голосования. | 18.12 |
16 | Лепка «Снеговичек» (соленое тесто) | 1 | Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Выбор необходимых цветов гуаши, раскрашивание. | Лепка с натуры снеговичка с метлой. Скатывать шары из соленого теста, скреплять их между собой. Скатывание длинных тонких валиков из соленого цветного теста, соединить их между собой и прикрепить к зубочистке. Раскрашивание снеговика. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Конкурс - выставка изготовленных поделок из солёного теста. Обсуждение, анализирование, выбор лучших поделок путем голосования. | 25.12 |
3 четверть (9 часов) |
17 | Рисование «Мое любимое дерево». | 1 | Рисование любимого дерева гуашевыми красками с передачей особенностей его строения и размещения в пространстве. | Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Учить учащихся приёмам работы с кистью и красками, развивать умение ориентироваться на листе бумаги, умение контролировать глазами движение кисти руки, прививать аккуратность при выполнении работ. | 15.01 |
18 | Рисование с элементами аппликации «Зимний пейзаж». | 1 | Наблюдения в природе. Рисование зимних деревьев, рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа, репродукций с картин Грабаря, Шишкина. Беседа о зимнем пейзаже. Заучивание стихотворений. Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатление о разных временах года. | Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя наблюдения на прогулке, впечатления, полученные при рассматривании репродукций с картин, изображающих зимний пейзаж. Закреплять навыки и умения рисовать красками, смешивать краску для получения нового цвета. Развивать чувство цвета и композиции. Учить создавать сюжетный рисунок, в комбинации с «рваной» аппликацией. Закреплять умение обрывать бумагу, наклеивать кусочки бумаги, «снежинки», на пейзаж с помощью пинцета или толстой иголочки. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. | 22.01 |
19 | Лепка из соленого теста «На что похоже?» | 1 | Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. | Учить лепить угощения из соленого теста, используя приемы раскатывания шара (круговое) и сплющивания в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать фантазию, мелкую моторику кистей рук. Развивать у детей восприятие форм, пропорций, скоординированность в работе обеими руками. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность. Вызвать у детей положительные эмоции. | 29.01 |
20 | Аппликация «Хоровод снеговиков» | 1 | Умение анализировать аппликацию по вопросам учителя; планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Создание аппликации «Хоровод снеговиков» | Создание аппликативной композиции из готовых форм (кругов) разного размера на голубом фоне. Развивать воображение и речь. Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа, развивать мелкую моторику на основе упражнений в вырезывании Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | 05.02 |
21 | Лепка «Северный олень» | 1 | Рассматривание иллюстраций, фотографий «Жизнь людей и домашних животных на Крайнем Севере». Чтение детской художественной литературы о тундре, о жизни коренных народов Севера. Беседа, ответы на вопросы учителя. Умение лепить оленя скульптурным приемом составления. | Дать представление об образе жизни северных оленей, о том, как они приспособлены к жизни в суровых природных условиях. Учить лепить фигуру оленя скульптурным приемом составления, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали. Научить использовать стеку для придания необходимой структуры. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Моторную память, слуховое и зрительное внимание. Фантазию и творческое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | 19.02 |
22 | Беседа «Звездное небо». Лепка рельефная «Звезды и кометы» | 1 | Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях, знаках зодиака. Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе, космонавтах. Наблюдение и принятие участия в изготовлении панно “Звёздное небо” Создание рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. | Развитие речи. Освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновый растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества. | 26.02 |
23 | Беседа «Птицы возвращаются». Рисование пастелью «Золотые облака» (весенний пейзаж) | 1 | Беседа о красоте неба, облаков Рассматривание репродукций с пейзажами. Чтение стихов, загадок, «Сказка про облака» Анна Снежина. Дидактическая игра на развитие воображение «На что похоже облако?» Знакомство детей с новым художественным материалом – пастелью. Освоение приемов передачи нежных цветовых нюансов. | Учить детей самостоятельно создавать пейзаж с образами весенних облаков, передавая форму, колорит. Создавать композицию с помощью самостоятельно выбранных материалов. Знакомство с новым художественным материалом – пастелью. Учить передавать цветовые нюансы. Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении художественных материалов способов работы с ними. Формировать навыки самостоятельности, поддерживать личностное творческое начало. Воспитывать любовь, интерес и бережное отношение к природе. | 04.03 |
24 | Аппликация (открытка) «Подарок папе». | 1 | Беседа «23 февраля». Работа с иллюстрациями. Ответы на вопросы учителя. Работа с образцами открыток. Изготовление открытки подарок папе на 23 февраля. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | 11.03 |
25 | Аппликация (открытка) «Букет для мамы». | 1 | Беседа «Мамин день 8 марта», рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы учителя. Работа с образцами открыток. Изготовление открытки подарок маме на 8 марта. | Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности при подборе цветов салфеток, добавлять свои детали (сердечко, имя мамы и т. д.). Развивать мелкую моторику рук. | 18.03 |
4 четверть (8 часов) |
26 | Беседа «Какого цвета весна». Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» | 1 | Наблюдение за сосульками во время прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Не плачь, сосулька!» Людмилы Громовой. Беседа «Какого цвета весна», ответы на вопросы, составление рассказов по иллюстрации. Изображение сосулек разными аппликативными техниками и создание композиций «Сосульки на крыше дома». | Обобщить знания детей о первых признаках прихода весны. Закрепить умение детей вырезать из прямоугольной полоски бумаги квадрат, треугольник, склеивать из этого домик. Рисовать сосульку в виде длинного треугольника (морковки) кончиком кисти, не нажимая на кисть; пользоваться ножницами только по необходимости, следить за тем, чтобы кисточка «не плакала» (брать нужное количество воды). Активизировать речь детей за счет выражений: пригревает солнце, текут ручьи, ночные заморозки, дни стали длиннее, звенит капель. Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, память, воображение, вербально - логическое мышление. Формировать интерес к работе с краской, ножницами; доводить начатое до конца; критически оценивать работу товарища и свою. | 08.04 |
27 | Рисование декоративное с элементами аппликации «Красивые салфетки» | 1 | Рассматривание иллюстраций, беседа. Рисование узоров, дидактические игры, включающие в себя упражнения для подбора гармоничных цветосочетаний. | Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Показать зависимость орнамента от формы салфетки (знакомство с основным принципом декоративно-прикладного искусства). Развивать чувство цвета и ритма. | 15.04 |
28 | Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо» | 1 | Беседа «Праздник Пасха». Беседа «Пасхальное яйцо». Ответы на вопросы учителя. Изготовление из цветной бумаги (по шаблонам) пасхальное яйцо и украшения. | Обучить художественным и технологическим приемам изготовления сувениров к празднику Пасха Христова. Расширить представление о православных праздниках и традициях. Развивать образное мышление, творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Формировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям. | 22.04 |
29 | Аппликация обрывная «Расцвели одуванчики». | 1 | Беседа «Весна – чудесная пора». Работа с иллюстрациями. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление рассказа по иллюстрации. Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков. | Расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. | 29.04 |
30 | Рисование сюжетное «Кошка с воздушными шариками» | 1 | Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа. | Закрепление знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения , выражение глаз и т.д. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. Развивать воображение, творчество. | 07.05 |
31 | Аппликация «Цветочная поляна». | 1 | Создание красивых композиций: выбор и наклеивание различных полевых цветов на картон зеленого цвета. | Закрепление умения создавать не сложную объемную композицию. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. | 14.05 |
32 | Аппликация коллективная «Букет к 9 мая». | 1 | Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование цветка разными приемами. | Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. | |
33 | Рисование «Бабочка» (рисование пальчиками) | 1 | Рисование выразительного, эмоционального образа бабочки. Рисование пальчиками. | Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить передавать симметричный узор на крылья бабочки. Развивать творческое воображение. | 21.05 |
Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
Цель:
1. Определение уровня знаний обучающихся за учебный год.
2. Проведение контроля за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл - минимальное продвижение;
2 балла - среднее продвижение;
3 балла - значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
- выполняет действие самостоятельно;
- выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
- выполняет действие по образцу;
- выполняет действие с частичной физической помощью;
- выполняет действие со значительной физической помощью;
Список использованной литературы
1.Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с.
2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т. д
3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»