СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 22 с. Обильного и авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.)

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

В 4 классе в  программу включены модули «читательская грамотность»,  «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественно-научной  грамотностью, способны:

  • использовать естественно-научные знания,

  • выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

  • строить развернутые высказывания;

  • устанавливать надежность информации;

  • сотрудничать.

В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.

  • 1 четверть – модуль «читательская грамотность».

  • 2 четверть – модуль «математическая грамотность».

  • 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».

  • 4 четверть – модуль «финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Программа рассчитана на 1 год (34 часа):

Планируемые результаты освоения программы

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

Личностные

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную точку зрения

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Содержание курса

Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)

Раздел 1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Раздел 2.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)

Раздел 1.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)

Раздел 1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Раздел 2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Раздел 3.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч)

Раздел 1.

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

Раздел 2.

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.

Раздел 3.

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

3. Тематическое планирование.


Модуль «Основы читательской грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1-2

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.

2

0,5

1,5

3-4

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

2

0,5

1,5

5

Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение

1

0,5

0,5

6

Учебный текст как источник информации.

1

0,5

0,5

7

Составление плана на основе исходного текста.

1


1

8

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.


1


1

9

Проведение рубежной аттестации.

1


1



9

2

7



Модуль «Основы математической грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

0,5

0,5

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1


1

3

Задачи на взвешивание.

1


1

4

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1


1

5

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

0,5

0,5

6-7

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

2

1

1

8

Проведение рубежной аттестации.

1


1



8

2

6


Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

1

0,5

0,5

2

Воздух и его свойства.

1

0,5

0,5

3

Углекислый газ в природе и его значение

1

0,5

0,5

4

Вода. Уникальность воды.

1

0,5

0,5

5

Почвы и их свойства.

1

0,5

0,5

6

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

0,5

0,5

7

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

0,5

0,5

8

Проведение рубежной аттестации.

1

0,5

0,5



8

4

4


Модуль «Основы финансовой грамотности»

№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1 час в неделю

Теория

Практика

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

0,5

0,5

2

Деньги в разных странах

1


1

3

Деньги настоящие и ненастоящие

1


1

4

Как разумно делать покупки?

1


1

5

Кто такие мошенники?

1

0,5

0,5

6

Личные деньги

1


1

7

Сколько стоит «своё дело»?

1

0,5

0,5

8-9

Проведение рубежной аттестации.

2


2



9

1,5

7,5




№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении.


Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ.


2.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг.


Е. Велтистов «Мальчик из чемодана».

Работа над текстом.


3-4.

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.


Чтение произведения Е. В. Медведева «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.


5.

Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение


Работа над текстами разных типов.


6.

Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг.


Комплексная работа. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.


7.

Составление плана на основе исходного текста.


Работа над текстом. Подготовка к ВПР.


8.

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.


Сочинение. Подготовка к ВПР.


9.

Проведение рубежной аттестации.


Выполнение заданий в форме ВПР.


Модуль «Основы математической грамотности»

10.

Применение чисел и действий над ними. Вводный мониторинг.

1

Счет и десятичная система счисления.

Комплексная работа.


11.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике.


12.

Задачи на взвешивание.

1

Решение практических задач.


13.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Промежуточный мониторинг.

1

Подготовка к олимпиаде.

Решение задач.


14.

Наглядная геометрия.

1

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.


15-16.

Комбинаторные задачи.

2

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.


17.

Проведение рубежной аттестации.

1

Комплексная работа в форме ВПР.


Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

18.

Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг.

1

Признаки химических реакций.

Работа в форме ВПР.


19.

Воздух и его свойства.

1

Работа над текстами по теме. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.


20.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Работа над текстами по теме.


21.

Вода. Уникальность воды.

1

Работа над текстами по теме.


22.

Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг.

1

Выполнение заданий в форме ВПР.


23.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР.


24-25.

Уникальность планеты Земля..

2

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.


26.

Проведение рубежной аттестации.

1

Работа в форме ВПР.


Модуль «Основы финансовой грамотности»

27.

Как появились деньги? Вводный мониторинг.

1

Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами «цена», «кол-во», «стоимость».


28.

Деньги в разных странах.

1

Чтение текстов по теме. Решение задач.


29.

Деньги настоящие и ненастоящие.

1

Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме.


30.

Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг.

1

Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме.


31.

Кто такие мошенники?

1

Беседа по теме. Чтение текстов.


32.

Личные деньги.

1

Практическая работа.


33.

Сколько стоит «своё дело»?

1

Понятие «своё дело». Игра «Экономические загадки».


34.

Проведение рубежной аттестации.

1

Комплексная работа.