Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №16» НМР РТ ________/А.И. Мухаметзянова / от «___» ___________ 20___г. | | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №16» НМР РТ ________________/Е.А.Сорокина / Приказ № _________ от «___» _______________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
«ЗА ПЛАНЕТУ»
Филипповой Ирины Сергеевны, учителя английского языка
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
г. Нижнекамск, 2017 год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа «За планету» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
эстетические потребности, ценности и чувства;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи.
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Содержание программы « За планету»
Направление | Формы работы | Уровни взаимодействия | Предполагаемый результат |
Я и природа | Уроки биологии Уроки географии Уроки истории Уроки литературы Классные часы Экологический марафон Экологические игры Спецкурс по экологии | Ученик-учитель Ученик-ученик | Экологическое знание экологическое сознание |
Я – часть природы | | | Экологическое моделирование, экологическая практика экологическое мышление |
Я для природы | | | Экологическая практика экологическое поведение |
Эстетика природы | | | Эстетическая практика экологическая культура |
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
На каждом этапе определяются в соответствии с возрастными особенностями
Начальная школа (I-IV классы): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы): Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции, походы).
Средняя (полная) школа (Х-XI классы): На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся. Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Сроки реализации – 5 лет (период с 2017 по 2022 год). Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ожидаемые конечные результаты
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности. Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в городе. Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | виды внеурочной деятельности | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | | 1 | Классный час | 1 неделя сентября | |
2. | | 1 | Выставка творческих работ из природных материалов | 2 неделя сентября | |
3. | | 1 | Экскурсии | 3 неделя сентября | |
4. | | 1 | Участие во Всемирной экологической акции | 4 неделя сентября | |
5. | | 1 | Видеолекторий | 1 неделя октября | |
6. | | 1 | Родительские собрания | 2 неделя октября | |
7. | | 1 | Беседа | 3 неделя октября | |
8. | | 1 | Экологический проект | 4 неделя октября | |
9. | | 1 | Экологическая акция | 2 неделя ноября | |
10. | | 1 | Классный час | 3 неделя ноября | |
11. | | 1 | Тематическая неделя | 4 неделя ноября | |
12. | | 1 | Экологическая викторина | 1 неделя декабря | |
13. | | 1 | Конкурс рисунков | 2 неделя декабря | |
14. | | 1 | Экологическая акция | 2 неделя декабря | |
15. | | 1 | Выставка творческих работ | 3 неделя декабря | |
16. | | 1 | Экологическая игра | 4 неделя декабря | |
17. | | 1 | Дискуссия | 2 неделя января | |
18. | | 1 | Экологический марафон | 2 неделя января | |
19. | | 1 | Экологический проект | 3 неделя января | |
20. | | 1 | Экскурсия | 4 неделя января | |
21. | | 1 | Конкурс рисунков | 1 неделя февряля | |
22. | | 1 | Деловая игра | 2 неделя февряля | |
23. | | 1 | Викторина | 3 неделя февряля | |
24. | | 1 | Видеолекторий, постановка | 3 неделя февряля | |
25. | | 1 | Дебаты | 4 неделя февряля | |
26. | | 1 | Игра | 1 неделя марта | |
27. | | 1 | Экологическая акция | 2 неделя марта | |
28. | | 1 | Конкурсная программа | 1 неделя апреля | |
29. | | 1 | Участие в международной экологической акции | 2 неделя апреля | |
30. | | 1 | Экологическая акция | весь апрель | |
31. | | 1 | Экологическая акция | весь апрель | |
32. | | 1 | Конкурс эрудитов | 3 неделя апреля | |
33. | | 1 | Экологическая акция | 2 неделя мая | |
34. | | 1 | Экскурсии | весь май | |
35. | | 1 | Экологическая игра | 3 неделя мая | |
36. | | 1 | Работа трудовых бригад | Июнь- август | |
37. | | 1 | Работа трудовых бригад | Июнь- август | |