СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочных занятий духовно-нравственного направления «Театр» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа организации внеурочной деятельности «Театр» для учащихся 1 классов  составлена на основе авторской  программы  «Театр» И. А. Генераловой,  (Образовательная система «Школа 2100» , 2011г). , программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).а именно, создания условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочных занятий духовно-нравственного направления «Театр» для 1 класса»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООО НОО


Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением английского языка



УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ ШКОЛЫ №3

___________________Е.В.ЛУКАШОВА

ПРИКАЗ №____________________

ОТ ___________________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ


«ТЕАТР»

1 КЛАСС


НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД





СОСТАВИЛИ:

Щугорева Е.С.







Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для обучающихся 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной, планируемых результатов начального общего образования. Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.

Курс внеурочной деятельности «Театр» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.

В процессе работы по курсу внеурочной деятельности «Театр» у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение.

Курс «Театр» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова.

В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» в 1 классе проходят по 1 часу в неделю в двух группах.( Класс делится на две группы). Общий объём составляет 33 часа в год (33 учебные недели). Программа составлена с учётом календаря праздничных дат в 2016-2017 уч. г. и расписанием внеурочной деятельности. Программа будет пройдена полностью за счёт укрупнения дидактических единиц.


Планируемые результаты изучения курса «Театр»

Личностные результаты:

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);

развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.

Содержание курса

Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»

1 класс

К. Чуковский. «Айболит»

Английская народная песенка. «Перчатка»

С. Михалков. «Сами виноваты»

С. Маршак. «Волк и лиса»

М. Пляцковский. «Солнышко на память»

Театральная игра

Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.

Ритмопластика

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.


Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»

• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

• участие в праздниках со спектаклями;

• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);

• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.


Примерное календарно-тематическое планирование




1 «А», «Б» класс (68 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Сроки прохождения

Характеристика основных видов деятельности

Плановые сроки прохождения тем

Скорректированные сроки

I тримемтр (22ч.)

1

Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 1 класса по литературному чтению с рубрикой «Наш театр»

1

1


05.09


Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года.

2

Знакомство с театром. Театр как вид искусства. Театральное здание

1

1


06.09


Знакомство с основными театральными терминами:

- антракт- промежуток между действиями спектакля.

- бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные.

- декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме.

- мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

- монолог - речь одного лица.

- папье-маше - способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеиваемой бумагой.

- реквизит - вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

- репертуар - спектакли, идущие в определённый промежуток времени.

3

Театральные профессии

1

1


12.09


4

Мы в театре: сцена, зрительный зал, оркестровая яма

1

1


13.09


5

Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная

1

1


19.09


6

Путешествие по театральным мастерским: костюмерная и художественная мастерская

1

1


20.09


7

Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Герои произведения. Отбор выразительных средств

1

1


26.09


Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

10

Подготовка декораций к инсценированию произведения К. Чуковского «Айболит»

3


3

27.09

03.10

04.10


Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

11-14

Инсценирование произведения К. Чуковского «Айболит». Театральная игра

4


4

10.10

11.10

17.10

18.10


Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.


15

Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Айболит»

1


1

24.10


Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков.

16

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

1


1

25.10


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.

17-18

Чтение произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Герои произведения. Отбор выразительных средств

2


2

31.10

01.11


Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

19-21

Подготовка декораций к инсценированию произведения «Перчатки» (английская народная песенка)

4


4

07.11

08.11

14.11

15.11


Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

II триместр (22 ч)

22-25

Инсценирование произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Театральная игра

3


3

28.11

29.11

05.12



Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.



26

Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Перчатки»

1


1

06.12


Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков.

27

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

1


1

12.12


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.


28-29

Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Герои произведения. Отбор выразительных средств

2


2

13.12

19.12



Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

30-32

Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты»

3


3

20.12

26.12

27.12


Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

33-36

Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Театральная игра

4


4

09.01

10.01

16.01

17.01


Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

37

Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Сами виноваты»

1


1

23.01


Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков.

38

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

1


1

24.01


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.

39-40

Чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса». Герои произведения. Отбор выразительных средств

2


2

30.01

31.01


Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

41-44

Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса»

4


4

06.02

07.02

13.02

14.02


Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

III триместр (22 ч)

45-47

Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра

3


3

27.02

28.02

06.03


Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

48

Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Волк и лиса»

1


1

07.03


Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков.

49

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

1


1

13.03


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.

50-51

Чтение произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Герои произведения. Отбор выразительных средств

2


2

14.03

20.03


Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем

52-54

Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память»

3


3

21.03

27.03

28.03


Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

55-58

Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Театральная игра

4


4

03.04

04.04

10.04

17.04


Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

59

Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Солнышко на память»

1


1

18.04


Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков.

60

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

1


1

24.04


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.

61-64

Подготовка к заключительному концерту

4


4

25.04

02.05

08.05

15.05



65

Заключительный концерт

1


1

22.05


Показ подготовленного концерта, применение на практике полученных навыков.

66

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий год

1


1

23.05


Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.




Литература:

Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.

Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.

Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.

Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.

Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.

Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.

Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от____________________



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

в начальной школе

_________Ерофеева Н.С.

____________________
















В пачке пронумеровано, прошито и

скреплено печатью________листа.

Директор МОУ школы №3

_________________Е.В.Лукашова

«_____»____________2016г.





28