ПРИЛОЖЕНИЕ К ООО НОО
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением английского языка
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МОУ ШКОЛЫ №3
___________________Е.В.ЛУКАШОВА
ПРИКАЗ №____________________
ОТ ___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ТЕАТР»
1 КЛАСС
НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИЛИ:
Щугорева Е.С.
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для обучающихся 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной, планируемых результатов начального общего образования. Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
Курс внеурочной деятельности «Театр» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.
В процессе работы по курсу внеурочной деятельности «Театр» у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение.
Курс «Театр» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова.
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» в 1 классе проходят по 1 часу в неделю в двух группах.( Класс делится на две группы). Общий объём составляет 33 часа в год (33 учебные недели). Программа составлена с учётом календаря праздничных дат в 2016-2017 уч. г. и расписанием внеурочной деятельности. Программа будет пройдена полностью за счёт укрупнения дидактических единиц.
Планируемые результаты изучения курса «Театр»
Личностные результаты:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Содержание курса
Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»
1 класс
К. Чуковский. «Айболит»
Английская народная песенка. «Перчатка»
С. Михалков. «Сами виноваты»
С. Маршак. «Волк и лиса»
М. Пляцковский. «Солнышко на память»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• участие в праздниках со спектаклями;
• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 «А», «Б» класс (68 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Сроки прохождения | Характеристика основных видов деятельности |
Плановые сроки прохождения тем | Скорректированные сроки |
I тримемтр (22ч.) |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 1 класса по литературному чтению с рубрикой «Наш театр» | 1 | 1 | | 05.09 | | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. |
2 | Знакомство с театром. Театр как вид искусства. Театральное здание | 1 | 1 | | 06.09 | | Знакомство с основными театральными терминами: - антракт- промежуток между действиями спектакля. - бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные. - декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме. - мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. - монолог - речь одного лица. - папье-маше - способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеиваемой бумагой. - реквизит - вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля. - репертуар - спектакли, идущие в определённый промежуток времени. |
3 | Театральные профессии | 1 | 1 | | 12.09 | |
4 | Мы в театре: сцена, зрительный зал, оркестровая яма | 1 | 1 | | 13.09 | |
5 | Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная | 1 | 1 | | 19.09 | |
6 | Путешествие по театральным мастерским: костюмерная и художественная мастерская | 1 | 1 | | 20.09 | |
7 | Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 1 | | 26.09 | | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем. |
10 | Подготовка декораций к инсценированию произведения К. Чуковского «Айболит» | 3 | | 3 | 27.09 03.10 04.10 | | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
11-14 | Инсценирование произведения К. Чуковского «Айболит». Театральная игра | 4 | | 4 | 10.10 11.10 17.10 18.10 | | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
|
15 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Айболит» | 1 | | 1 | 24.10 | | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. |
16 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | | 1 | 25.10 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
17-18 | Чтение произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | 2 | | 2 | 31.10 01.11 | | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
19-21 | Подготовка декораций к инсценированию произведения «Перчатки» (английская народная песенка) | 4 | | 4 | 07.11 08.11 14.11 15.11 | | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
II триместр (22 ч) |
22-25 | Инсценирование произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Театральная игра | 3 | | 3 | 28.11 29.11 05.12 | | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
| |
26 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Перчатки» | 1 | | 1 | 06.12 | | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. |
27 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | | 1 | 12.12 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
|
28-29 | Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 2 | | 2 | 13.12 19.12 | | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
30-32 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 3 | | 3 | 20.12 26.12 27.12 | | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
33-36 | Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Театральная игра | 4 | | 4 | 09.01 10.01 16.01 17.01 | | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
37 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Сами виноваты» | 1 | | 1 | 23.01 | | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. |
38 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | | 1 | 24.01 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
39-40 | Чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 2 | | 2 | 30.01 31.01 | | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
41-44 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса» | 4 | | 4 | 06.02 07.02 13.02 14.02 | | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
III триместр (22 ч) |
45-47 | Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра | 3 | | 3 | 27.02 28.02 06.03 | | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
48 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Волк и лиса» | 1 | | 1 | 07.03 | | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. |
49 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | | 1 | 13.03 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
|
50-51 | Чтение произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 2 | | 2 | 14.03 20.03 | | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем |
52-54 | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память» | 3 | | 3 | 21.03 27.03 28.03 | | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. |
55-58 | Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Театральная игра | 4 | | 4 | 03.04 04.04 10.04 17.04 | | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
59 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Солнышко на память» | 1 | | 1 | 18.04 | | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. |
60 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | | 1 | 24.04 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
61-64 | Подготовка к заключительному концерту | 4 | | 4 | 25.04 02.05 08.05 15.05 | | |
65 | Заключительный концерт | 1 | | 1 | 22.05 | | Показ подготовленного концерта, применение на практике полученных навыков. |
66 | Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий год | 1 | | 1 | 23.05 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
Литература:
Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.
Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от____________________
№
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
в начальной школе
_________Ерофеева Н.С.
____________________
В пачке пронумеровано, прошито и
скреплено печатью________листа.
Директор МОУ школы №3
_________________Е.В.Лукашова
«_____»____________2016г.
28