Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| «Утверждено» Директор _________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г. |
Рабочая программа
воспитателя
направление: гражданско-патриотическое воспитание
возраст 7 – 12 лет
срок реализации программы 5 лет
Разработано группой воспитателей:
Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,
Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,
Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.
Хаматовой Е.С.
Уфа – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка…………………………………………….….….3 | |
| Планируемые результаты воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию……………………………………...……4 | |
| Содержание воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию………………………………………………………..…….…6 | |
| Тематическое планирование……………………...……….………...……6 | |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант I)
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края. Формировать у обучающихся черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа патриотического воспитания– это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу,своей малой Родине.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, школе, городу;
расширение представлений о растительном и животном мире России;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
расширение представлений о значении государственных символов России;
воспитание чувство гордости за свою страну, любви к ней.
Формы работы:
Тематические беседы, коллективные творческие дела, дидактические игры, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции,организации выставок, акции, проведение «Уроковмужества»,
тематические стенды.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
Ожидаемые результаты
В результате прохождения программного материала к концу 1-2 году обучения должны знать:
- свой домашний адрес, название города, республики;
- знать герб, флаг малой родины и России;
- президента малой родины и России;
Уметь:
- соблюдать простейшие правила поведения;
- рассказывать о своем малой родине и России;
- бережно отношение к родной природе
В результате прохождения программного материала к концу 3 году обучения должны знать:
-знать традиционные праздники;
- знать родственные связи;
- историческое прошлое своей семьи, малой родины и России;
Уметь:
- рассказывать о своих родных;
- устанавливать простые родственные связи между людьми, животными;
- уважительно относиться ко всем членам своей семьи;
- ориентироваться в своём районе
В результате прохождения программного материала к концу 4 году обучения должны знать:
- памятные места своего района и города;
- достопримечательности, города;
-улицы города, названными в честь героев ВОВ;
Уметь:
- название страны, города, улицу и т. п.;
- правильно вести себя в общественных местах;
- бережно относится к дому, улице, городу;
- дружить и уважительно относиться к друзьям, близким, соседям
В результате прохождения программного материала к концу 5 году обучения должны знать:
- свои права и обязанности;
- жизнь и подвиги своих предков;
- достопримечательности города;
- необходимость занятий спортом;
Уметь:
- пользоваться своими правами и обязанностями;
- уважать права другого человека;
-находить на карте свою страну, столицу и местоположение семи чудес
России;
- получать, обрабатывать и передавать информацию
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа включает в себя следующие: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, викторины, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, республиканские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 1-2 год обучения
1 | Сентябрь | «Что значит имя мое» | Беседа-презентация Игра Беседа Беседа |
«Давайте познакомимся» |
«Легко ли быть милосердным» (ко дню пожилого человека) |
«Мой адрес» |
2 | Октябрь | «Дворик моей мечты» | Конкурс рисунков Беседа Беседа Беседа |
«Наш родной город» |
«Хлеб - всему голова» |
| | «Природа Башкирии» |
3 | Ноябрь | «Моя семья и кто в ней я» | Коллаж Презентация Беседа Беседа |
«Я живу в России» |
«Символы государства: Герб, гимн, флаг» |
«Москва – столица нашей Родины, сердце нашей Родины» |
4 | Декабрь | «Дом, улица, адрес» | Беседа Конкурс рисунков Беседа Беседа |
«Природа России» |
«Моя Родина» |
«Страна моя родная!» |
5 | Январь | «Три богатыря» | Чтение литературы Экскурсия |
«Зимний парк» |
6 | Февраль | «Государственный герб России» | Конкурс рисунков Беседа Мероприятие |
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» |
«День защитника отечества» |
7 | Март | «Кто сторожит тишину?» | Беседа Мероприятие Спортивный конкурс |
«Мамин день-8 марта» |
«Хочется мальчишкам в армии служить» |
8 | Апрель | «Герб, флаг РБ» | Конкурс рисунков Презентация Беседа Беседа |
«Покорение космоса» |
«Славится Россия чудо – мастерами» |
«Кто мы, откуда мы» |
9 | Май | Демонстрация – что это такое? | Презентация Экскурсия в парк «Победы» Беседа |
«9 мая – День Победы» |
«Мои папа и дедушка – защитники Отечества» |
Тематическое планирование 3 год обучения
1 | Сентябрь | «Малая родина» | Экскурсия Беседа Беседа Беседа |
«История улицы, на которой я живу» |
«Жила – была река…» |
«Родной дом и семья» |
2 | Октябрь | «Семейный альбом» | Конкурс рисунков Беседа Беседа Беседа |
«Что мы знаем о традициях» |
«Традиции семьи» |
| | «Мир семейных увлечений» |
3 | Ноябрь | «Увлечения в моей семье» | Коллаж Презентация Беседа Беседа |
«Родная школа. Её история и традиции» |
«Любимые места города» |
«Народные таланты нашего края» |
4 | Декабрь | «История символов государства» | Беседа Конкурс рисунков Беседа Беседа |
«Народные традиции» |
«Государственные праздники» |
«Страна моя родная!» |
5 | Январь | «Народные праздники на Руси. Рождество» | Чтение литературы Библиотечный час |
«Русские героические сказки» |
6 | Февраль | «История моего города» | Конкурс рисунков Беседа Мероприятие |
«Красота зимней природы» |
«Защитники отечества» |
7 | Март | «Природа родного края?» | Беседа Мероприятие Спортивный конкурс |
«О мамах родных» |
«Животный мир родного края» |
8 | Апрель | «Растительный мир родного края» | Конкурс рисунков Презентация Беседа Беседа |
«Наши космонавты» |
«Промышленное производство края» |
«Моя родословная» |
9 | Май | «Богатырские потешки» | Военно-спортивная игра Экскурсия к Вечному огню Конкурс рисунков |
«День Победы» |
«Мы за мир!» |
Тематическое планирование 4 год обучения
1 | Сентябрь | «История моего города» | Экскурсия Беседа Конкурс рисунков Презентация |
«История моей улицы» |
«Мой город в будущем» |
«Вот она, какая моя Родина большая» |
2 | Октябрь | «Дни воинской славы России» | Экскурсия в библиотеку Конкурс рисунков Беседа Беседа |
«Мы вместе!» |
«Традиции семьи» |
| | «Наша Армия родная» |
3 | Ноябрь | «Поговорим о дружбе» | Беседа Презентация Библиотечный час Беседа |
«Знакомство с литературными произведениями о дружбе» |
«Дружба крепкая очень нам нужна»… |
«Родной дом и семья» |
4 | Декабрь | «О чѐм рассказала награда?» | Беседа Экскурсия в библиотеку Библиотечный час Беседа Беседа |
«Уфа не сразу строилась. Достопримечательности Уфы » |
«Русская береза» |
«Былинные герои» |
5 | Январь | «Народные праздники на Руси. Рождество» | Чтение литературы Библиотечный час |
«Русские героические сказки» |
6 | Февраль | «След войны в моем доме» | Конкурс рисунков Беседа Беседа |
«Что даёт наш край стране» |
«С кого пример в жизни брать» |
7 | Март | «Имена героев на карте района» | Беседа Спортивный конкурс Беседа |
«Богатырская наша сила» |
«Животные и растения – наши меньшие братья!» |
8 | Апрель | «Если бы я был президентом страны…» | Конкурс рассказов Конкурс плакатов Беседа Беседа |
«Мир дому твоему» |
«Путешествие по родному району» |
«Школа – часть малой Родины» |
9 | Май | «Родной край люби и знай» | Беседа Экскурсия к Вечному огню Конкурс рисунков |
«Свеча памяти» |
«Защитники Отечества в моей семье» |
Тематическое планирование 5 год обучения
1 | Сентябрь | «Зачем человеку семья» | Экскурсия Беседа Конкурс рисунков Презентация |
«Какие обязанности ты выполняешь дома» |
«Мы тоже имеем права» |
«Что значит быть ответственным?» |
2 | Октябрь | «Достопримечательности нашего города" | Экскурсия Конкурс рисунков Весёлые старты Беседа |
«Герои нашего времени» |
«Тяжело в учении, легко в бою» |
| | «Пусть всегда будет солнце!» |
3 | Ноябрь | «Экологические проблемы нашей Родины» | Презентация Презентация Беседа Беседа |
«Что я сделал хорошего?» |
«Забота о братьях наших меньших» |
«Чтоб Защитником стать» |
4 | Декабрь | «Георгиевская ленточка | Беседа Экскурсия вбиблиотеку Библиотечный час Презентация |
«Зарница» |
«Народные таланты нашего края» |
«Растительный мир родного края» |
5 | Январь | «Что я знаю о России» | Викторина Библиотечный час |
«Дети блокады» |
6 | Февраль | «История моего города» | Конкурс рисунков Беседа Коллаж |
«Красота зимней природы» |
«Увлечения в моей семье» |
7 | Март | «Природа родного края» | Беседа Мероприятие Презентация |
«О мамах родных» |
«Животный мир родного края» |
| Апрель | «Знаменитые женщины нашего города» | Презентация Беседа Беседа Беседа |
«На кого я хочу быть похожим» |
«Герои Советского Союза – наши земляки» |
«Чтоб Защитником стать» |
9 | Май | «Промышленное производство края» | Беседа Экскурсия в музейБоевой славы Конкурс рисунков |
«Салют, Победа» |
«Народные традиции» |
«Рассмотрено» на заседании ШМО___________________________ Руководитель МО__________ /ФИО./ «___»_________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г. |