СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь адресована студентам ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»в соответствии с учебной программой  для специальностей: «Технология продукции общественного питания», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Сварочное производство», «Прикладная информатика в экономике»

Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»



Утверждаю

Заместитель директора по УР

___________Панькова Л.С

«____»______________2015 г







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»







Для специальностей:

  • «Технология продукции общественного питания

  • «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

  • «Сварочное производство»

  • «Прикладная информатика в экономике»




















г. Холмск

2015 г

Согласовано:

Зам.директора по НМР: ________Сафина В.Г

Председатель ЦМК _________Давыденко Л.И




Составитель: Сафина В.Г – преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»».








































АННОТАЦИЯ:


Дисциплина «Основы философии» относится к циклу гуманитарных и социально- гуманитарных дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурного наследия человечества, на выработку собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. В курсе изучения дисциплины «Основы философии» помимо лекционных занятий предусмотрены практические занятия, направленные на работу со справочной литературой.

Рабочая тетрадь адресована студентам ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»в соответствии с учебной программой дляспециальностей: «Технология продукции общественного питания», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Сварочное производство», «Прикладная информатика в экономике»

Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.

Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, должны быть изучены. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания.

Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».



















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Уважаемые студенты!

Самостоятельная работа потребует от Вас настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Есть еще одна важная ее сторона, – реальная возможность проявить свою индивидуальность: независимость суждений, свое видение явлений, свое решение проблемы. Индивидуальная самостоятельная работа является мощным источником развитием способностей и средством самовыражения личности.

Цель данного пособия: облегчить Вашу самостоятельную работу по изучению философии и успешно подготовиться к зачёту по данному предмету. Рабочая тетрадь по Основам философии составлена на основе Рабочей программы по трем основным разделам курса: Философия и ее роль в обществе. Основные идеи мировой философии от античности до древнейшего времени. Человек – как главная философская проблема. Раздел делится на темы, к каждой из которых прилагаются основные понятия, вопросы для самоподготовки, упражнения и задачи, темы рефератов, тестовые задания, таблицы и схемы, список литературы.

Методические рекомендации по работе с тетрадью.

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием Рабочей программы по курсу Основ философии, которая содержится в методическом пособии. К каждой теме, содержащейся в Рабочей программе составлены задания в данной тетради.

2.Найдите необходимую Вам тему. Внимательно изучите ее основные понятия. Вопросы для самоподготовки можно прорабатывать сразу после изучения темы.

3.Упражнения и задачи обязательны для выполнения, если речь идет о тех понятиях, которые студент должен знать по данной теме. Наряду с ними Вам предлагается самим определить для себя вопрос, над которым Вы хотели бы работать самостоятельно. Этот подход делает изучение философии не шаблонным, а творческим. В этом примечательная черта демократизации обучения.













РАЗДЕЛ 1.

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.


Тема: Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия как любовь к мудрости. Предмет философии и ее роль в обществе

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.


Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Задачи: стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширять круг знаний;

  • прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями


ЗАДАНИЕ №1

1. Раскройте смысл философских понятий:


Философия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Натурфилософия_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гносеология_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Назовите основные функции философии (дайте им краткую характеристику):

1.______________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.______________________________________________________________________________


5. Назовите три основные формы мировоззрения и дайте им определения:


1.______________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 2.Вставь пропущенное слово.

Философия в буквальном переводе с греческого означает ………………….(«филиа» — любовь, «софиа» —………………..). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый ……………(580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно получило в ……..н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых называли………….., т.е. мудрецами.

Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — ………………….

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, но …………….— страна наиболее четкой, последовательной и логичной ……………………системы.


ЗАДАНИЕ3: Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Сопоставьте миф и философскую идею. Что между ними общего? В чем различие? Приведите пример, когда философская идея родилась в процессе преодоления мифа. Каковы особенности дофилософских картин мира?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Вспомните, что в тексте главы говорилось о специфике философии. Отличается ли она от науки? Не является ли сама наукой? Как родилось слово «метафизика»? Можно ли окончательно решить ту или иную философскую проблему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Какую роль, на ваш взгляд, играет философия в современном мире? Для ответа наэтот вопрос привлеките материал главы, в котором говорится о положительнойоценке философии, ее огромной роли в современной культуре. Попробуйте изложитьи собственные соображения по этому поводу. В чем величие и трагизм философии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4 Распределите имена философов соответственно их высказываниям


1.Фалес

а) отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве исходной сущности беспредельное (апейрон).

2.Гераклит

б) Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, так называемые гомеомерии («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные своим невидимым прообразам.

3.Анаксимен

в) Первоначало, из которых все существующее возникло-вода.

4.Анаксагор

г) Первоначало, из которых все существующее возникло – огонь.

5.Пифагор

д) Первоначало, из которых все существующее возникло – воздух.

6.Демокрит

е) Основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок».

7.Сократ

ж )Ввел понятие идеи — понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, послужившую основой нового направления.

8. Анаксимандр

з) Отличался от софистов тем, что не просто учил, т.е. передавал знания, а пользовался методом приведения людей к истине, благодаря которому каждый приходит к ней сам.


Задание 4. Согласны ли Вы с суждением: «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек. Обоснуйте свой ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Контрольные вопросы.

  1. Что такое философия?

  2. От каких слов происходит название этой дисциплины?

  3. Как они определяются?

  4. В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?

  5. Каков предмет философии?

  6. Что такое рациональность, из чего она складывается?

  7. Каковы требования к определению понятий?

  8. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?


Рефлексия:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:_______________





























Тема: «Средневековая философия»


Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Задачи: стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширять круг знаний;

  • прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями


ЗАДАНИЕ 1: раскрыть смысл философских понятий:

Патристика – _______________________________________________________________

Схоластика – ____________________________________________________________

Откровение - _____________________________________________

Гуманизм – _______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу: « Религиозная философия средневековья». Проведите сравнительный анализ.


Августин Блаженный

Фома Аквинский


















Сравнительный анализ:







ЗАДАНИЕ № 3. Укажите чем отличаются между собой два противоположных направления Средневековой теологической философии

1.Номинализм и Реализм___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Назовите видных представителей

Реализма________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номинализма____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите основные произведения

Августина Блаженного____________________________________________________________

Фомы Аквинского________________________________________________________________


4. Назовите, к какому направлению относятся следующие философы: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите основоположника Реформации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Укажите характерные черты эпохи Возрождения_____________________________________

________________________________________________________________________________

7. Дайте краткую характеристику основным направлениям философии Возрождения

Гуманистическое_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неоплатоническое________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольные вопросы.

1.Как развил Аристотель античную этику?

2.Что такое мир идей в понимании Платона?

3.Как представлял себе Платон идеальное государство?

5.Как соотносятся с античной философией представления Августина?

6.В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?

7.Каково соотношение между заслугами человека и благодатью, поАвгустину?

8.Как соотносятся с античной философией представления ФомыАквинского?

9.В чем отличие средневековой философии от античной?


Рефлексия:_____________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:______________





















Тема: «Философия Нового времени»


Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Задачи: стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширять круг знаний;

  • прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями


Задание 1Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое рациональность?

Поищите синонимы к слову «рациональный».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что такое эмпиризм? Кто является представителем данного понятия?__________

_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


З а д а н и е 2. Завершите дефиницию соответствующим понятием


1) Форма умозаключения от частного к общему, метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса – ...

2) Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, способ построения и обоснования системы философского знания – ...

3) Живые, духообразные единицы, из которых всё состоит и кроме которых ничего в мире нет, – …

4) Учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, – ...

5) Движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования, – ...


Задание 3. Охарактеризуйте пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность (согласно Бэкону)


Путь паука______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Путь муравья____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Путь пчелы_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 4. Охарактеризуйте "призраки" ("идолы"), которые, согласно Бэкону, препятствуют человеку получить истинные знания:

Призрак рынка___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Призрак пещеры__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Призрак театра___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Призрак рода____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 5.Распределите имена философов соответственно их учениям. Результаты занесите в таблицу.

1. Спиноза

а) Родоначальник рационализма Нового времени

2.Декарт

б) Человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии с объективными законами.

3.Френсиса Бэкона

в) Монады-явления, за которыми скрывается непространственное, чисто духовное бытие простых субстанций.

4.Лейбниц

г) Лучшее из всех доказательств — опыт, а чувства — основа знания.

5. Джон Локк

д) Рождается человек как tabularaza («чистая доска»). Все свои понятия человек приобретает из жизненного опыта и не имеет врожденных идей.

6.Иммануил Кант

е) Все качества тел являются вторичными, и мы ничего не способны знать о внешнем мире как существующем сам по себе.

7.Дэвид Юм

ж) «Лишите материю всех ее представимых качеств, как первичных, так и вторичных, и вы до некоторой степени уничтожите ее, оставив только какое-то неизвестное, необходимое нечто, в качестве причины наших восприятий». Это нечто философ назвал «вещью в себе».


Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные направления в теории познания Нового времени.

  2. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания.

  3. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль "картезианского сомнения" в познании.

  4. Кому принадлежит известное изречение «Знание — сила»? Как вы понимаете это высказывание?

  5. Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения.

  6. Кому принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? К какому направлению относятся философские взгляды автора?

  7. В чем сущность монадологии Лейбница? Понятие предустановленной гармонии.

  8. Раскройте смысл гносеологического спора между эмпириками и рационалистами.


Рефлексия:_____________________________________________________________

Оценка:_______

Преподаватель:_____________






Тема .Немецкая классическая философия


Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Задачи: стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширять круг знаний;

  • прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями

1. Назовите основных представителей Немецкой классической философии

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Дать характеристику немецкой классической философии (раскрыть идеи философов Канта, Гегеля, К.Маркса, Л.Фейербаха_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Назовите философа, чья философия считается завершающим этапом Немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Назовите, кто из нижеперечисленных философов представляет


Объективный идеализм_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субъективный идеализм______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропологический материализм__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах)


5.Раскрыть основные идеи постклассической философии на примере взглядов Шопен­гауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 6. Заполните таблицу: « Философские взгляды Фихте, Шеллинга и Гегеля»


Философы

Суть учения

Фихте






Шеллинг






Гегель








Задание 7. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?


И. Кант считал, что совесть — это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых — результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания.


Задание 8 Проведите сравнительный анализ суждений:


«Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать» (И. Кант).

«Вся философия не имеет в виду никакой иной цели, как только ответы на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть?» (И. Фихте).

«В основе всего сущего лежит Абсолют. Он есть такое нечто, которое содержит возможность всего, и посему не является ни духом, ни природой и в своем развитии следует целесообразности» (Ф. Шеллинг).

«Если в других науках предметом мышления является пространство, число и так далее, то философия должна сделать своим предметом мышления само мышление» (Г. Гегель).


Задание 9 Объясните следующие тезисы Гегеля:


«Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем и необходима».

«Государство — «предмет, в котором свобода изобретает и переживает свою объективность…».

«Человеку принадлежит безграничная сила решений».

«Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все…».

«…Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают…»


Задание 10 Объясните гегелевские принципы:

«Все действительное разумно, все разумное действительно».

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».

«Противоречие есть «корень всякого движения и жизни, всякого самодвижения»; оно составляет «самый внутренний, самый объективный момент жизни и духа, через который имеет бытие — субъект, личность и (все) свободное».


Задание 11 Объясните гегелевские принципы

  1.  Назовите основные философские работы Л. Фейербаха (1804—1872). Почему критика идеализма и религии занимает ведущее место в его творчестве? В чем суть младогегельянства, к которому мыслитель принадлежал?

  2.  Почему философское учение Фейербаха можно охарактеризовать как антропологический материализм? В чем видел мыслитель важнейшую задачу философии? Объясните его тезис: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат (предмет)».

  3. В чем сущность эвдемонизма Фейербаха? Почему его эвдемоническое обоснование нравственности в целом оказалось внеисторическим и ненаучным? Почему внеисторично (и ненаучно) утверждение о том, что субстанциальной основой ощущения людей являются их чувственные отношения (любовь)?

  4.  Объясните, за что подвергается критике философская система Фейербаха. Почему его системой завершается период развития классической философии?

Контрольные вопросы.

  1. Что такое Абсолютная Идея?

  2. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?

  3. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

  4. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

  5. В чем своеобразие учения Ницше?


Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________

Тема. Русская религиозная философия XIX–XX вв.


Основные понятия: западничество, славянофильство, евразийство, всеединство, русский космизм, исторический материализм, богочеловечество, диалектический материализм, марксизм, мессианизм, соборность, русская идея, «Москва – третий Рим», византизм

  1. Дать определения следующим понятиям:

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО_____________________________________________________

ВСЕЕДИНСТВО__________________________________________________________

ЗАПАДНИЧЕСТВО_______________________________________________________

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ ___________________________________________________

РУССКИЙ КОСМИЗМ_____________________________________________________

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО_____________________________________________________

СОФИЯ _________________________________________________________________


ЗАДАНИЯ

1. Выделите характерные черты Русской философии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Укажите основные этапы Русской философии (кратко охарактеризуйте каждый из них)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Укажите, в чем сущность идеи "Москва - третий Рим". (напишите имя автора данной идеи)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Назовите основных представителей материалистического направления в Русской философии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу. «Концепция смысла жизни русских философов». Проведите сравнительный анализ концепции смысла жизни, которые выдвигались представителями русской религиозной философии Н. Бердяев, С. Франк.Дайте оценку различным концепциям смысла жизни, которые выдвигались отдельными философами.



Николай Бердяев

Семен Франк












Провести сравнительный анализ:








  1. Выскажите своё мнение



  1. Жизнь, смерть и бессмертие в философском осмыслении

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете идею Достоевского о невозможности человеческого счастья без свободы? Согласны вы с ней?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изменение взглядов на смысл жизни человека в философии нового времени.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое София в учении Соловьева? В чем она проявляется и чем характеризуется?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполните таблицу:

Вопросы спора

западники

славянофилы

Исторический путь развития




Отношение к петровским реформам




Отношение к крепостному праву




Отношение к православию





Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________






































Тема Глобальные проблемы современности



Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Задачи: стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширять круг знаний;

  • прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями


Задание 1. Дайте определения понятию «глобальные проблемы»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Распределите по колонкам

Интерсоциальные глобальные проблемы

Глобальные проблемы, возникшие в результате взаимодействия природы и общества

Глобальные проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества





















Задание 2. Укажите основные противоречия современной цивилизации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Выделите основные глобальные проблемы современности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Укажите возможные пути решения глобальных проблем современности

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5 Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое ускорение прогресса? Расскажите, что вы знаете о научно-технической

революции и ее социальных последствиях, Каковы прототипы научно-технической

революции? Что такое информационные технологии?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Когда был создан Римский клуб? Охарактеризуйте ваше понимание глобальных

проблем. Когда и почему они были осознаны? Какие проблемы мы относим к

глобальным? Каковы пути решения глобальных проблем?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Проведите различие между утопией и антиутопией. Какие антиутопии вы знаете?

Какие прогнозы на будущее вам знакомы? Как можно предвидеть будущее?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе XXI век.

Каким он, по вашему мнению, будет и почему? Может ли случиться нечто

непредсказуемое, о чем не догадываются прогнозисты?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

  1. Что такое глобальные проблемы современности?

  2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

  3. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

4.Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения человека и природы?



Рефлексия:___________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:______________









































.