СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочие программы с обучающимися особой группы.Это актуально, потому что. когда сталкиваешься с обучением таких детей, то необходимо на что-то опираться.
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Директор МБОУ гимназии № 4 ________________ Мартынчук С.А. «____» _________________20 ___ г.
|
Краснодарский край Мостовский район поселок Псебай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_______2017 года протокол №1 Председатель__________С.А. Мартынчук
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По трудовому обучению
Ступень обучения (класс): 4 класс
Количество часов 34 ч
Учитель Москвитина Виктория Викторовна
Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год в соответствии с ФКГОС-2004 начального общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для 1-4 классов составлена на основании:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; 7 е издание. – М.: Просвещение, 2010г.
Базисного учебного плана ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской..
Письмо МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений и рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Приложение к письму МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
-уважение к людям труда;
-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- развитие организационных умений и навыков;
-ознакомление учащихся с видами и свойствами, назначением и применением предметов, способами их обработки;
-совершенствование общетрудовых умений и навыков;
-осуществление эстетического воспитания;
-ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью людей;
-формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Общая характеристика учебного предмета «Трудовое обучение»
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация.
работа с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Место учебного предмета «Трудовое обучение» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Трудовое обучение» в начальной школе в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Содержание учебного материала по классам
4 класс
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
АППЛИКАЦИИ
Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.
Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Практические работы
Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.
Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ
Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты.
Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.
Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
Практические работы
Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.
Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ
Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.
Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ
Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков.
Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ
Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.
Практические работы
Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
РАБОТА С ТКАНЬЮ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ
Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы
Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ
Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы
Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ
Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы
Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ
Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
РАБОТА С МЕТАЛЛОМ И ДРЕВЕСИНОЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ
Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг. 4. Головоломки.
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы
Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕСТИ И ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА
Изделия: 1. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок. 2. Игрушка «летающий пропеллер».
Технические сведения. Свойства и применение жести, тонколистового металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки, тиски. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами.
Практические работы
Разметка контура изделия по шаблону. Вырезание заготовки с креплением ножниц в тисках. Притупление кромок личневым напильником. Гибка заготовки на оправке.
Разметка заготовки летающего пропеллера по размерам. Разметка, прогибание отверстий под штифты и зачистка заусенцев напильником. Изгибание круга из тонкой стальной проволоки. Крепление пропеллера в круге (зафальцовкой проволоки на концах пропеллера). Пропеллер запускается с помощью катушки с двумя штифтами на торце и стержня.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Изделия: 1. Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и толщине заготовок). 2. Модели транспортных средств: повозка, трактор, грузовой автомобиль (колеса изготавливают учащиеся старших классов), корабль. 3. Поделки из природных материалов.
Технические сведения. Распространенные в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Инструменты: пила-ножовка, драчевый напильник, молоток, клещи, шило, буравчики.
Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней деревьев.
Практические работы
Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска.
Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных, человека. Сборка путем засверливания отверстий буравчиком, склеивания.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФАНЕРЫ (ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ)
Изделия: 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая автомашина). 2. Силуэты птиц и зверей.
Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы, правила безопасности.
Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства фанеры.
Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и применение.
Практические работы
Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. Крепление заготовки при ручном выпиливании. Приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
Упражнения. Выполнение установочных упражнений в выпиливании лобзиком и выжигании на материалоотходах.
РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ
(ПРОПЕДЕВТИКА ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА)
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
Изделия: 1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей, фруктов.
Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
ЗАГОТОВКА ГЛИНЫ
Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе.
Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и удаление примесей.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЛИНЫ
Изделия: 1. Посуда. 2. Фигуры птиц и зверей.
Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий.
Практические работы
Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину).
Изготовление изделий: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание.
ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА
Изделия: 1. Барельефы. 2. Фигурки животных и птиц.
Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
Практические работы
Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по программе | |
| Работа с бумагой и картоном | 10
| |
| Работа с тканью | 5
| |
| Работа с металлом и древесиной | 13
| |
| Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно-малярного дела)
| 6
| |
ИТОГО | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.«Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год
2.Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1986.
3. Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова «Технология. Ручной труд 4 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение». 2014 г.
Печатные пособия
1.Набор демонстрационных таблиц в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе (в том числе и цифровой форме).
2.Инструкционные карты в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе..
Технические средства обучения
1. Классная доска.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
1. Презентации, соответствующие содержанию обучения
2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей начальных классов от «____» ________20____г. №____
____________ Е.П.Малакеева
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ Н.В.Линёва
«______»____________20____г. |
Краснодарский край Мостовский район поселок Псебай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_______2017 года протокол №1 Председатель_______С.А. Мартынчук
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Ступень обучения (класс): 4 класс
Количество часов 136 ч
Учитель Москвитина Виктория Викторовна
Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год в соответствии с ФКГОС-2004 начального общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2-4 классов составлена на основании:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; 7 е издание. – М.: Просвещение, 2010г.
Базисного учебного плана ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской..
Письмо МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений и рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Приложение к письму МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
«Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Цели и задачи:
Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ученика.
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Формирование умения планировать свою деятельность. Осуществлять контроль и самоконтроль.
Использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении.
Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях.
Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики.
Работать в соответствии с заданными алгоритмами.
Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.
Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета в начальной школе выделяется 136 часов в 4 классе.
Содержание учебного предмета
4 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по программе | Должны знать и уметь | ||
1. | Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение | 11 | - знать различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100; - знание названия компонентов умножения, деления; -различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; -узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения (без вычерчивания); -самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; -способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; -заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; -способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного: сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). -владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); -понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; -адекватное оценивание результатов своей деятельности; - использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; -готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. | ||
2. | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение) | 3 | |||
3. | Миллиметр | 5 | |||
4. | Умножение и деление (повторение) | 4 | |||
5. | Меры массы: килограмм, центнер | 7 | |||
6. | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд | 25 | |||
7. | Линии - прямая, кривая, ломаная, луч | 4 | |||
8. | Умножение и деление | 6 | |||
9. | Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. | 2 | |||
10. | Умножение и деление | 8 | |||
11. | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | 3 | |||
12. | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии | 4 | |||
13. | Умножение и деление | 6 | |||
14. | Длина ломаной | 2 | |||
15. | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью | 3 | |||
16. | Умножение и деление | 4 | |||
17. | Прямая линия. Отрезок | 2 | |||
18. | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью | 2 | |||
19. | Умножение и деление | 4 | |||
20. | Геометрический материал | 1 | |||
21. | Умножение и деление | 1 | |||
22. | Геометрический материал | 1 | |||
23. | Умножение и деление | 1 | |||
24. | Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка | 2 | |||
25. | Умножение и деление | 2 | |||
26. | Меры времени | 1 | |||
27. | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени | 2 | |||
28. | Секунда – мера времени | 2 | |||
29. | Взаимное положение геометрических фигур | 1 | |||
30. | Все действия в пределах 100 | 3 | |||
31. | Деление с остатком | 2 | |||
32. | Треугольники | 2 | |||
33. | Определение времени по часам | 2 | |||
34. | Четырехугольники | 2 | |||
35. | Повторение пройденного за год | 4 | |||
Итого | 136 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
«Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год
Математика. 4 класс. М.Н.Перова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 6-е издание.М.: Просвещение, 2009.
Математика. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях / Т.В.Алышева.-М.: Просвещение, 2011.
Печатные пособия
Комплекты для обучения математике (наборное полотно, набор цифр и знаков, образцы письменных цифр).
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
Таблицы к основным разделам.
Технические средства обучения.
Классная доска.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Презентации, соответствующие содержанию обучения
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей начальных классов от «____» ________20____г. №____
____________ Е.П.Малакеева
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________ Н.В.Линёва
«______»______________20____г.
|
Краснодарский край Мостовский район поселок Псебай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_______2017 года протокол №1 Председатель_______С.А. Мартынчук
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По чтению и развитию речи
Ступень обучения (класс): 4 класс
Количество часов 136 ч
Учитель Москвитина Виктория Викторовна
Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год в соответствии с ФКГОС-2004 начального общего образования.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтению и развитие речи» для 4 класса составлена на основании:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; 7 е издание. – М.: Просвещение, 2010г.
Базисного учебного плана ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской..
Письмо МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений и рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Приложение к письму МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основными задачами обучения чтению 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. На внеклассном чтении происходит знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Изучение чтения в 4 классах направлено на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе VIII вида является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как читателя, способного к использованию читательской деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Чтение и развитие речи», в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений
Общая характеристика учебного предмета «Чтение и развитие речи»
Чтение и развитие речи - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Место учебного предмета «Чтение и развитие речи» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета в 4 классе выделяется 136 часов, ( 4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
4 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
1. «Человек и его дела» (рассказы В.Драгунского, Е.Пермяка)
2. Рассказы Б. Житкова.
3. Сказки разных народов.
4. «Стихи и рассказы о зиме».
5. По страницам детских газет и журналов.
6. В. В. Бианки «Вести из леса».
7. «Непобедимая и легендарная…(произведения о русской Армии)»
8. «О братьях наших меньших» (рассказы В.Чаплиной, Б.Житкова и Е. Чарушина и др.)
9. «Рассказы Н.Носова».
Перечень заучиваемых стихотворений: В.Лебедев- Кумач : «Здравствуй, школа!», А.К.Толстой «Осень!», А.Твардовский «Лес осенью», О.Высоцкая «Осеннее утро», И.Крылов «Стрекоза и муравей», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Никитин «Встреча зимы», Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором», Ф.Тютчев «Весенние воды», И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает», Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Основные требования к знания, умениям учащимся
4 класс
Учащиеся должны уметь:
-осознанно и правильно читать текст вслух целыми предложениями после работы над ним под руководством учителя;
-трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
-пересказать содержание прочитанного;
-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов по программе |
1. | Вводный урок. «Здравствуй , школа!» | 1 |
2. | Что такое хорошо… | 16 |
3. | Уж небо осенью дышало | 18 |
4. | Народные сказки | 8 |
5. | О труде и трудолюбии | 11 |
6. | Произведение русских и зарубежных писателей | 12 |
7. | Идет волшебница зима | 24 |
8. | Люби все живое | 14 |
9. | В стране чудес | 6 |
10. | Весна идет | 16 |
11. | Лето наступило | 10 |
| Внеклассное чтение (один раз в месяц) | 9 |
Итого | 136 |
6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1.«Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год
2.Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-составители С.Ю.Ильина.-8-е издание-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2011.-247с.
3.Чтение:4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева.-7-е издание.-М.: Просвещение, 2007.
4. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Смирнова З.Н. М.: «Просвещение»,2009
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе и цифровой форме).
2. Словари по русскому языку.
3.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и цифровой форме).
4. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
5. Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения.
1. Классная доска.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
1.Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
3. Презентации, соответствующие содержанию обучения
4.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей начальных классов от «____» ________20____г. №____ ____________ Е.П.Малакеева
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________Н.В.Линёва «______»_____________20____г.
|
Краснодарский край Мостовский район поселок Псебай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_______2017 года протокол №1 Председатель_______С.А. Мартынчук
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По письму и развитию речи
Ступень обучения (класс): 4 класс
Количество часов 170 ч
Учитель Москвитина Виктория Викторовна
Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год в соответствии с ФКГОС -2004 начального общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для 4 классов составлена на основании:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; 7 е издание. – М.: Просвещение, 2010г.
Базисного учебного плана ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской..
Письмо МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений и рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Приложение к письму МОиН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/15-14
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
«Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Цель программы обучения:
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
-подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
-целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
-формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-совершенствование произносительной стороны речи;
-формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
-уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
-развитие пространственной ориентации,
-развитие основных мыслительных операций,
-коррекция речи и мышления,
-коррекция фонематического слуха,
-коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
-обогащение словаря,
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Общая характеристика учебного предмета «Письмо и развитие речи»
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
В 4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 4 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже в 4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
В 4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Место учебного предмета «Письмо и развитие речи» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета в начальной школе выделяется для 4 классов по 170 ч ( по 5 часов в неделю).
Содержание учебного предмета
4 класс
ПОВТОРЕНИЕ
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
СЛОВО
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ*
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ*
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ*
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение пройденного.
_____________________________________________________________________________
* Задания по письму и чистописанию, по развитию устной речи, связной письменной речи включены на каждом уроке изучения предмета письма и развития речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
4 класс
Учащиеся должны уметь:
-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать: алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Разделы, темы | |
Количество часов по программе | ||
| ||
| ||
1. | Повторение. | 10 |
2. | Алфавит. | 8 |
3. | Мягкий знак на конце и в середине слова | 8 |
4. | Разделительный мягкий знак. | 10 |
5. | Гласные после шипящих. | 5 |
6. | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 18 |
7. | Ударные и безударные гласные. | 9 |
8. | Правописание безударных гласных. | 14 |
9. | Непроверяемые безударные гласные. | 12 |
10. | Названия предметов, действий и признаков. | 21 |
11. | Имена собственные. | 6 |
12. | Предлоги. | 10 |
13. | Разделительный твёрдый знак. | 5 |
14. | Родственные слова. | 7 |
15. | Предложение. | 10 |
16. | Знаки препинания в конце предложения. | 6 |
17. | Главные и второстепенные слова в предложении. | 5 |
18. | Повторение пройденного. | 6 |
| Итого: | |
6. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова.-6-е изд. - М: Просвещение, 2009.
Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 350 с.
Козлова Т.И. Толковый словарь для школьников. Грамматика. Словообразование. Орфография. / Т.И. Козлова; [под ред. Н.П. Кабановой]. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. -672 с.
Русский язык.2 класс: учебник специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Э.В.Якубовская, Н.В.Павлоав.-2-е изд. - М: Просвещение, 2011.
Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Белгород: Изд-во Бел РИПКППС, 2007, 38 с.
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 год
Печатные пособия
Касса букв и сочетаний.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.
Толковый словарь по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
«Картинный словарь» (набор картинок и карточек со словарными словами)
Технические средства обучения.
Классная доска.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия.
Презентации, соответствующие содержанию обучения
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от «____» ________20____г. №____ ____________ Е.П.Малакеева
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________Н.В.Линёва «______»___________20____г.
|