СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над ошибками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками»

Урок 26
Работа над ошибками

Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов, безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов, проверять написанное.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).

Образовательные ресурсы:

1 Учебник, рабочая тетрадь.

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. Интернет-ресурсы:

••http://festival.1september.ru/articles/521168/

•• ttp://sparrow.ucoz.ru/publ/materialy_dlja_podgotovki_k_sessijam_i_perevodnym_ehkzamenam/literatura/analiz_proizvedenija_na_leksicheskom_urovne/11-1-0-6

••http://s27nk.ucoz.ru/Bardina.doc

Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

– На прошлом уроке мы работали над составлением и письменным изложением текста на основе зрительного восприятия. После вашей проверки я тоже прочитала записанные вами тексты и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценки. Если нет, то, как вы думаете, почему?

– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.

II. Анализ работы по развитию речи.

Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные при письменном изложении текста (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные); акцентирует внимание на соответствие содержания изложенного текста теме.

III. Работа над ошибками.

Работа над ошибками проводится в тетрадях.

Пример работы над речевыми ошибками

– Одними из самых распространенных видов ошибок в творческих работах по развитию речи являются неудачный порядок слов в предложении и неоправданные лексические повторы. (Учитель приводит примеры синтаксических конструкций с данным типом ошибок из работ по развитию речи.)

– Напоминаю, что обычный порядок слов в предложении следующий:

подлежащее сказуемое

(может быть второстепенный
член предложения,
поясняющий его)

(могут быть второстепенные
члены предложения,
поясняющие его)

– Приведу пример из текста: «Ёлочка появилась на свет осенью».

– А теперь прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

– Если мы перестроим предложение по вышеуказанной схеме, то получится следующее предложение:

– Почему А. С. Пушкин именно так расположил слова в предложении? (Чтобы сделать его более выразительным.)

– Приведу примеры из ваших работ.

Вариант 1

Прошло много лет. Каждую осень в день рождения ёлочки деревья дарят ей подарки-листочки. Осина роняет красные фонарики. Клен – оранжевые звезды. А ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

Вариант 2

Прошло много лет. Деревья дарят в день рождения ёлочке подарки. Роняет осина свои красные фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива сыплет на ёлочку тонкие золотые рыбки.

– Возможно ли такое построение предложений? (Да.)

– Русский язык уникален и интересен тем, что из всякого правила в нем есть исключения. Мы с вами убедились, что порядок слов имеет большое значение в предложении. Но бывает так, что неудачно построенное предложение приводит к двоякому смыслу. Определим эти смыслы.

1) У нас с братом беда. (Беда у меня и у брата. У нас в семье проблемы, связанные с моим братом.)

2) Велели ему помочь. (Велели, чтобы кто-то помог ему в выполнении его работы. Ему было сказано, чтобы он кому-то помог.)

– Сделаем вывод: двоякий смысл предложения затрудняет процесс понимания. Задача говорящего – высказывать свою мысль однозначно. В этом ему помогает в том числе и порядок слов.

– Все мы в некотором роде писатели и поэты, когда пишем письма, сочинения, стихи.

Послушайте, что пишет поэт М. Исаковский относительно порядка слов в предложении: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и также правильно сочетать их в предложении и т. п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.

Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем многообразии его форм и сочетаний.

И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.

Мне трудно сейчас (и за давностью времени, и вследствие ограниченного размера статьи) хоть сколько-нибудь подробно рассказать, какими методами я пользовался в своей работе…

Я, например, читал стихи Пушкина и Некрасова, стараясь понять, как при помощи самых обычных слов эти поэты достигают в своих произведениях такой огромной силы и убедительности».

– Неоправданные лексические повторы обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль.

На доске: Работа списана, и списавший не отрицает, что списал работу, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать работу.

– Чтобы избежать лексических повторов нередко приходится значительно изменять первоначальный текст. Попробуем исправить речевую ошибку. (Иванов не отрицает, что списал работу у Петрова, который разрешил ему это сделать.)

– Однако повторение слов не всегда свидетельствует о стилистической беспомощности автора: оно может стать стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Мы с вами об этом говорили. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие: Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман.

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Б. Окуджава

– Повтор во второй строке означает: «Солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь». Или «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной».

Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок.

Карточка 1

Мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в черной точке черты рыбацких лодок. (Но вот мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в ней черты рыбацких лодок.)

Карточка 2

Девочка в ожидании смотрит вдаль. Девочка держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Девочка согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки. (Девочка в ожидании смотрит вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки.)

Пример работы над орфографической ошибкой.

– Очень часто в самостоятельных работах такого рода ученики допускают орфографические ошибки, несмотря на то, что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельным письменным изложением текста. (Учитель приводит примеры слов с допущенными орфографическими ошибками из работ по развитию речи.)

Порядок работы над словами с данным типом ошибок, а также над пунктуационными ошибками приводится в уроке 3.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Над какой темой работали на уроке? (Анализировали работу по развитию речи. Выполняли работу над ошибками.)

– Что выполняли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 20–30, упражнение (по выбору) из числа невыполненных.