Урок 26
Работа над ошибками
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов, безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов, проверять написанное.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Образовательные ресурсы:
1 Учебник, рабочая тетрадь.
2. Карточки для индивидуальной работы.
3. Интернет-ресурсы:
••http://festival.1september.ru/articles/521168/
•• ttp://sparrow.ucoz.ru/publ/materialy_dlja_podgotovki_k_sessijam_i_perevodnym_ehkzamenam/literatura/analiz_proizvedenija_na_leksicheskom_urovne/11-1-0-6
••http://s27nk.ucoz.ru/Bardina.doc
Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– На прошлом уроке мы работали над составлением и письменным изложением текста на основе зрительного восприятия. После вашей проверки я тоже прочитала записанные вами тексты и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценки. Если нет, то, как вы думаете, почему?
– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.
II. Анализ работы по развитию речи.
Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные при письменном изложении текста (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные); акцентирует внимание на соответствие содержания изложенного текста теме.
III. Работа над ошибками.
Работа над ошибками проводится в тетрадях.
Пример работы над речевыми ошибками
– Одними из самых распространенных видов ошибок в творческих работах по развитию речи являются неудачный порядок слов в предложении и неоправданные лексические повторы. (Учитель приводит примеры синтаксических конструкций с данным типом ошибок из работ по развитию речи.)
– Напоминаю, что обычный порядок слов в предложении следующий:
подлежащее
сказуемое
(может быть второстепенный член предложения, поясняющий его) | (могут быть второстепенные члены предложения, поясняющие его) |
– Приведу пример из текста: «Ёлочка появилась на свет осенью».
– А теперь прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
– Если мы перестроим предложение по вышеуказанной схеме, то получится следующее предложение:
– Почему А. С. Пушкин именно так расположил слова в предложении? (Чтобы сделать его более выразительным.)
– Приведу примеры из ваших работ.
Вариант 1
Прошло много лет. Каждую осень в день рождения ёлочки деревья дарят ей подарки-листочки. Осина роняет красные фонарики. Клен – оранжевые звезды. А ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
Вариант 2
Прошло много лет. Деревья дарят в день рождения ёлочке подарки. Роняет осина свои красные фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива сыплет на ёлочку тонкие золотые рыбки.
– Возможно ли такое построение предложений? (Да.)
– Русский язык уникален и интересен тем, что из всякого правила в нем есть исключения. Мы с вами убедились, что порядок слов имеет большое значение в предложении. Но бывает так, что неудачно построенное предложение приводит к двоякому смыслу. Определим эти смыслы.
1) У нас с братом беда. (Беда у меня и у брата. У нас в семье проблемы, связанные с моим братом.)
2) Велели ему помочь. (Велели, чтобы кто-то помог ему в выполнении его работы. Ему было сказано, чтобы он кому-то помог.)
– Сделаем вывод: двоякий смысл предложения затрудняет процесс понимания. Задача говорящего – высказывать свою мысль однозначно. В этом ему помогает в том числе и порядок слов.
– Все мы в некотором роде писатели и поэты, когда пишем письма, сочинения, стихи.
Послушайте, что пишет поэт М. Исаковский относительно порядка слов в предложении: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и также правильно сочетать их в предложении и т. п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем многообразии его форм и сочетаний.
И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.
Мне трудно сейчас (и за давностью времени, и вследствие ограниченного размера статьи) хоть сколько-нибудь подробно рассказать, какими методами я пользовался в своей работе…
Я, например, читал стихи Пушкина и Некрасова, стараясь понять, как при помощи самых обычных слов эти поэты достигают в своих произведениях такой огромной силы и убедительности».
– Неоправданные лексические повторы обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль.
На доске: Работа списана, и списавший не отрицает, что списал работу, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать работу.
– Чтобы избежать лексических повторов нередко приходится значительно изменять первоначальный текст. Попробуем исправить речевую ошибку. (Иванов не отрицает, что списал работу у Петрова, который разрешил ему это сделать.)
– Однако повторение слов не всегда свидетельствует о стилистической беспомощности автора: оно может стать стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Мы с вами об этом говорили. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие: Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, в туман, в туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Б. Окуджава
– Повтор во второй строке означает: «Солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь». Или «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной».
Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок.
Карточка 1
Мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в черной точке черты рыбацких лодок. (Но вот мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в ней черты рыбацких лодок.)
Карточка 2
Девочка в ожидании смотрит вдаль. Девочка держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Девочка согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки. (Девочка в ожидании смотрит вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки.)
Пример работы над орфографической ошибкой.
– Очень часто в самостоятельных работах такого рода ученики допускают орфографические ошибки, несмотря на то, что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельным письменным изложением текста. (Учитель приводит примеры слов с допущенными орфографическими ошибками из работ по развитию речи.)
Порядок работы над словами с данным типом ошибок, а также над пунктуационными ошибками приводится в уроке 3.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Над какой темой работали на уроке? (Анализировали работу по развитию речи. Выполняли работу над ошибками.)
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 20–30, упражнение (по выбору) из числа невыполненных.