Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Музыкальная хоровая школа "Радуга"
Методическое сообщение
Тема : " Работа над правой рукой и движение смычка начинающих
скрипачей по методике С. Шальмана.»
Кудина Вероника Олеговна.
Реутов, 2018г.
По убеждению известного российского скрипача работа над правой рукой
требует особенного подхода. Правая рука скрипача, как правило, начинает развиваться позже, чем левая, особенно это касается мальчиков, и особенно левшей. А так как в моём классе в данный момент как раз учится такой мальчик-левша, эта тема для меня очень актуальна, и я решила остановиться на ней.
1. После традиционных упражнений на карандаше переходим к непосредственному движению правой руки со смычком, но для начала не по струнам, а по сгибу локтевого сустава левой руки. Левой рукой имитируем положение со скрипкой, руку держим совершенно свободно, без малейшего напряжения. Разделяем движение смычка: до середины для того, чтобы ученик имел возможность в момент паузы освободить правую руку. Движение: от колодки -до середины смычка; от середины-до конца; от конца-до середины; от середины-до конца. Затем движение объединяется в единое целое. Необходимо обращать внимание ученика, что смычок держим легко, свободно, не надо специально стараться сделать хорошо, а просто, непринуждённо. У колодочки следим, чтобы был небольшой наклон трости: "у колодочки смычок сам ложится на бочок". При этом следим, чтобы активная роль принадлежала большому пальцу, указательному и мизинцу. Чтобы движение у колодки совершала вся рука, можно привести пример с санками: подталкивать санки сзади, а не тянуть спереди за верёвочку. В этом случае у ученика возникает правильный образ.
2. Теперь все движения смычка можно повторить со скрипкой, на открытой струне (удобнее на ля). Убедиться, что скрипка достаточно высоко, что обе руки свободны. Педагог по рекомендации Шальмана постоянно должен контролировать движение смычка, придерживая правую руку ученика своей. Указательный палец лежит на среднем и безымянном, большой под мизинцем ученика. Таким образом педагог имеет возможность контролировать положение пальцев ученика на трости смычка, и одновременно контролировать движение смычка, помогая ученику вести его строго параллельно подставочке, с нужной скоростью и нажимом.
С. Шальман обращает внимание педагогов на то, что этот этап становления правой руки довольно скучен для ученика, и очень важно на этом этапе не отбить охоту играть на скрипке. Поэтому Шальман рекомендует во время ведения смычка по открытым струнам больше разговаривать с учеником, больше хвалить его, что-то рассказать из скрипичной жизни, поменять тему, может сделать небольшую физзарядку, но ученик не должен скучать ни секунды.
3. Следующий этап - звукоизвлечение, смена струн.
а) упражнение в нижней части смычка. Движения становятся более мелкими, у колодки рука как бы немного опережает движение пальцев, замах руки более активный, заметный.
б) упражнение в верхней части смычка. Как бы проглаживаем утюжком, смычок не хочет расставаться со струной.
в) середина смычка - рука свободная, как будто месишь воду - лёгкое ощущение.
Для педагога само собой разумеющимся является, что игра разными частями смычка представляет собой разделение единого движения, но для ученика это просто разные упражнения, поэтому необходимо разъяснить ребёнку, что игра разными частями смычка является детализацией общего движения смычка.
г) соединение этих упражнений на разных струнах. Смычок постепенно приближается к соседней струне. Так как смена струн является своего рода условностью, проблем обычно не возникает (по словам Шальмана). Но педагог обязательно должен продолжать помогать ученику своей рукой.
д) упражнение на ведение смычка по двум струнам.
4. Следующий этап заключается в необходимости научить ученика слушать, научить стремлению извлекать красивый звук, как можно больше приводить образных примеров, сравнений. Например: "Мастер работал, чтобы у скрипки был красивый звук. Прочувствуй как из под твоего смычка выходит красивый звук". " На скрипке нужно играть только замечательно, только тогда игра скрипача доставит удовольствие", "почувствуй, как будто струна "растворяется" под смычком. Звук "мягкий", "бархатный", "пушистый", "тёплый".
Очень правильно напоминать ученику, что у каждого скрипача формируется свой особенный, неповторимый колорит звучания. "Я веду твоей рукой - один звук, но если бы я вёл рукой другого ученика, был бы совсем другой звук!" Своим ученикам Шальман говорит: "звук - это живое - то, что "стекает" с плеча через предплечье и пальцы в смычок, звук "переливается" с руки на струну. Рука как будто дышит на сменах, как будто тёплый воздух овевает смену смычка.
Всем мы говорим примерно одни и те же слова, учим всех приблизительно одинаково, говорит Шальман. Но у каждого ученика свои уши, свои руки, своя голова, своё представление как должна звучать скрипка, свои личные эстетические потребности. И в зависимости от того, насколько мы чувствуем индивидуальность ученика, насколько мы внимательны к его личным потребностям, настолько успешно пойдёт наша работа. Все ученики будут играть в соответствии со своим внутренним ощущением.