ГОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 11 имени Кирилла и Мефодия»
ДОКЛАД
на методическое объединение начальных классов
Работа с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира и литературного чтения
Лебедь Л.М.
г. Стаханов
2022 год
Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.
Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.
Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.
В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются задачи:
возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или диафильмов, экскурсия.
Первичное чтение научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
При работе над такими статьями используются такие приемы, как:
деление текста на части:
чтение по частям,
выделение основной мысли в каждой части,
рассматривание доказательства:
сравнение излагаемого материала с ранее известным,
установление вывода в ответ на проблему.
Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.
Урок включает следующие этапы:
Подготовительная работа к восприятию произведения.
Предварительная беседа.
Чтение статьи учащимися.
Чтение всего очерка или статьи.
Проведение опыта или запись основных положений, выводов.
Пересказ или ответы на вопросы.
Подытоживающая беседа.
Составление плана произведения
Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.
Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид - установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.
Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос.
Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.
В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.
Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа
Обучение устному пересказу
Пересказ — устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца.
Главные требования к пересказу следующие:
- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;
- при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;
- в пересказе должен сохраняться стиль образца;
- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;
- в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.
Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.
Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.
Пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.
Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.
Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетание исключения деталей и обобщения.
Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.
Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:
Подробный Краткий План Главная мысль всего
пересказ текста в одной фразе
Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.
Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.
Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, предлагается пересказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:
- по вопросу или заданию,
- по иллюстрации.
Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.
1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки.
5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).
6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:
- изменение лица рассказчика,
- пересказ от лица одного из персонажей,
- инсценирование рассказа,
- словесное рисование,
- продолжение сюжета,
- развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,
- перестройка сюжета.
Пересказ с изменением лица рассказчика еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста, носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.
Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
- сообщение о своем жизненном опыте,
- придумывание продолжения действия,
- сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать ещё в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Предлагаю вашему вниманию приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника. Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.
1 этап— подготовительный (до начала чтения),
2 этап— основной (в процессе чтения),
3 этап— заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы: «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, сделать предположение, о чем пойдет речь в тексте). Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста). Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь). Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку). Анонс предстоящей работы (на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста). Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста).
2 этап (основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.
Приемы работы: Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием). Работа с текстом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия). Восстановление деформированного текста. По ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа. Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя). Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.) Чтение с остановками (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации).
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста. Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации). Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами). Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак -). «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?). Составление памяток, инструкций. Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации). «Хочу поделиться» (обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально — нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.