РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСПЕШНУЮ СДАЧУ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Кравченя Любовь Ивановна преподаватель ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»
Освоение образовательной программы среднего общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Промежуточная аттестация является заключительным этапом контроля результатов деятельности обучающихся при изучении учебной дисциплины математика. Целью проведения письменного экзамена является обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, установление уровня и качества знаний студентов требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным стандартом среднего (полного) общего образования по математике. Экзаменационная работа требует от обучающихся знания основных понятий и терминов, формулировки основополагающих математических теорий, проведения анализа и сравнения, и, самое главное, применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни, чѐтко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Когда же лучше начинать подготовку к экзамену? Ответ ясен, с первого курса. Традиционно в начале учебного года я провожу уроки повторения за курс основной школы по следующим темам: «Решение уравнений и неравенств», « Функции и их графики», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Решение систем уравнений и неравенств», «Степень с рациональным показателем». С целью выявления уровня подготовки обучающихся по математик я провожу диагностическую контрольную работу. Проверка работ выявила следующие недостатки: большинство обучающихся плохо умеют решать линейные, дробные, квадратные уравнения, неравенства, строить графики функций, допускают вычислительные ошибки, невнимательно читают условия заданий, делают описки. В связи с этим при организации дальнейшего учебного процесса в курсе математики особое внимание я уделяю повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее трудно усваиваемых обучающимися тем из основной школы. Меня, как преподавателя, волнует вопрос: как добиться успешного учения, как организовать работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по моему предмету. Причин неуспеваемости достаточно много: от слабого развития интеллекта до отрицательного влияния внешней среды. В таких случаях я стараюсь создать в аудитории благоприятную морально-психологическую атмосферу, уменьшаю объём материала, стараюсь более доступно его изложить, на занятиях использую карточки обучающего и дифференцированного характера, выполняю работу над ошибками, допущенными в самостоятельных и контрольных работах. Конечно, работа с отстающими, предполагает обязательный индивидуальный подход к студентам. Слабоуспевающему приходится проделывать больший объём работы чем успевающему, поэтому задания должны быть короче. Организуя индивидуальную работу с обучающимися, я пытаюсь вселить в них веру в свои силы, вызвать у них интерес к занятиям, стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Основное место в арсенале средств по предупреждению неуспеваемости учащихся занимает дидактический материал, в частности: дифференцированные карточки, карточки с образцами решения, карточки – программы обучающего характера, с алгоритмом решения, с выбором ответа, с началом решения, с указаниями и др.
Для успешной сдачи экзамена учащиеся должны не только обладать определёнными теоретическими знаниями, но и уметь применять эти знания на практике. Поэтому отработку практических умений и навыков осуществляю на протяжении всего изучения курса дисциплины, соблюдая правило - от простого к сложному. Самым важным при подготовке к экзаменам являются вычислительные навыки. В связи с этим возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще. Устные упражнения помогают усвоению ранее пройденного материала. Для таких упражнений я часто использую презентации. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, учит составлению плана решения задачи, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений. Особенно хорошо помогают презентации на уроках геометрии. Основой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации является личностно-ориентированный подход, при котором преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника. Несомненно, в ходе обучения необходима дифференциация и выполнение домашней работы учащихся. Чтобы не было перегрузок у обучащихся, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, уже в процессе тематического планирования определяю его объем и содержание. Домашнее задание я планирую так, чтобы оно вытекало из материала предыдущего урока, было продолжением его и готовило учащихся к повторению изученного материала. Выполнение домашней работы способствуют воспитанию у обучающихся точности и аккуратности, развитию трудолюбия, самоконтроля. При проверке домашнего задания много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Без составления презентации по тематическому повторению при подготовке домашнего задания не обойтись.
Низкая успеваемость на первом курсе объясняется тем, что у обучающихся изменились формы и методы преподавания в сравнении со школой, возрос объем учебной работы, возникла необходимость самостоятельно планировать время. Пройдет немало недель, прежде чем студент адаптируется в новом коллективе и я, как преподаватель, стараюсь помочь первокурсникам как можно скорее вжиться в новую среду. Консультация – одна из форм оказания помощи обучающимся при повторении и подготовке к экзаменам. Дополнительные занятия и консультации по математике я провожу с небольшими группами студентов и стараюсь максимально их индивидуализировать. Побеседовав с отдельными ребятами, можно узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Все это способствует взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелательных отношений с «трудными» подростками. Весьма ценны консультации накануне экзаменов. Перед экзаменами учащиеся приходят к преподавателю с вопросами, возникшими у них в ходе повторения учебного материала. Цель таких консультаций – помочь обучающимся систематизировать свои знания и обратить внимание на наиболее важные разделы курса, выяснить какие они испытывают затруднения при повторении материала.
В учебном процессе без контроля обойтись нельзя. Один из самых действенных методов контроля – тестовый контроль. Преимущества тестового контроля: в тестах содержатся задания различного уровня, возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся, объективность и достоверность оценки, можно одновременно тестировать большое число учащихся. Тренировочные тесты я провожу с ограничением во времени. Существует множество электронных ресурсов, с помощью которых обучающийся может самостоятельно провести диагностику своих знаний по любой теме, выявить пробелы, осуществить их ликвидацию, а так же закрепить ранее изученный материал. Для этого я предлагаю информацию о сайтах с тренировочными работами и пробными вариантами.
На втором курсе начинается основательная подготовка обучающихся к итоговой аттестации: знакомлю их с процедурой сдачи экзамена, структурой контрольно-измерительных материалов, правилами культуры ведения записей в экзаменационной работе, требованиями, критериями оценивания и временем написания работы. Чтобы учащиеся имели представление о работе, прорабатываю с ними демонстрационный вариант. При этом обращаю особое внимание на то, какое количество заданий обязательно необходимо выполнить. Считаю, что такое знакомство с работой поможет им разумно распределить время на экзамене. В ходе повторения постоянно обращаю внимание обучающихся на вдумчивое чтение и неукоснительное выполнение инструкций, на четкое, разборчивое письмо. В кабинете математики есть стенд «Готовимся к экзамену», который содержит различные рекомендации учащимся, образцы решения заданий, имеются папки-накопители, где собран раздаточный, дидактический материал. Справочный материал составлен в виде таблиц, в которых в доступной форме изложены основные темы математики. Материал собран в папки и каждый обучающийся может им воспользоваться. В ходе подготовки к экзамену всех студентов знакомлю с «Инструкцией по выполнению экзаменационной письменной работы». Она выдается каждому обучающемуся вместе с текстом экзаменационной работы. На консультации тщательно разбираем каждый пункт пояснительной записки к контрольно – измерительным материалам, разъясняю критерии оценки выполнения заданий; рекомендую, чтобы перед началом работы, обучающиеся внимательно изучили шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе и обратили внимание на то, что начинать работу следует с заданий обязательной части. И только после того, как они наберут необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, могут переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку.
Экзамен – это испытание, вызывающее стрессовое состояние у большинства обучающихся, которым необходима психологическая поддержка. Родители - первые помощники в этом. Посещая родительские собрания, проводя индивидуальные беседы, беседы по телефону, я рассказываю, как идет подготовка к экзамену, даю рекомендации по режиму дня во время сессии.
Последние несколько лет мои студенты сдают экзамен без двоек. Добиваться стабильных результатов в обучении математики мне помогает продуманное планирование учебного процесса, использование современных технологий, активное участие в работе предметно-цикловой комиссии, семинарах и, конечно, самообразование.