Работа с обучающимися с особыми потребностями в ходе внедрения обновленных ФГОС и ФАООП в 2023-2024 учебный год
по учебному предмету «Технология»
Шендрик Наталья Ивановна,
учитель технологии
МБОУ гимназии № 103,
г. Минеральные Воды
Основным и важным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования, а в частности, при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, их подготовка к выбору профессии в условиях рынка труда.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, позволяя им на практике применить знания основ наук, не зависимо от того, является ли ребенок среднестатистическим учеником или это обучающийся с особыми образовательными потребностями. Для меня как учителя технологии этот процесс основополагающий, напрямую связан с формированием функциональной грамотности школьника и осуществляется с учетом интегративного характера содержания учебного предмета «Технология». Интегрируя знания по разным учебным предметам, он является одним из базовых для формирования у обучающихся технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. В данном контексте овладение универсальными технологиями и навыками решения спектра производственно-технологических задач обеспечивает приращение трудового и жизненного опыта личности, что неизменно предполагает владение технологической грамотностью.
Базовую основу формирования технологической грамотности обущающихся с особыми образовательными потребностями представлю на примере работы с мальчиками Даниленко Глебом и Борисом. Они ученики моего 6В класса. Являясь классным руководителем и учителем технологии, я веду активную работу, направленную на социализацию школьников и развитие их технологической культуры.
Во время проведения совместных классных часов, посвященных «Разговорам о важном», «Встрече Нового года», празднованию «Дня Именинника» мальчики раскрываются, чувствуют себя нужными, радуются каждой встречи и ждут очередного мероприятия.
На уроках технологии при работе с наиболее доступными для их физических возможностей материалами: бумагой, картоном, фольгой, проволокой, они получают не только теоретические знания, но и формируют политехнические умения, такие как:
конструктивно-технические – в ходе формирования идет мысленное построение образа труда (репродуктивное – воссоздание образа по графическим изображениям, чертежам, развивая пространственное мышление);
- в ходе развития творческих умений и навыков – ребята разрабатывают графические изображения, чертежи по образу будущего объекта, что способствует развитию первоначальных навыков инженерной деятельности, а также изобретательности);
- развитие организационно-технологических умений – заключается в организации технологии производства (обучающиеся учатся подбирать соответствующие материалы, учитывая их свойства, орудия труда, способы обработки материалов, организуют рабочее пространство в соответствии с изучаемой технологией);
операционно-контрольные умения – формируются в ходе практического выполнения операций, текущего и завершающего контроля. В ходе работы у обучающихся развивается мелкая моторика, улучшается глазомер, оттачиваются навыки использования приборов и инструментов, они учатся планировать, регулировать и контролировать свои действия, оценивать результаты работы.
Именно характер применения конструктивно-технических умений позволяет определять уровень проектной деятельности школьника, выполнения проектных или творческих работ.
Применяя всё это на практике, ребята медленно, но упорно достигают поставленной цели. Преодолевая трудности, они смогли не только повысить уровень своей технологической культуры, но и создать проекты, которые были отмечены дипломами и грамотами регионального и всероссийского конкурсов. Это способствовало повышению самооценки, что является одной из важных составляющих успешного развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Подводя итоги, хочу отметить, что при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями надо учитывать индивидуальные способности и трудности ребёнка, повышать степень заинтересованности к изучаемому вопросу, развивать социальные навыки и поддерживать эмоциональное благополучие, а также привлекать к участию в различных выставках, конкурсах и олимпиадах.
Еще Антон Семенович Макаренко считал, что труд – это существенный элемент выработки у учащихся жизненной сноровки, укрепление характера. «Мы хорошо знаем, - писал А.С. Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».