4 класс
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ
1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].
Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.
3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.
Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.
4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко.
Выросло на грядке золотое солнышко.
5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.
Ответ:
Теплое – прилагательное, Лить – глагол,
тверже – наречие, лесть – сущ.,
табачище – сущ., лань – сущ.,
творение – сущ., лапоть – сущ.,
телевидение – сущ., лишь – наречие.
тридцатое – числительное,
тебе – местоимение.
6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:
Какова пряха, …
Не сиди сложа руки, …
Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.
7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.
ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.
ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.
Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.
8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.
10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.
Ответ: Вера, Света, Настя танцуют.
11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.
Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.
12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.
Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.
13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.
14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».
15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
Ответ: Возможны любые из вариантов.
а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.
б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
Глагол: водит.
в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.
Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.
17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.
Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.
18. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно.
К | Й | Г | А | И |
Й | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Ответ: Любите наш могучий язык.
19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …
Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).
20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.