БМАДОУ
«Детский сад компенсирующего вида №19»
Социальная история для детей с аутизмом —
что это такое, и как это выглядит?
2022г
г. Березовский
Социальные истории – это
несложные рассказы, которые обучают
аутичных детей соответствующему
поведению и социальным навыкам.
Социальные истории описывают
ситуации, которые вызывают у ребенка
определенные трудности, а также
рассказывают о том, чего следует
ожидать от других людей в таких
ситуациях, и чего другие люди ожидают
от ребенка.
Метод «социальных историй»
разработала Кэрол Грей в 1991 году,
теперь этот метод используется во всем
мире.
Цель: предоставить аутичному ребенку
ответы на вопросы о том, как
взаимодействовать с другими людьми
подобающим образом (например, ответы
на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и
«почему» социальных ситуаций).
какое поведение является желательным
Для чего используют социальные истории?
- социальная история может использоваться как предупреждающая методика,
чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение
- как обучающая методика (обучение каким тот навыкам, поступкам)
- как реактивная методика уже после
того, как какая-то ситуация произошла,
чтобы помочь ребенку с интеграцией информации.
Как составить социальную историю для
детей с аутизмом?
Схема включает несколько описательных и
несколько перспективных предложений.
Описательные предложения рассказывают о
том, что люди делают в конкретных
социальных ситуациях, и определяют, где
эти ситуации происходят, кто в них
участвует, что эти люди делают и почему.
(Пример: «При встрече, все люди
здороваются»).
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции
других людей, чтобы человек узнал точку
зрения окружающих на эту ситуацию. Эти
предложения описывают внутренние
состояния людей, их мысли, чувства и
настроение. Перспективные предложения
представляют реакцию людей на ситуацию,
так что человек может выучить, как другие
люди воспринимают различные события
(«Людям нравится, когда я с ними
здороваюсь»).
Директивные предложения
Директивные предложения описывают
желательный или подходящий образ
действий в данной ситуации. Такие
предложения строятся в утвердительной
форме, объясняя в позитивных терминах,
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за
описательными предложениями, и они
рассказывают о том, что является
ожидаемым ответом на подсказку или
ситуацию («Когда я увижу знакомого
человека, я скажу «привет» и улыбнусь).
Контролирующие предложения
Эти предложения определяют стратегии,
которые человек может использовать,
чтобы вспомнить или понять социальную
историю. Они обычно добавляются после
того, как вы изучили социальную историю
вместе. Контролирующее предложение
пишется ребенком, либо составляется по
его подсказке.
Когда история написана, вы можете
дополнить ее картинками, которые
значимы для ребенка, и которые помогут
ему запомнить историю. Историю можно
использовать в качестве «сказки на ночь»,
читать вместе с ребенком вместо книги и
так далее. Можно читать историю ребенку
ежедневно, либо читать историю ребенку в
разное время в течение недели
Спасибо за внимание!