МБОУ «Акбашская начальная общеобразовательная школа
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление на РМО учителей начальных классов
на тему:
«Работа в малокомплектной школе по ФГОС»
Учитель начальных классов
1 кв.категории
Инсапова Р.Р.
2019 – 2020 учебный год
« Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. Я склоняюсь к тому, что внедрение новых стандартов продиктовано изменением окружающего мира и обильным количеством информации, которая буквально обрушивается на наших детей из всевозможных источников. При этом нужно признать, что не все познания полезны и нужны.
Чтобы успеть научить ребёнка лавировать в огромном водовороте прогресса, ему необходимо предложить инструмент, при помощи которого он сможет выбирать нужные для себя объёмы и объекты.
Если оглянуться назад, многие могут сказать (и я с этим согласна), что у нас всё было не так и тем не менее мы выросли образованными людьми. Но расстояние в 20-30 лет – целая эпоха, а не просто смена поколений. Это новое мировоззрение и новая цивилизация. Никто не удивляется сейчас, когда 5-6 летние дети разбираются во всевозможной технике и ловко орудуют клавиатурой и мышью. Неудивительно, что отличительной особенностью начала обучения по новым стандартам является то, что наряду с традиционным письмом ребёнок должен начать осваивать клавиатурный набор текста. Поэтому заинтересовать таких детей азбукой и арифметикой сейчас очень сложно.
Учитель будет услышан и понят, когда не станет взывать к зубрёжке и цитатам (хотя их нельзя исключить, но использовать как вспомогательные инструменты). Потому он должен стать проводником и союзником. А дети путём проб и ошибок выйдут на верный путь.
Я хочу остановиться лишь на некоторых аспектах особенностей стандартов и рассказать о своём опыте.
Наша школа сельская небольшая, может быть, по чьему-то мнению, неперспективная, поэтому о хорошем материально-техническом оснащении в соответствии с требованиями ФГОС приходится только мечтать. Но мы не опускаем руки и не отчаиваемся, надеясь на лучшее. В моём классе есть компьютер, который подключен к Интернету и не только во время урока, но во внеурочное время при необходимости мы с детьми можем найти необходимую информацию. Есть много обучающих программ, с которыми дети с удовольствием работают.
Следующей немаловажной составляющей является связь с родителями (в частности это электронные журналы и дневники).
Но на селе это пока ещё тоже проблематично. Не в каждой семье есть компьютер, а если и есть, то нет выхода в Интернет. Поэтому с родителями я общаюсь напрямую. У нас с ними тесный контакт был всегда. А с введением стандартов это стало ещё более актуально. Ведь одной из отличительных черт ФГОС является расширение общественного участия родителей в жизни школы.
Родительские собрания в классе могут проводятся чаще чем 1 раз в четверть. Если возникает какая-то проблема, которая выявляется по результатам анкетирования или во время опроса, появляется необходимость в незапланированном собрании. Иногда это лекция по интересующему вопросу или проблеме, на которую кроме необходимой информации, найденной в Интернете или в специально литературе, даю рекомендации, советы, делюсь собственным опытом. Потому кроме родительских собраний возникают такие виды работы с родителями, как лектории, круглые столы. Явка на такие мероприятия почти всегда стопроцентная. Нельзя не сказать о том, что большое участие принимают родители и во внеклассных мероприятиях. Это спортивные мероприятия, праздники, совместные походы.
Но какие бы требования не выдвигались стандартами, по моему мнению, самое главное, чтобы получить качественный результат, необходимо совпадение трёх составляющих – грамотный педагог, любознательный ученик и адекватный родитель, участвующий в образовательном процессе в пределах разумного.
В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога.
У малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 10 учениками и менее напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Сложность работы учителя в МКШ обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8—10 уроков, распределять внимание между двумя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учебно-воспитательной работы. Их нельзя использовать дважды.
Но есть и плюс — не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане — качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижает темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил программный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, которое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ упрочения знаний.
Есть ещё плюсы в работе МКШ:
- число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.
- хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
- учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.
Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому я должна научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;
Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля стараюсь вводить уже к концу первой четверти первого класса. На своих уроках я практикую такие приемы, которые повышают самооценку и уверенность в себе:
Сходи в гости к другу
Самопроверка (по образцу)
Взаимопроверка (выявление спорных ситуаций)
Проверка домашних заданий друг у друга и выставление отметки
Проверка контрольных и диктантов.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно работать с книгой и дидактическими материалами. Очень нравится детям работать со словарями, атласами.
Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. Хотя сегодня значительно больше проблемных семей и проблем в семьях, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Очевидно, что активное вовлечение родителей в учебный процесс повышает эффективность обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:
у детей развивается мотивация учения, улучшаются знания, формируются умения в результате выполнения домашних заданий;
учитель повышает свой авторитет среди родителей и детей, используя творческий подход к домашним заданиям;
родители занимаются самообразованием, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, ощущают свою значимость в школе, улучшают общение с детьми.
Виды участия родителей в учебном процессе и во внеурочной деятельности:
совместные творческие домашние задания (оформление тематических проектов, составление кроссвордов, написание семейных сочинений и др.);
организация экскурсий;
участие в семейных праздниках и конкурсах;
проведение совместных исследований и наблюдений;
обсуждение проблемного вопроса в семейном кругу, результаты которого представляет учащийся на занятии;
подготовка информационных материалов к уроку и др.
Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в старших классах. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.
И как бы нам ни было трудно, мы должны строго придерживаться условий образовательных стандартов во благо наших детей.