Распространение моделей флейт Т. Бёма среди педагогов и исполнителей в XIX – первой четверти XX века.
При всех ощутимых плюсах флейты конструкции Т. Бёма, в исполнительскую практику она вошла далеко не сразу.
Параллельно с бёмовским инструментом, в музыкальной практике продолжали использоваться флейты простой системы, так как многие музыканты считали, что именно они наиболее подходят для исполнительства.
Одним из наиболее популярных инструментов простой системы, была флейта немецкого мастера М. Шведлера, который был ярым противником флейты Т. Бёма. М. Шведлер конструировал флейты простой системы вплоть до начала XX века. Его инструменты хоть и отличались сильным звуком и мягким тембром присущим деревянному инструменту, но сильно уступали флейтам Т. Бёма в динамике, звуковедении и интонации.
Противниками внедрения флейты Т. Бёма были флейтисты – проектировщики собственных конструкций. Подобные инструменты изготавливались не только для собственного удобства, но и в коммерческих целях. Так, например, Ж. Л. Тюлу снабжал собственными флейтами Парижскую консерваторию, будучи её профессором.
Первая попытка ввести флейту Т. Бёма для обучения в Парижской консерватории была предпринята 12 декабря 1839 года. В. Кош (сторонник новой флейты) обратился к Л. Пилю (королевскому комиссару) с предложением рассмотреть на Совете консерватории возможность открытия класса для занятий на новой флейте. В результате, было проведено четыре заседания, на которых кроме В. Коша флейту Т. Бёма представляли Л. Дорю и П. Камю, а экспертом и второй стороной выступил профессор Ж. Л. Тюлу. Л. Дорю и В. Кош энергично презентовали новый инструмент перед Советом, рассказывали о его плюсах, проигрывали примеры подобранные Советом. В то же время, П. Камю имел лишь косвенное участие в процессе, так как играл на флейте с открытым Gis, оригинальной бёмовской конструкции, а Л. Дорю и В. Кош – на флейте с закрытым Gis, модернизированным французами. Выступление Ж. Л. Тюлу строилось на его личном опыте и противоречило речам другой стороны. В подтверждение своим словам, он пригласил ряд флейтистов, которые освоили флейту Т. Бёма, но вернулись к флейтам простой системы. Также он считал, что любое улучшение механической части инструмента влечёт за собой сильные негативные изменения в звуке и интонации. Свои доводы Ж. Л. Тюлу подкреплял мастерской игрой тех же примеров на своём инструменте. По мнению В. П. Качмарчика, Ж. Л. Тюлу было трудно смириться, что достигнув высокого профессионального мастерства, ему придётся начинать учёбу и развитие заново. Не последнюю роль в этом противостоянии сыграли и коммерческие интересы профессора. Ж. Л. Тюлу указывал на такие «недостатки», как звук, неудобство в механике, неудобство в игре, сравнивая собственное исполнение перед Советом консерватории с игрой В. Коша. Л. Дорю, обладавший большим профессионализмом, в свою очередь, мастерски опровергал доводы Ж. Л. Тюлу своей игрой.
После долгих дискуссий, разбирательств и экспертиз, Совет постановил что флейты, которые были представлены на экспертизу, сделаны разными мастерами, они имеют разницу в механике и требуют доработок.
Многим позже, флейта Т. Бёма, всё-таки была принята для обучения в Парижской консерватории благодаря стараниям Л. Дорю и его ученика П. Таффанеля. Флейта которая получила распространение во Франции имеет следующую модификацию, по сравнению с оригинальной конструкцией Т.Бёма: открытый клапан Gis заменен на закрытый Gis ( введено Л. Дорю для большей популяризации). Ещё одно изменение в клапанном механизме Т. Бёма осуществил итальянский флейтист Дж. Бриччиальди. Он поменял местами клапаны B и H. Флейта Т. Бёма с этими модификациями получила название «флейта французской системы» (она наиболее распространена в настоящее время), а инструмент с оригинальной клапанной системой стал называться «флейта немецкой системы».
В XX веке флейта Т. Бёма становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке. Их последователи – Э. Варез, К. Дебюсси, Г. Форе, А. Дютийё, А. Руссель, Ф. Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, А. Онеггер, Жорж Ю, Жюль Муке, Д. Энеску и другие.
Флейта системы Бёма была по-видимому впервые завезена в Россию учеником Бёма Карлом Венером, который с 1867 г. работал солистом оркестра Императорского Мариинского театра в Петербурге. Тогда как его именитые коллеги по пюпитру - Чезаре Чиарди и Эрнесто Кёллер продолжали играть на инструментах простых венских систем, Венер использовал последнюю - цилиндрическую деревянную модель конструкции своего учителя.
Первый профессор Московской консерватории (с 1866 года) Фердинанд Бюхнер был ярым противником новой флейты, и когда его ученики тайком от него начали переходить на новый инструмент, он ушёл из консерватории в знак протеста в 1882 году. В том же году его класс перенял ученик Карла Венера, Вильгельм Кречман, который первым в Москве ввёл обучение на флейте системы Бёма и был её преданным популяризатором. Ученики Кречмана, В.Н. Цыбин, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие, стали ведущими флейтистами и профессорами в России начала XX века, таким образом прочно укоренив использование нового инструмента в исполнительской практике.
В конце XIX - начале XX веков наиболее известны в России были инструменты венского стиля австрийского издателя и фабриканта инструментов Юлия Циммермана, который активно продвигал флейту в Российской Империи. В дальнейшем Циммерман делал флейты системы Бёма – деревянные с серебряной головой и посеребрёной механикой. С 1905 г. на таких инструментах стал преподавать в Петербурге профессор консерватории и солист Мариинского театра Фёдор Степанов. Также получили широкое распространение деревянные модели системы Бёма немецкого фабриканта из Лейпцига Мориц Макс Мённиг (нем. Moritz Max Mönnig; 1875-1949).
Вхождение флейты Т. Бёма в музыкальную практику в России началось с Московской консерватории, где в 1882-1922 годах преподавал профессор В. Кречман. Он первый начал преподавать на флейте новой системы. Являясь учеником К. Венера, который в свою очередь был учеником самого Т. Бёма, В. Кречман знал инструмент «от создателя». Параллельно с ним другие флейтисты – Э. Кёллер и Ц. Чиарди продолжали играть на флейтах простых систем.
В Петербургской консерватории новый инструмент появился с началом преподавания профессора В. Степанова (1905-1914 годы работы).
Благодаря этим выдающимся музыкантам-флейтистам, флейта Т. Бёма широко распространилась по миру и полностью вытиснила другие флейты других конструкций.
В настоящее время модель Т. Бёма продолжает успешно функционировать с некоторыми конструктивными усовершенствованиями, такими как: дополнительные трельные клапаны, увеличение диаметра резонаторных отверстий (исходя из пропорций крышки клапана), дополнительный клапан B и А малой октавы на третьем колене (редко используется, даже на дорогих флейтах), дополнительный штифт для улучшения звучания ноты E третей октавы (ми механика). Также для удобства игры инструменты стали делиться на флейты с расположением клапанов в линию и не в линию.
Все эти изменения или улучшения не влияют на основную концепцию инструмента, который создал Т. Бём в 1847 году.
Первая цилиндрическая флейта Бёма 1832г.
Флейта Бёма с изменённым креплением трельных клапанов 1847 г.