СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Управление воспитательным процессом на основе системы работы с воспитателями и классными руководителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Управление воспитательным процессом на основе системы работы с воспитателями и классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Управление воспитательным процессом на основе системы работы с воспитателями и классными руководителями»

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»



















Доклад на тему

«Управление воспитательным процессом на основе системы работы с воспитателями и классными руководителями»















Подготовил: Технеряднев А.С.













Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали,

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади

Мы все родом из детства. Вспоминая его, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это воспитатели и классные руководители (далее педагоги). Они действительно ближе всех стоят к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами его заботы. Поэтому можно сказать, что кл руководитель и воспитатель — одни из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Все мы, прекрасно понимаем, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические, в нашей школе — ложатся на этих педагогов (воспитателей и классных руководителей). Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказывается от классного руководства, понимает, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

 «Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Педагог призван реализовывать мечты детей…»

Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе - интернате воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа-интернат. От единства воли и действия всех людей, их целеустремленности и настойчивого труда зависят успех всего дела воспитания. Но объектом воспитательных усилий педагогов является воспитанник и коллектив, в котором он живет.

Именно поэтому всей воспитательной работе в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя и кл руководителя по изучению личности своих питомцев, их индивидуальных особенностей.

Воспитатели школы-интерната в тесном содружестве с кл руководителями наблюдают, анализируют и определяют психологические особенности каждого ребенка. Они стремится своими действиями нейтрализовать излишнее возбуждение, нервозность детей, пресечь ложь, эгоизм, лень и др. проявления.

Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в младшем, подростковом и старшем школьном возрасте, уметь точно соотносить их с методами, формами проводимой в коллективе воспитательной работы, умение сообразно этим особенностям строить взаимоотношение воспитателя с подростком - это решающие условия эффективной и педагогически оправданной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в методически правильном организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитателя.

И только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших питомцев в мир человеческого общения.

Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению учебных программ по развитию речи, чтению, математике, ознакомлению с окружающим миром, трудовому обучению, физической культуре.

Взаимопосещение уроков воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогают сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным. Взаимопосещаемость между учителем и воспитателем делает очень многое, а именно: раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Как было сказано, огромное значение имеют единые педагогические требования. Поэтому в воспитании детского коллектива тесный контакт в работе учителя и воспитателя необходим.

Функция режимных моментов в школе - интернате приобретает особо важное значение.

Воспитатель, классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, они непосредственные воспитатели и наставники, заботящийся о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в его поле деятельности – воспитание учащихся, сплочение их в дружеский коллектив и, конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса является включенность учащихся в активную жизнь класса.

Основной задачей нашей школы являются:

1.Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

2.Привитие санитарно-гигиенических навыков.

3.Создание условий для социальной адаптации воспитанников.

Все задачи решаются единством обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

В работе с детьми в условиях школы – интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия учителя и воспитателя, поскольку ребенок как во время уроков, так и во время самостоятельных и внеклассных работ находится под наблюдением и контролем учителя и воспитателя.  


Организаторами деятельности воспитанников в классе, координаторами воспитательных воздействий на ученика являются классный руководитель и воспитатель. Именно они непосредственно взаимодействуют как с учащимися, так и с учителями предметниками, а так же с родителями ( законными представителями).


Деятельность классного руководителя и воспитателя, определяемая общими и специфическими задачами, может быть различна по технологии и обогащаться индивидуальным творчеством каждого педагога. Это основывается на человекоцентристском подходе, который рассматривает ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность, прежде, всего направлена на создание условий для развития его личности. Таким образом, основная цель в работе классного руководителя и воспитателя определяется как оказание помощи воспитанникам в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем.

Классный руководитель и воспитатель являются координаторами в решении задач, как в ученическом, так и в педагогическом коллективе. А они в свою очередь могут быть реализованы только на основе более полного учета интересов ребенка. Педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути. Организаторская деятельность классного руководителя и воспитателя должна носить субъект – субъектный характер.

Управляя ученическим коллективом, координируя деятельность педагогов, работающих в данном классе, классный руководитель и воспитатель занимают двоякую позицию. С одной стороны – они представители администрации школы-интерната, а с другой – представители интересов учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.

Работа классного руководителя и воспитателя должна быть направлена на развитие прежде всего мотивационной сферы, должна учитывать закономерности образовательного процесса и следовать принципам, соответствующим этим закономерностям.

Закономерности следующие:

воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Говоря об активности учащегося, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций.

Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей.

Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделять специфику этих двух социально – педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь требует новых знаний и умений. Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.

Сущность целостности образовательного процесса – в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации образовательной деятельности предполагает реализацию следующих условий :

на уровне педколлектива каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать достижению общей цели, а именно обеспечивать его;

комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое( процесс);

обеспечивать единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо установление связей между элементами педагогической системы. Ими являются:

- информационные связи( обмен информацией),

- организационно – деятельностные связи (методы

совместной деятельности),

- коммуникативные связи( общение),

- связи управления и самоуправления.

Таким образом, значение образовательной деятельности классного руководителя и воспитателя огромно, как и огромны и многозначны их функции, важнейшими из которых являются:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

- обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями;

- содействие освоению школьниками образовательных программ;

- воспитание у обучающихся патриотических чувств;

- формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения;

- развитие социальной компетентности учащихся;

- программирование воспитательной работы с классом;

- профилактическая работа.

Взаимодействие с учителями предметниками является средством уточнения тактических задач и ресурсом воспитательной работы.

Указанную тему педсовета не назовешь новой или вызывающей живой, непосредственный отклик у учителей, хотя сложившееся положение в области взаимоотношений « классный руководитель(воспитатель) – учитель предметник» очень часто не удовлетворяет педагогов и воспринимается ими как непреодолимая проблема. Известно, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя. Отсюда любые шероховатости в отношениях между педагогами; просчеты, допущенные в исполнении той или иной профессиональной роли, значительно усложняют работу с вверенным классному руководителю и воспитателю классом. Поэтому, перед нами должны прежде всего стоять задачи следующего плана:

актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей, воспитателей и учителей предметников;

содействовать формированию профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия систем « классный руководитель» - « воспитатель» - «учителя предметники»;

спроектировать на основе конвенции корректировку сложившейся практики работы и организационные схемы, поддерживающие изменения.





 


Правила воспитателя разработаны под руководством известного ученого Олега Семеновича Газмана.  

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1.     Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2.     Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3.     Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4.     Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5.     Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6.     Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

7.     Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8.     Доверяя — не проверяй!

9.     Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10.    Умей признать свою ошибку.

11.    Защищая ребенка, учи его защищаться.

Педагог как никто другой призван направлять формирование и развитие характера каждого из своих питомцев.

Педагогу в глазах ребят необходимо не только быть правдивым, искренним и честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, быть борцом против негативных явлений окружающей жизни. Без этого его воспитанники останутся людьми равнодушными, не способными видеть и разоблачать недостатки, не умеющими бороться с ними. Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Педагог должен, во первых, не уходить от ответа и, во - вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.

Современный французский ученый Эрнест Вилфрид Легуве  так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от  того, что мы заложим в души наших детей.

Правила успеха педагога

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои ошибки и промахи.

8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

9.Умей управлять своим настроением.

10.Будь открытым.

11.Прояви способность понять и поддержать ученика.

12.Не будь категоричным в суждениях.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество клас­сного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы им хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?



Принципы успешной деятельности воспитателя и кл руководителя

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие страха признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия, свои ошибки.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не под­даваться влиянию предвзятого мнения.





«10 заповедей»

  • Умей выслушать: в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

  • Не кричи, не подавляй голосом: твои авторитетные слова, ска­занные тихо, будут быстрее услышаны.

  • Найди, за что похвалить: доброе слово и кошке приятно.

  • Будь справедлив: обиды больно ранят детскую душу.

  • Умей видеть положительные качества ученика: хорошего в де­тях больше, чем плохого.

  • Зарази собственным примером: кто-то должен быть паровозом.

  • Защищай своего ученика даже перед педагогами: в негативных моментах есть свои причины.

  • Не жалуйся родителям по пустякам: в собственном бессилии расписывается только слабак.

  • Поощряй инициативу учеников: сделать все самой невозможно.

  • Употребляй во время общения много ласковых слов: педагог - мать от завтрака и до ужина.

Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном»





Желаем Вам:

1.  Пусть изменчивый характер носит методика воспитания, но неизменным остается Ваша  преданность детям и делу.

 2. Пусть светит в вашем  классе радуга открытий.

3.   Пусть температура воспитания ваших учеников будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

4. Пусть минует вас  град  двоек, а пятерки и успехи льются рекой.

5. Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным, ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников

6. Пусть ваш класс, ваша группа будет парником – парником  любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые,    сильные всходы. И это будет –   замечательный парниковый эффект