СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ А.И.Куприна "Золотой петух". Тема, особенности создания образа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух» Тема, особенности создания образа

Цели:

• выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

• формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы,  работы в группах;

• воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ А.И.Куприна "Золотой петух". Тема, особенности создания образа.»

Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух» Тема, особенности создания образа

Цели:

• выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

• формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;

• воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Ход урока.

1.Вступление.

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

3.Чтение начала текста (ученик)

- Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

( ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)

- Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?

4. Разрыв

…Я не вдруг понял, что это пели…( магнитофонная запись «Крик петуха» )

- Подберите ассоциации.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

6. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.


План

  1. Пробуждение человека и природы.

  2. (Непонятные звуки).

  3. Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

7. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)

Задание группе музыкантов:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

  2. Объясните толкование незнакомых слов (используйте толковый словарь)

  3. Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

  2. Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

  3. Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?

  4. Объясните значение слова «экстаз» (используйте при необходимости толковый словарь)

8.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

9. Индуктор.

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации ? (праздник)

10.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

- Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник ? Кого Куприн называет чудотворцем?

( человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

- Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический. В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно. Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

- Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.( группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

Составьте группу поэтических образов

(Самоконструкция. Социоконструкция) Работа 4 группы

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Корабль

Глашатай новой жизни

Золото

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

- Какие образы вы бы добавили, прочитав рассказ А.И.Куприна?

(Петух – трубач

солнцепоклонник

Царь

Солнце

Пение петухов – фуга

славословие )

- А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

( Солнце – петух

музыкант, органист,

Бог

праотец

корабль

Феникс

Жизнь)

- Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)

- С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?

- Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?

11. Авторское «я» в рассказе (группа 5)

- В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

- Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

- Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)

12. Рефлексия

Звучит крик петуха

- Поделитесь своими впечатлениями (по цепочке, учитывая желание ребят):

1. Сегодня я понял…,

2. Я почувствовал…,

3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…



















4 группа

- Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Корабль

Глашатай новой жизни

Золото

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

- А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

- Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?


5 группа

Авторское «я» в рассказе

- В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

- Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

- Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали?


Группа 1

Задание группе музыкантов:

1) Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

2) Объясните толкование незнакомых слов (используйте толковый словарь)

3) Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

4) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.


Группа 2

Задание группе художников:

1) Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

2) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?


Группа 3

Задание группе

1) Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

2) Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

3) Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?

4) Объясните значение слова «экстаз» (используйте при необходимости толковый словарь)