СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ "Ионыч". Пьеса "Вишнёвый сад". Задания аналитического характера.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рассказ "Ионыч". Пьеса "Вишнёвый сад". Задания аналитического характера.»

Задания аналитического характера
А. П. Чехов. «Ионыч»

Задания (анализ эпизода).

Задание № 1.

О гостеприимстве Туркиных сказано: «В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый таинственный сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин».

Почему автор соединил в одном предложении слова о соловьях и запах жареного лука? В каком отрывке еще раз упоминается запах жареного лука? С какой целью автор повторил эту деталь?


Задание № 2.

«Недурственно ...» — вспомнил он, засыпая, и засмеялся – так кончается I часть повести.

Как меняется затем отношение Старцева к Туркиным? Как изменяется при этом Старцев?


Задание № 3.

О чем думал Старцев, приехав к Туркиным делать предложение? Как характеризуют эти мысли его самого, его любовь?


Задание № 4.

Екатерина Ивановна казалась Старцеву «очень умной и развитой не по летам. С ней можно было говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей».

Но в повести не воспроизведен ни один их разговор о литературе и искусстве. Почему? Совпадают ли представления Старцева о Екатерине Ивановне и авторское отношение к ней?


Задание № 5.

«Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже смеркалось».

Это описание сопутствует беседе влюбленного Старцева и Екатерины Ивановны в саду.

Последняя их встреча происходит в том же саду: «Они пошли в сад и сели на скамью под старым кленом, как четыре года назад. Было темно».

Почему изменилось, почти исчезло описание сада?


Задание № 6.

Автор рассказывает о состоянии Старцева после объяснения с Екатериной Ивановной: «Ему было немножко стыдно и самолюбие его было оскорблено, — он не ожидал отказа, — и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

Эти слова помогают понять любовь Старцева. Было ли это чувство, возвышающее человека? Беда Старцева только в том, что его не любили?


Задание № 7.

Во время последней встречи с Ионычем Екатерина Ивановна говорит ему: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу... Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»

Был ли Старцев когда-нибудь таким, каким представляла его Екатерина Ивановна?


А. П. Чехов. «Вишневый сад»

Задания аналитического характера.

Задание № 1.

В I действии комедии мы узнаем, что над имением Раневской нависла угроза. Как относятся к этому главные герои комедии? Какие черты характера каждого из них раскрываются в отношении к судьбе вишневого сада?


Задание № 2.

Гаев говорит о сестре: «... Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем ее движении».

Справедлива ли эта характеристика? Если Раневская «порочна», почему же к ней с уважением относятся почти все герои пьесы?


Задание № 3.

Раневская произносит: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала».

Чем отличается отношение (любовь) к родине у Раневской, Лопахина и Трофимова?


Задание № 4.

I действие завершают слова Трофимова: «Солнышко мое! Весна моя!» Они не только раскрывают чувства самого Трофимова, но и придают лирическую окраску финалу I действия. Приведите примеры других высказываний, также придающих лирическую окрашенность этому действию.


Задание № 5

Во II действии после грустного разговора о грязи, бестолковости и пошлости, царящих в жизни, в глубине сцены проходит Епиходов, играющий на гитаре. Почему он появляется на сцене в этот момент? Какая авторская мысль скрыта в этом?


Задание № 6.

Вслед за разговором героев в наступившей тишине «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный».

Какое содержание заключено в этом образе-символе?


Задание № 7.

В финале II действия Трофимов с жаром говорит Ане о грядущем счастье, о необходимости бороться, трудиться, чтобы это счастье пришло. Но в это время снова «слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню». Затем раздается голос Вари: «Аня! Где ты?» И Трофимов уже сердито говорит: «Опять эта Варя! Возмутительно!».

Как эти детали выражают авторское отношение к словам Трофимова о счастье, о борьбе и труде.


Задание № 8.

Центральная сцена III действия — монолог торжествующего Лопахина: «Я купил!..» Но через несколько мгновений он уже иначе говорит Раневской: «Отчего же, отчего же вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Чем вы объясните эту перемену в настроении Лопахина? Он стал хозяином вишневого сада, почему же он говорит о «нескладной жизни»?