СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительный Ъ знак

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Разделительный Ъ знак" проведён в 4 классе по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ»

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Запишите в тетрадь слова с разделительным ъ.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, трех…ярусный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, двух…ярусный, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.


Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Раз…ярённый

с..едобный

под…ёмный

с…ёжился

в…ехал

бык

от холода

в город

гриб

кран



Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Раз…ярённый

с..едобный

под…ёмный

с…ёжился

в…ехал

бык

от холода

в город

гриб

кран



Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Раз…ярённый

с..едобный

под…ёмный

с…ёжился

в…ехал

бык

от холода

в город

гриб

кран



Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Раз…ярённый

с..едобный

под…ёмный

с…ёжился

в…ехал

бык

от холода

в город

гриб

кран



Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Раз…ярённый

с..едобный

под…ёмный

с…ёжился

в…ехал

бык

от холода

в город

гриб

кран



Просмотр содержимого документа
«Нужен ли твёрдый знак»

Нужен ли твёрдый знак?

ППрямая со стрелкой 7риставка оканчивается на согласный?



Прямая со стрелкой 14 Да



Прямая со стрелкой 9КПрямая со стрелкой 13орень начинается с гласных е, ё, ю, я?



Прямая со стрелкой 12 Да



Нужен







Просмотр содержимого документа
«Разделительный»


Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный






Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный






Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный






Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный





Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Шимановского района

Амурской области









Урок русского языка

4 класс


УМК «Перспектива»



Учитель начальных классов:

Белозёрова Нина Александровна

















Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки

Цели:

Обучающие: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие: Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные - нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,   таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.














I. Организационный момент. 

(слайд 2)

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.
 
- Я желаю вам всем успеха! 

- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.

  1. Актуализация знаний


1) Открыли тетради. Записали число. Классная работа


2. Орфографическая минутка

Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. (слайд 3)

…плыть к берегу, … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, … летел из гнезда, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.

Индивидуальная работа

Проверим. Читаем по цепочке, называя приставки.

Вывод: приставки всегда пишутся одинаково.


в) Словарная работа Слайд 4

- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (записать слова)

- Вот что растет в нашем саду:

(Воробьи, стулья, перья, платье) у доски

(Дети записывают слова, выделяют орфограммы)

- Какие орфограммы встретились в словах?

- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

- Перед какими буквами он пишется и что показывает?

- Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.

3. Актуализация знаний.

Отгадаем загадку

Загадки: Что за буква, кто узнает? ( Слайд 5)

Было сели - стало съели,

догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновник?

Это буква Ъ знак

- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

- Чем отличается слово сели от съели? (значением)


Назовите тему урока. ( Слайд 6)

-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? ( слайд 6)

Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;

- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.


Работа с учебником

Первая цель - повторить правила употребления Ъ знака. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 97, найдите нужную информацию


Работа в группах (Листы бумаги) Слайд 7

  1. Задание. Внимательно прочитайте правило, когда пишется разделительный Ъ знак. Проанализируйте его, нарисуйте схему - написание ъ знака. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ.

Свою схему изобразите на листочках.

Схемы вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.

  1. А теперь, посмотрите на мою схему. Проверьте свою работу.

(слайд 8)

- Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

- Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.

(уч-ся рассказывает стихотворение)

Твёрдый знак сказал с обидою:

- Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!

Сам стихи я настрочу.

Сам с собой их разучу.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

Я, Е, Ё и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю.)

- Что о себе рассказал твёрдый знак?

- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки, перед корнем).

- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

- Какова тема нашего исследования?

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:

Слайд № 9

пере…езд

под…езд



- Объясните значение слов.

- Обозначьте задание к выполнению. ( Вставить пропущенные буквы)

- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?(Вставить ъ или нет)

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор.

- В какой части слова пропущены буквы? (после приставки)

- Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд? (Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный)

- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

Составим алгоритм написания разделительного ъ знака.

5. Реализация проекта.

Слайд № 10.

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и переезд.

(Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит, в слове пишется разделительный твердый знак.

Переезд - в слове «переезд» приставка оканчивается на гласную букву, поэтому разделительный ъ не пишется.

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)

- Дальше на что мы должны смотреть?

Алгоритм получается следующего вида:

Нужен ли твёрдый знак?

ПAutoShape 2риставка оканчивается на согласный?

Да





Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?

AutoShape 3

Да

Нужен

AutoShape 7



(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)

6. Первичное закрепление с проговариванием.

(Задание выполняется на доске)

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

Назовите одним словом: Слайд 11

Вход в здание (подъезд)

Пригодный для еды (съедобный)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»


(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)

Оцените свою работу.

7.Физкультминутка для глаз. 2 раза Слайд 12

- Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить

8. Слайд 13 (выбегают и нажимают)


В каком «облаке», не нужно писать Ъ знак.


Вывод: Когда в словах нужно писать Ъ?


9. Самостоятельная работа Слайд 14

Запишите слова в тетрадь по образцу.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, с…едобный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, раз…учить, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.


Проверим по эталону Слайд 15 Оцените работу.


- О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Разделительный твердый знак)

- Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком)

- Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?


9. Закрепление . Работа в парах.

Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». слайд 16



Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж ё



Раз яснить



Тат яна



Под ём



Здоров е



Обез яна



Об единение



С едобный



Проверим по эталону слайд 17

10. Рефлексия.

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

Слайд 18

- Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?

14. Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами: Слайд 19

Сегодня на уроке я:

научился...

было интересно...

было трудно...

больше всего понравились задания...

мне показалось важным...

я понял, что...

Заполнить анкету: Слайд 20

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется


8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2



11.Домашнее задание слайд 21

1. с. 97, повторить правило.

2. Р.Т. упр.100 стр.63

3. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию).



13. Молодцы! Всем спасибо за работу! Слайд 21





Задания для 3 пары.

Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительный Ъ знак».

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

есть, кашу (съесть кашу)


Задания для 4 пары.

С помощью приставок образуйте и напишите однокоренные слова.

о

-явил

AutoShape 7б- ____________________________

за- _____________________________

рAutoShape 8

-яснил

аз- _______________________________

вы- _________________________________


Задания для 5 пары.

Подчеркните первую букву корня. Обведите слова, перед корнем которых может оказаться Ъ.

Ёжик, инструмент, яблоко, ездить, обойти, улов, юркий.

Задания для 6 пары.

Почему в слове подъезд надо писать разделительный Ъ?

Решение. Выделим приставку в слове ____________ - _______. Приставка заканчивается на _______________. Корень начинается с

(согласный, гласный)

_________ __. Значит, в слове _____________ надо писать

(гласной, согласной)

разделительный ___.


Просмотр содержимого документа
«таблица»

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется


8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2



1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется


8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2



1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется


8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2



Просмотр содержимого презентации
«Разделительный ъ и Ь знаки»

Белозёрова Н.А. Учитель начальных классов МБОУ «Петрушинская СОШ»

Белозёрова Н.А.

Учитель начальных классов

МБОУ «Петрушинская СОШ»

Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. … плыть к берегу, … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, … летел из гнезда, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.

Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки.

… плыть к берегу, … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, … летел из гнезда, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.

Что за буква, кто узнает?     Было сели - стало съели,  догадаться вы сумели?  Почему случилось так?  Кто виновник?

Что за буква, кто узнает?

Было сели - стало съели,

догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновник?

Разделительный твердый знак пишется: После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я Например: подЪём, обЪявление
  • Разделительный твердый знак пишется:

После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я

  • Например: подЪём, обЪявление
Алгоритм Да Да Нужен

Алгоритм

Да

Да

Нужен

В каком «облаке»,не нужно писать Ъ знак. Под*езд За*езд Вы*езд С*езд От*езд Об*ём У*езд При*езд

В каком «облаке»,не нужно писать Ъ знак.

Под*езд

За*езд

Вы*езд

С*езд

От*езд

Об*ём

У*езд

При*езд

Объявление, подъезд, съедобный, разъярённый, съёмка, объём, разъяснение.

Объявление, подъезд, съедобный, разъярённый, съёмка, объём, разъяснение.

  Разделительный Мягкий знак Руж ё Твёрдый знак   Раз яснить Тат яна     Под ём         Здоров е     Обез яна     Об единение     С едобный      

 

Разделительный

Мягкий знак

Руж ё

Твёрдый знак

 

Раз яснить

Тат яна

 

 

Под ём

 

 

 

 

Здоров е

 

 

Обез яна

 

 

Об единение

 

 

С едобный

 

 

 

  Разделительный Мягкий знак Руж ё Твёрдый знак   + Раз яснить Тат яна     Под ём   +   +     Здоров е   +   + Обез яна     + Об единение     С едобный   +     +

 

Разделительный

Мягкий знак

Руж ё

Твёрдый знак

  +

Раз яснить

Тат яна

 

 

Под ём

  +

  +

 

 

Здоров е

  +

  +

Обез яна

 

  +

Об единение

 

 

С едобный

  +

 

  +

Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?

Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?

Сегодня на уроке я:  научился...   было интересно...  было трудно...  больше всего понравились задания...  мне показалось важным...  я понял, что...

Сегодня на уроке я:

научился...

было интересно...

было трудно...

больше всего понравились задания...

мне показалось важным...

я понял, что...

1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я 5. Мое настроение не устал / устал стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется 8.Моя оценка за урок (Обведи) легким / трудным интересным / неинтересным 5 4 3 2

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

5. Мое настроение

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

8.Моя оценка за урок (Обведи)

легким / трудным

интересным / неинтересным

5 4 3 2