СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: День учителя. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ», 03.10.22 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 5-7 классов по теме «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ», 03.10.22 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: День учителя. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ», 03.10.22 г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ»

Цель занятия: пробуждение интереса, воспитание уважения обучающихся к профессии учителя, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя. Работа по обогащению словарного запаса, обсуждение этимологии слова.

Часть 2. Основная

Просмотр видеофильма, обсуждение его содержания. Выполнение интерактивных заданий. Творческое задание: создание кластера «Мой учитель – лучший».

Часть 3. Заключительная

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут)

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о празднике – Дне Учителя.

Учитель. Давайте определим этимологическое и лексическое значения слова «учитель».

Слово «учитель» происходит от двух древних корней: основной корень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) - тель «сила или лицо, исполняющее своё предназначение в добровольном действии».

Родственными являются: украинское — учити, белорусское — учыць, польское — uczyc, чешское — uciti.

Производные: учиться, учение, учитель, учёба, ученик, учёный.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Известно, что среди русских классиков XIX века были и талантливые преподаватели. Сегодня наш разговор о русских писателях – учителях!

Иван Андреевич Крылов − русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен.

В 1797 году он познакомился с князем Сергеем Голицыным, который пригласил его в свое имение. Так баснописец стал домашним учителем не только детей князя Голицына, но и приходящих в их дом товарищей.

Крылов преподавал основы русской словесности, иностранные языки, давал уроки музыки. Он вёл уроки шутя, вызывая оживленные споры, пробуждая любознательность.

Другой известный русский поэт, Василий Андреевич Жуковский, один из основоположников романтизма в русской поэзии.

Педагогическое призвание проявилось у В.А. Жуковского довольно рано – в 22 года, когда он становится домашним учителем своих племянниц. Занимаясь с ними, Жуковский часто повторял «уча, мы учимся».

В 1817 году поэт обучает русскому языку и литературе жену царя Николая Первого − Александру Фёдоровну.

Осенью 1826 года он стал наставником наследника престола, будущего императора Александра II.

Для обучения наследника престола Жуковский приглашал известных ученых, а сам на занятиях использовал данные императорских архивов.

Во время обучения Василий Андреевич организовал для будущего царя познавательное путешествие по России, чтобы тот познакомился со своим государством.

Известный русский писатель и мыслитель XIX века, Лев Николаевич Толстой, также учительствовал.

В 1859 году Лев Николаевич Толстой занялся устройством школы в Ясной Поляне, своём родовом имении. Писатель изучал образовательные системы других стран, наиболее интересные методики применял в своей школе.

По его мысли, всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В Яснополянской школе царили особые правила: ученикам давали полную свободу, в классе ученики сидели там, где хотели, домашнюю работу давали не на дом, а делали прямо в школе.

На занятиях у Толстого дети писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе.

Лев Толстой говорил: «И воспитание, и образование нераздельны!»

Часть 2. Основная (20 минут)

Учитель. Учителем называют того, кто преподаёт учебный предмет в школе; преподавателя. Также называют учителем человека, обладающего высоким авторитетом для кого-либо в какой-то области. Для учителя важны успехи учеников, об этом сложены пословицы и поговорки. Прочитайте одну из них, зашифрованную в ребусе.

Работа с интерактивным заданием №1.

Задание: расшифруйте ребус

Правильный ответ: «По ученику и об учителе судят»

Работа с интерактивным заданием №2.

Задание: определите по кадру из фильма, о каком школьном предмете идёт речь.

Учитель. Это было, как вы понимаете, шуточное задание. В школе случается много разных ситуаций, и учителю иногда приходится применять весь свой опыт, чтобы найти правильный выход из положения.

В основной части в качестве дополнительного задания можно поговорить об образах учителей в художественной литературе.

Творческое задание с привлечением текстов произведений русской литературы.

Учитель. Предлагаю вспомнить учителей, которых мы встречали на страницах произведений.

Возможные ответы детей

Учитель. Учитель не только даёт знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации. В произведении А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» рассказ об учителе вводится в самом начале повествования. Учитель понимал, что Алёша лишён родительской опеки, и позволял брать ему книги из своей библиотеки. Учитель заботился о своих подопечных, что было очень важно для Алёши. Важен эпизод, когда учителя больше всего огорчил гордый взгляд Алёши. И он даёт мудрое напутствие не только мальчику, но и всем ученикам.

Учитель Карл Иванович Мауер не является главным героем повести Льва Николаевича Толстого «Детство», однако этому герою посвящена отдельная глава (Глава 1. Учитель Карл Иваныч). Учитель играет важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на его мировоззрение. В повести учитель показан добрым и любящим своих учеников человеком. У него очень добрый голос. Карл Иванович тронут выдуманным сном Николеньки. Однако в классной комнате добрый Карл Иваныч становится требовательным учителем, который даёт детям знания. Здесь его голос становится строгим, он может наказать нашего героя, поставить его в угол. Карл Иванович очень аккуратен и любит во всем порядок. На его рабочем месте в классной комнате всё всегда на своих местах. Учитель любит читать, у него есть несколько любимых книг. А ещё Карл Иванович любит стихи и даже иногда сам их пишет. Одно из стихотворений Николенька находит в бумагах учителя.

Валентин Распутин в повести «Уроки французского» показал, как педагог способен оказывать влияние на взгляды ученика. Роль учительницы в судьбе рассказчика по-настоящему велика. Лидия Михайловна научила героя милосердию и доброте. Учительница сделала для главного героя всё, чтобы он понял предмет, с которым у школьника возникали трудности. Она не только «подтянула» мальчика, но и вызвала у него интерес к французскому языку, желание учить его и дальше уже без её помощи. Учительница искренне пыталась помочь одиннадцатилетнему мальчику, который жил вдалеке от матери. Герой научился верить в людей, доверять им. Вероятнее всего, в будущем он так же будет помогать другим людям, как это делала Лидия Михайловна. Она сформировала в герое нравственные качества, которые способны помочь ему в жизни. Рассказчик вспоминает свою учительницу с теплом и благодарностью, он понимает, сколько хорошего она сделала для него.

Учитель. Ребята, мы с вами сегодня уже выясняли этимологию слов «учить»/«учитель» и их лексическое значение, вспоминали великих педагогов и произведения классической литературы, где образ учителя являлся ключевым. А давайте теперь пофантазируем. Ведь тема нашего занятия − «Если бы я был учителем…». Каким учителем вы себя представляете? Поможет нам с вами в этом творческое задание.

Творческое задание. Создание кластера «Мой учитель – лучший»

Разделимся на пять команд (примерно по 5 человек) и ответим на вопрос «Каким должен быть современный учитель?» (ответы можно рисовать, записать на листе формата А1(А2)). Изобразим учителя и его качества, а назовём этот образ… «Мой учитель – лучший!» (создание кластера).

По окончании – представление результатов работы, беседа-дискуссия по вопросам (по выбору учителя):

Если бы я был учителем, какими качествами обладал?

Как относился бы к ученикам?

Как готовился бы к занятиям?

Какие вспомогательные средства использовал бы для проведения уроков?

Как сделать урок интересным?

Что нужно, чтобы понимать своих учеников?

Нужно ли учителю учиться?

Какими качествами, на ваш взгляд, обладают победители конкурса «Учитель года»? А знаете ли вы, кто победил в конкурсе в этом году в нашем регионе?

Часть 3. Заключительная (5 минут)

Учитель. В стихотворении Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей» есть слова о том, что учительское счастье складывается из ученических побед. Согласны ли вы с этим?

Учитель. В сердце учителя есть уголок для каждого ученика, учителя чувствуют свою ответственность за тех, кого выпустили в большой мир.

Учитель. Расспросите родителей, бабушек, дедушек об их учителях. Дополните ваши рисунки, назовите качества «лучшего» учителя