Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
1-2 классы. Если бы я был учителем
3 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1−2 классов по теме
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ»
Цель: создать успешную образовательную среду для развития и воспитания обучающихся, показать важность и необходимость профессии учителя, роль учителя в обучении.
Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.
Планируемые результаты
Личностные: понимание роли и значения учителя в жизни человека; уважение к знаниям и авторитету учителя; творческое воображение и мышление.
Предметные: понимание обучающимися необходимости получения знаний; представление о роли первого учителя в жизни человека.
Метапредметные: применение правил работы в совместной деятельности; участие в коллективном диалоге, умение высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам; умение оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии видеоматериала.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ информации и предполагает групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
– сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-script.pdf
– методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-method_recom.pdf
– видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/395/
– интерактивные задания
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teachersday-12-2/index.html?back_url=/topic/8/grade/12/#/
– презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-presentation.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Учитель рассказывает о предстоящем празднике – Дне учителя, просматривает с ребятами видеоролик, организует беседу по его содержанию.
Часть 2. Основная
Раскрывается основная тема занятия – о роли учителя в жизни каждого человека, о работе учителя. Выполняются интерактивные задания. Творческое задание – «Если бы я был учителем».
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов: рефлексия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)
Слушание песни «Первая учительница» (размещена в дополнительных материалах).
Демонстрация видеоматериала (дикторский текст)
Каждый школьный день мы проводим вместе с учителем, с одноклассниками.
Первый учитель – это тот человек, который становится для тебя не только проводником в мир знаний, но и другом. Без его наставлений и поддержки очень сложно привыкнуть к новой обстановке.
На время обучения школа становится для нас вторым домом, а первого учителя обычно человек помнит всю жизнь. Давайте представим, как строится дом: выкладывается кирпичик за кирпичиком, и постепенно выстраиваются стены дома. Так же по маленьким кирпичикам будут обогащаться ваши знания, и вы многому научитесь.
Конечно, в вашей жизни будут встречаться и трудности, и учитель – первый, кто придет к вам на помощь в трудной ситуации.
С древних времен профессия учителя была очень востребованной. Учителя уважали за его труд, понимали, что от него зависит будущее детей.
В День учителя наших педагогов благодарят, поздравляют, вручают им награды.
В этот день, как правило, ученики готовят праздничный концерт. Дети учат стихи и песни, рисуют открытки, поздравляют учителей.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь.
Беседа
Учитель. Давайте подумаем, как связаны вот эти слова:
УЧИТЬ УЧИТЬСЯ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Примерные ответы детей: Учитель – это тот, кто учит. Учитель учит, а ученики учатся. Учитель помогает ученикам учиться.
Учитель. Вы молодцы! Да, учитель помогает ученикам многому научиться. А как вы думаете, может ли компьютер заменить учителя? Можно ли без учителя всё узнать благодаря Интернету?
Примерные ответы детей: Наверное, нет. Ведь и работе на компьютере нужно сначала научиться. Не всегда все понятно, а учитель разъясняет.
Учитель. Мы с вами прекрасно знаем, как важны в жизни книги, как многому можно научиться благодаря общению с книгами. А как же нам тогда объяснить пословицу «И груда книг не заменит хорошего учителя»? В чём секрет профессии учителя?
Примерные ответы детей: В книгах много знаний, но трудно сразу всё самому понять. А учитель помогает понять самое важное и трудное. В книгах можно узнать, как себя вести, но не всегда сразу получается, а учитель всегда может помочь, посоветовать.
Часть 2.
Основная (до 20 минут)
Надпись на доске «5 ОКТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
Учитель. Ежегодно 5 октября в нашей стране отмечается Всемирный день учителя. Давайте подумаем, что значит «всемирный»? И почему день учителя именно всемирный?
Примерные ответы детей: Этот праздник для всех стран. В мире много стран, и в каждой стране есть школы и учителя. Профессия учителя важная для всего мира.
Учитель. Да, вы правильно ответили. Страны на нашей планете разные, отличаются и школы, но важность профессии учителя признаётся во всех странах, во всём мире. Во все времена все народы понимали, что от учителя зависит то, какими вырастут дети: будут ли они воспитанными, образованными, научатся ли они думать, будут ли любить свою Родину, заботиться о ней.
Всемирный день учителя отмечается более чем в ста странах.
А как вы думаете, какой самый главный результат работы учителя? Чтобы вам было легче ответить на мой вопрос, немного помогу вам. Часто учителя сравнивают с деревом и говорят: «Дерево и учитель познаются по плоду».
Примерные ответы учеников: Это, наверное, мы, ученики. Наши знания. Это те ученики, которых учитель научил.
Работа с интерактивным заданием №1.
На экране размещены картинки. Задание: из данных картинок нужно выбрать ту, которая соответствует деятельности учителя.
(правильный ответ) |
Работа с интерактивным заданием №2.
Задание: в одну часть нужно переместить только те картинки, которые соответствуют теме «Школа», а в другую − те, которые символизируют разные профессии.
Относится к школе | Не относится к школе |
| |
| |
| |
| |
Творческое задание:
Составление рассказа «Чему нас учат учителя» с опорой на картинки (работа в группах).
Учитель. Ребята! На доске картинки, которые помогут каждой группе составить рассказ «Чему нас учат учителя».
Учитель. Думаю, все вы играли в игру «Школа» и были учителями. Давайте вспомним, получалось ли у вас чему-то научить ваших учеников во время этой игры? Было ли вам трудно быть учителями? Были ли вы строгими учителями? Что очень важно для того, чтобы быть хорошим учителем?
Примерные ответы обучающихся: Важно было самим хорошо знать то, чему учишь. Нужно терпение. Еще важно, хотят ли научиться те, кого ты учишь.
Учитель. Дорогие ребята! От вашего желания зависит, получится ли у меня научить вас всему тому, чему я хочу вас научить! Уверена, что у нас с вами впереди интересные школьные годы.
Учитель. А можете ли вы быть для кого-то учителями не только в игре?
Примерные ответы детей: Нет, это только взрослые могут быть учителями.
Учитель. Знаю, что у многих из вас есть младшие братишки и сестренки. Постарайтесь быть для них хорошими учителями, не забывайте, что только с любовью и терпением можно чему-то научить. А еще вы вполне можете быть учителями друг для друга. Уверена, что каждый из вас что-то умеет делать лучше других: кто-то лучше всех вышивает, кто-то лучше всех делает салат, кто-то лучше всех делает оригами. Давайте учиться друг у друга. А еще мы часто будем работать в группах, кто-то из вас окажется более знающим, очень важно помочь другим, спокойно объяснить!
Игра «Продолжи предложения»
А теперь давайте сыграем в игру «Продолжи предложения». Я буду начинать предложение, а вы будете продолжать, добавляя по несколько слов.
Если бы я был учителем, я бы всегда …..
Если бы я был учителем, я бы обязательно ……
Если бы я был учителем, я бы никогда …….
Я хочу научиться у своих учителей ….
Часть 3. Заключительная (до 5 минут)
Творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Наш класс», или на тему «Моя учительница (Мой учитель)», или на тему «Я учитель».
Учитель вместе с учащимися подводит итог занятия. Первый учитель для любого человека − это добрый волшебник, помощник на сложной дороге к знаниям. Талант учителя заключается в умении передать знания другому. Учитель не только учит думать, но еще и учит уважению, любви к ближнему, помогает нам вырасти настоящими людьми.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
1-2 классы. Если бы я был учителем
3 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1−2 классов по теме
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ»
Цель: создать успешную образовательную среду для развития и воспитания обучающихся, показать важность и необходимость профессии учителя, роль учителя в обучении.
Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.
Планируемые результаты
Личностные: понимание роли и значения учителя в жизни; уважение к знаниям и авторитету учителя; развитие творческого воображения и мышления.
Предметные: понимание обучающимися необходимости получения знаний; представление о роли первого учителя в жизни человека.
Метапредметные: применение правил работы в совместной деятельности; участие в коллективном диалоге, умение высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам; умение оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии видеоматериала.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ информации и предполагает групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
– сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-script.pdf
– методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-method_recom.pdf
– видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/395/
– интерактивные задания
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teachersday-12-2/index.html?back_url=/topic/8/grade/12/#/
– презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-12-presentation.pdf
Часть 1.
Мотивационная
Занятие начинается со слушания песни о первом учителе, просмотра видеоролика, посвященного празднику. Это обеспечивает рождение эмоционального отклика ребенка и подводит его к пониманию роли и значения первого учителя в жизни каждого человека. Краткая беседа имеет своей целью создать предпосылки будущего обобщенного ответа на поставленный вопрос о значении первого учителя в жизни каждого человека. Успешная мотивация обеспечивает положительные эмоции и настраивает обучающихся на активную учебную деятельность.
Часть 2.
Основная
Учитель обращает внимание детей на короткую справку о профессиональном празднике, который называется «День учителя». Существование в календаре такого праздника еще больше подтверждает значение учителя и наставника в жизни ребенка. Учитель всегда несет знание и доброту. Текст и соответствующая иллюстрация позволяют познакомить обучающихся с происхождением праздника «День учителя» и позволяют понять роль человека, который обучает, открывает дорогу к знаниям и воспитывает личность. Учитель предлагает обучающимся принять участие в выполнении интерактивных заданий. Первое задание – выбор правильного ответа из предлагаемого перечня. Второе интерактивное задание направлено на упорядочивание структуры. При отсутствии необходимых средств для проведения интерактивных заданий можно предложить обучающимся прочитать (или послушать для не читающих в 1 классе детей) прозаические тексты об известных писателях и поэтах, которые одновременно были учителями и наставниками при дворе императора, в престижных университетах или сельских школах (Иван Крылов − учитель-режиссер. Лев Толстой − педагог-новатор. Василий Жуковский − наставник наследника престола Александра II). Знакомство с содержанием подобных тестов позволит показать образ учителя, познакомить школьников с его трудом, его образованностью. Исходя из уровня успеваемости детей и их возможностей тексты возможно упростить, сократить или подготовить дополнительную информацию на усмотрение учителя, например, подобрать тематические стихотворения, посвященные учителю.
Роль первого учителя в жизни каждого человека.
Для более глубокого восприятия и создания положительного эмоционального фона учитель предлагает работу с серией сюжетных картинок, которые способствуют осмыслению учащимися значения личности и роли учителя в жизни человека. Предваряет работу устная беседа, цель которой подвести детей к пониманию учительского труда как ценности и жизненной необходимости. Визуальное восприятие картинок позволяет учащимся осмыслить сюжетную линию будущего текста-повествования. Этот вид работы развивает творческие способности и нацеливает на развитие связной речи младших школьников.
Подобную работу можно было бы продолжить в 3−4 классе на более сложном уровне с применением возможности сравнения и соединения в одном тексте двух типов речи − повествования и описания.
Часть 3.
Заключительная
Творческое задание
Завершение занятия связано с творческой работой, на которую настраивает беседа: нарисовать рисунок «Наш класс», или «Моя учительница (Мой учитель)», или «Я учитель». Такое задание, во-первых, доступно для учащихся в таком возрасте, во-вторых, позволяет проявить творческие способности, а также привлечь родителей к совместной деятельности.
Результаты занятия: главный вывод – знание о ценности социального служения, важности наставничества, уважения к профессии учителя.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.