СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие веществ" Окружающий мир, 3 класс, Плешаков Андрей Анатольевич

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие веществ" Окружающий мир, 3 класс, Плешаков Андрей Анатольевич»

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы и

приемы

обучения

Формы уч-го взаим-ия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный этап

8:00-8:01

Подготовить учащихся к работе; настроить детей на положительную работу на уроке

Словесный(беседа)

Ф

Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Елизавета Витальевна. Присаживайтесь.

-Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я предлагаю всем улыбнуться, как улыбается вам солнышко.

Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Здороваются с учителем

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2.Ориентировочный этап

8:02-8:10

подготовка к восприятию новой темы; постановка целей урока; определить тему урока,


Словесный(беседа, рассказ),

Практический(загадки)

ф

Что такое тело?


Какие бывают тела?


Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.




- Что такое вещество?


Какие бывают вещества?


Откройте рабочие тетради на 12-13 выполняем тест 5

Сейчас будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите в своих группах командира.

На партах у вас есть кроссворды. Сейчас я вам буду читать кроссворды, а вам буду загадывать загадки, а ответ вы будете писать в кроссворд.

1. Белый он, как снег, колючий. Как песок сухой, сыпучий. Сладкий-сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт … .
2.В состоянии свободном 

Газом он бывает,

С водородом и азотом

Воздух составляет.

Дышат птицы им и звери,

Люди и растения.

Его много в атмосфере,

В этом нет сомнения
3. Становлюсь собой в плену огня. 

Не было бы в мире без меня 

Ни велосипедов, ни коньков, 

Ни автомобилей, ни станков.

4. Для строительства немало
Нужно стройматериала:
Кедр, дуб, сосна, осина
По-другому ...
5. . По асфальту я скачу, Через двор в траву лечу. От друзей меня не прячь, Поиграй-ка с ними в...





4
















1






2




5



3






























Ребята, какое ключевое слово получилось?

Что обозначают слово?

Что изучает наука химия?

Правильно! Как вы думаете какое слово лишнее? Как вы думаете почему?

Какие вещества ы тут видите?


Правильно! Как вы думаете, какая у нас тема?

Мы будем говорить о разных веществах, тема урока «Разнообразие веществ», чему мы будем учиться сегодня на уроке?



Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Естественные, искусственные, небесные.

Естественные тела: Дерево, Трава, Собака, Горка, Речка, Камень, Птица

Искусственные тела: машина, самолет, трамвай, пароход.

Небесные: звезды, планеты, кометы.

  • Вещество – это то, из чего состоит тело. 

  • Вещества бывают твёрдые, жидкие, газообразные





Слушать друг друга и тд…

































Д




Р




Е




В

С



Е

А

К


С

М

Х

И

М

И

Я

А

С

Е

Н

Ч

Р

Л

Т

А


О

А


Р

Л


О

Л


Д
















Химия

Наука

Вещества

Мяч.

Потому что мяч –тело

Твердые- сахар, металл, древесина; газообразные-кислород

Вещества.



Знакомится веществами; научимся сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам.

Регулятивные: развивать умение точно выражать свои мысли; уметь определять успешность своего задания; прогнозировать предстоящую работу.

3.Поиского-исследовательский этап

8:11

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Словесный(беседа, рассказ)

Практический(опыт)

Наглядный(презентация, учебник)

Ф

Г



























































Сейчас мы начнём рассматривать вещества. Будем работать в группах. На партах у вас есть загадки. Вы должны отгадать эти загадки. Кто будет готов, покажите свою готовность.

1)Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже

2)Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если пожалели соль…

3)В воде она родится,

Но странная судьба-

Воды она боится,

И гибнет в ней всегда…

Кто угадал, что это?

Совершенно верно. Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль. Что вы знаете о соли?


Теперь подчеркните чертой основные свойства соли. Давайте проверим.




Совершенно верно!

Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. А полезна ли соль?

Без соли человек обходиться не может, так как именно поваренная соль, восстанавливает нарушенный обмен веществ, кислотно-щелочной баланс в организме, поддерживает оптимальный уровень жидкости, в том числе и объем крови, препятствуя обезвоживанию организма.

Есть ли вред соли?

Употребление большого количества соли вызывает рост кровяного давления и увеличивает риск инсульта и болезней сердца. Также известно, что чрезмерное количество соли в организме приводит к вымыванию кальция и может стать причиной снижения плотности костей.

На партах у вас есть таблицы. Так же работаем в группах, заполняем таблицы

САХАР

Цвет


Запах


Состояние.


Из чего добывают


Вкус


Давайте проверим. Хорошо, открывайте учебники на стр. 49 и прочитайте 1й абзац. Кто не заполнил таблицу заполняем.

Назовите его главное свойство.

Есть ли поза в сахаре?















А вред?

Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

Какие еще сладкие вещества встречаются в природе?

— Где в природе встречается глюкоза?



Правильно! А еще есть такое вещество, называется крахмал. Кто знает что это такое?

Верно! Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Для чего нужен крахмал организму?


Действительно! Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой йод.

Давайте сейчас проведем физкульминутку.

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка!

(Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

Молодцы! Присаживайтесь. Ребята, сейчас мы будем работать в группах по 4 человека. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите в своих группах командира.

Молодцы! Сегодня у нас будет очень интересная практическая работа. Вы знаете в каких продуктах есть крахмал?

Благодаря этой работе мы узнаем в каких продуктах есть крахмал. Открываем рабочие тетради на стр. 26 и находим упр.2.Кто прочитает цель урока?

Хорошо! Чтобы выполнить эту работу я принесла на урок картофель, пипетки и раствор йода. Перед началом работы, я хочу сказать, что эти продукты нельзя класть в рот, осторожно работать с настойкой йода. Вы сейчас получите продукты: картофель, пипетку и раствор йода. Только, без инструкций учителя ничего не делать!

С помощью пипетки нанесите каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов. И осторожно надо нанести каплю йода на картофель. Какие изменения вы заметили?

Правильно. Что это означает?

Совершенно верно, ребята! В картофеле есть крахмал.

Ребята, откладываем все продукты в сторону. И теперь заполняем таблицу

















Хорошо, молодцы! Какой вывод можно сделать?


Как вы догадались?


Отсюда выходит вывод, что определить крахмал в продуктах можно с помощью йода. Но во всех продуктах есть ли крахмал? Вы это определите дома. Надо будет провести такой же опыт вместо картофеля использовать: яблоко, хлеб, морковь, банан.

Ребята посмотрите что это?

Какие у вас ощущения смотря на лимон?

 Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? 

В каких продуктах какие содержатся кислоты? 






Назовите главное свойство кислот. 

Какие кислоты вы знаете? 

Любую ли кислоту можно пробовать на вкус?

Почему этого нельзя делать? 

Совершенно верно!

- Как образуются кислотные дожди?








Правильно! Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

А полезны ли кислоты?

Ребята, есть такие кислоты, которые убивают гнилостных бактерий. Как вы думаете где? Правильно! Когда наши мамы консервируют салаты, лечо они использую кислоту. Но какую кислоту, кто знает?

Правильно, уксусную кислоту.

Мы узнали, что в жизни человека есть кислоты. А как вы думаете, в жизни растений, животных есть кислоты? Где?



Действительно! Давайте прочитаем текст на стр 51 сверху таблицы.

































Соль

Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Ее используют для подсаливания пищи.

Белый минерал-это твёрдое вещество,

Можно есть- соль можно употреблять с пищей,

В воде родится- соль растет в воде,

Воды боится- растворяется в воде.









































Да





















САХАР

Цвет

Белый

Запах

Без запаха

Состояние.

Твердое

Из чего добывают

В растениях

Вкус

Сладкий









Главное свойство - сладкий вкус.

  1. Сладкое полезно при заболеваниях селезенки, а также при повышенных физических и умственных нагрузках.

  2. Сахар стимулирует кровообращение в спинном и головном мозге, предотвращает склеротические изменения.

Избыточный вес, сладкое портит фигуру, вредит зубной эмали, провоцируя развитие налета на зубах кариеса.



Глюкоза



В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель

Он важен для мышечных волокон и мозга. Кроме того, для крепости иммунитета необходим крахмал.























































Слушать друг друга и тд…













Определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.























Место, куда капнули раствор йода посинел.

В картофеле содержится крахмал.





Место, куда капнули раствор йода посинел



Название продукта

«+» или «-»

Рис.

Картофель

+


яблоко



Хлеб



Рис.каша



банан





Картофель содержит крахмал.

Место, куда капнули раствор посинело.













Лимон.

Во рту становится кисло и тд.

Кислоты

В лимоне — лимонная, в яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная. Уксусная кислота-уксус

Кислый вкус.

Яблоко, лимон, щавель.

Нет, кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.



Основная причина возникновения кислотных дождей — это загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты.



















Консервирование



Уксусную кислоту





Да. Муравей, пчела защищаются с помощью своих кислот. У крапивы тоже есть кислота.

Предметные: учащиеся ознакомятся веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; научаться правильному пользованию этими веществами; научатся сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам; расширения кругозора учащихся.Регулятивные: развивать умение точно выражать свои мысли; уметь определять успешность своего задания.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; развивать умение выявлять сущность, особенности объектов; уметь на основе анализа объектов делать выводы; уметь обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение работать в паре и в группах.

4.Практический этап.


Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Словесный(беседа) Практический(загадки, рассааз)

Ф


П

Сейчас мы с вами закрепим наши знания. Ребята, соблюдайте правила работы в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Прочитайте первое задание в учебнике на с. 51. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.







Выслушивать друг друга, не шуметь и тд.

Как хрустит он хорошо — Этот белый порошок. Он в блины идёт, в кисель. Очень вкусно, ты поверь. Ты уж, верно, угадал? То — картофельный… 


Регулятивные: развивать умение точно выражать свои мысли; уметь определять успешность своего задания; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


5.Рефлексивно-

Оценочный этап.

Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений.

Словесный: беседа, рассказ.

Ф

Вот наш урок и подходит к концу. Запишем дз: Рабочие тетради с 26, задание 2 завершить опыт.

О чем мы сегодня говорили?


Какие задачи мы ставили?





Мы достигли этих задач?

С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?



Что на уроке было особенно интересным?

Давйте сделаем вывод: вещества бывают разнообразные: они приносят и пользу и вред. И их надо правильно использовать в жизни.

Ребята, если вам на уроке было интересно и вы работали поднимите зеленые кружочки, если вам было не интересно то красные. Спасибо за работу.

Вы очень хорошо и активно работали на уроке. Урок окончен, можете идти на перемену.



О веществах, о сахаре, кислоте, крахмале и тд.

Познакомится веществами; научимся сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам.

Да

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

Ответы детей


Коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание;

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






Д




Р



Е




В

С



Е

А

К


С

М

Х

И

М

И

Я

А

С

Е

Н

Ч

Р

Л

Т

А


О

А


Р

Л


О

Л


Д



САХАР

Цвет


Запах


Состояние.


Из чего добывают


Вкус