СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка, апробация и внедрение педагогических новшеств в технологию педагогического сотрудничества

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология педагогического сотрудничества:  состояние, опыт, проблемы

Просмотр содержимого документа
«Разработка, апробация и внедрение педагогических новшеств в технологию педагогического сотрудничества»

Районный профессиональный конкурс «Фестиваль методических инноваций»  «Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   МУ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ» Направление: «Шаги к успеху» Тема педагогического  проекта: «Разработка, апробация и внедрение педагогических новшеств в технологию педагогического сотрудничества – шаги к успеху педагогических работников образовательных организаций»   Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории

Районный профессиональный конкурс «Фестиваль методических инноваций» «Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  МУ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

  • Направление: «Шаги к успеху»
  • Тема педагогического проекта: «Разработка, апробация и внедрение педагогических новшеств в технологию педагогического сотрудничества – шаги к успеху педагогических работников образовательных организаций»
  •   Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
Актуальность работы определяется тем, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: - способность и готовность к непрерывному образованию , постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому ; - способность к критическому мышлению ; - способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно .
  • Актуальность работы определяется тем, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
  • - способность и готовность к непрерывному образованию , постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому ;
  • - способность к критическому мышлению ;
  • - способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно .
Объектом исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательных отношений в образовательных организациях. Предметом исследования являются: - новые научные и учебно-методические работы; - новые нормативные правовые акты по данной проблематике. Цель исследования . Разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений. Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний . Под инновационными технологиями в образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (технологии проблемного, проективного обучения и педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся)
  • Объектом исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательных отношений в образовательных организациях.
  • Предметом исследования являются:
  • - новые научные и учебно-методические работы;
  • - новые нормативные правовые акты по данной проблематике.
  • Цель исследования . Разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений. Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний . Под инновационными технологиями в образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (технологии проблемного, проективного обучения и педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся)
Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач : - изучить правила, психотехники и психотехнологии общения; - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике; - разработать структуру взаимодействия для участников образовательных отношений;  - разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений
  • Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач :
  • - изучить правила, психотехники и психотехнологии общения;
  • - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
  • - проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;
  • - разработать структуру взаимодействия для участников образовательных отношений;
  • - разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений
Методология и методы исследования . Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана новая технология педагогического сотрудничества для педагогических работников общеобразовательных организаций Московской области. Разработал новую авторскую учебную программу по элективному курсу «Личность. Межличностные отношения».
  • Методология и методы исследования . Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод.
  • Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана новая технология педагогического сотрудничества для педагогических работников общеобразовательных организаций Московской области. Разработал новую авторскую учебную программу по элективному курсу «Личность. Межличностные отношения».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы: - в педагогической деятельности в процессе преподавания нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»; - в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем; - при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике; - при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательных отношений.
  • Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию.
  • Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:
  • - в педагогической деятельности в процессе преподавания нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»;
  • - в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;
  • - при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике;
  • - при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательных отношений.
Апробация результатов исследования и внедрение педагогических новшеств . Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научных статьях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах для педагогических работников образовательных организаций Московской области, в профессиональных конкурсах.
  • Апробация результатов исследования и внедрение педагогических новшеств . Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научных статьях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах для педагогических работников образовательных организаций Московской области, в профессиональных конкурсах.
Три этапа развития науки по данной проблематике: - правила педагогического общения — это первый этап развития науки; - психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки; - технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества .
  • Три этапа развития науки по данной проблематике:
  • - правила педагогического общения — это первый этап развития науки;
  • - психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки;
  • - технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества .
Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала ; - начальный уровень саморазвития профессионала ; - средний уровень саморазвития профессионала ; - высший уровень саморазвития профессионала .
  • Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:
  • - допрофессиональный этап развития профессионала ;
  • - начальный уровень саморазвития профессионала ;
  • - средний уровень саморазвития профессионала ;
  • - высший уровень саморазвития профессионала .
В процессе педагогического общения педагогический работник и обучаемые реализуют в совокупности четыре новые основные функции:  интеллектуальную;  влияния друг на друга;  информационную и облегчающую.
  • В процессе педагогического общения педагогический работник и обучаемые реализуют в совокупности четыре новые основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную и
  • облегчающую.
Разработаны три новых способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений: - самоподача превосходства; - самоподача привлекательности; - самоподача отношения преподавателя к обучаемым.
  • Разработаны три новых способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:
  • - самоподача превосходства;
  • - самоподача привлекательности;
  • - самоподача отношения преподавателя к обучаемым.
Механизмы межличностного взаимовосприятия : - эмпатия ; - рефлексия ; - саморефлексия ; - идентификация ; - стереотипизация ; - обратная связь ; - аттракция ; - казуальная атрибуция .
  • Механизмы межличностного взаимовосприятия :
  • - эмпатия ;
  • - рефлексия ;
  • - саморефлексия ;
  • - идентификация ;
  • - стереотипизация ;
  • - обратная связь ;
  • - аттракция ;
  • - казуальная атрибуция .
  • Новая психологическая структура педагогического общения может состоять из следующих этапов:
  • 1. Постановка целей педагогического общения.
  • 2. Моделирование педагогическим работником образовательной организации сценария предстоящей новой педагогической деятельности.
  • 3. Планирование взаимодействия педагогическим работником образовательной организации с обучаемыми в образовательном процессе.
  • 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
  • 5. Нейтрализация новых психологических барьеров.
  • 6. Организация и управление педагогическим общением.
  • 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным обучаемым.
  • 7.1. Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт.
  • 7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между педагогическим работником и обучаемым после семинара.
  • 7.3. Изучение психологической структуры личности обучаемого.
  • 7.4. Попытка педагогического работника «войти» в доверие к обучаемому.
  • 7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.
  • 7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.
  • 7.7. Достижение цели педагогического общения.
  • 7.8. Выход из доверительного общения с данным конкретным обучаемым.
  • 8. Достижение педагогических целей .
  • 9. Выход из педагогического общения.
  • 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей.
  • 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности обучаемых
Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в образовательном процессе, педагогический работник должен уметь ориентироваться: - в себе; - в обучаемых; - в целях педагогического общения; - во времени, которое отводится на изучение конкретной темы; - в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия; - в новой педагогической ситуации взаимодействия с обучаемыми; - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности и др.
  • Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в образовательном процессе, педагогический работник должен уметь ориентироваться:
  • - в себе;
  • - в обучаемых;
  • - в целях педагогического общения;
  • - во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;
  • - в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
  • - в новой педагогической ситуации взаимодействия с обучаемыми;
  • - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности и др.
Барьеры коммуникативные  - мотивациониый барьер; - интеллектуальный барьер; - эмоциональный барьер; - волевой психологический барьер; - ошибки по типу педагогические работники; - ошибки по типу мужчина — женщина; - межпрофессиональные; - ошибки по типу житейская логика; - ошибки по типу проекции своей роли; - снисходительность.

Барьеры коммуникативные

  • - мотивациониый барьер;
  • - интеллектуальный барьер;
  • - эмоциональный барьер;
  • - волевой психологический барьер;
  • - ошибки по типу педагогические работники;
  • - ошибки по типу мужчина — женщина;
  • - межпрофессиональные;
  • - ошибки по типу житейская логика;
  • - ошибки по типу проекции своей роли;
  • - снисходительность.
Новые психологические приемы 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника». 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучаемых в образовательном процессе». 3. Психологический прием «вы». 4. Психологический прием «первая фраза». 5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». 6. Психологический прием «приятное зеркало».

Новые психологические приемы

  • 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника».
  • 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучаемых в образовательном процессе».
  • 3. Психологический прием «вы».
  • 4. Психологический прием «первая фраза».
  • 5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да».
  • 6. Психологический прием «приятное зеркало».
Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества педагогических работников с обучаемыми в образовательных организациях. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования. Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и обучаемых в образовательном процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника образовательных организаций
  • Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества педагогических работников с обучаемыми в образовательных организациях. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования.
  • Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и обучаемых в образовательном процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника образовательных организаций
Новая технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с обучаемыми в процессе их обучения, воспитания и развития , характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий.
  • Новая технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с обучаемыми в процессе их обучения, воспитания и развития , характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий.