СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка банка заданий для подготовки к ЕГЭ по теме: «Показательные и логарифмические уравнения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Банк заданий логарифмических уравнений повышенного уровня для устранений затруднений при решении данных задач учащимися при подготовке к ГИА-11.

Просмотр содержимого документа
«Разработка банка заданий для подготовки к ЕГЭ по теме: «Показательные и логарифмические уравнения»»







Разработка банка заданий для подготовки к ЕГЭ по теме:

«Показательные и логарифмические уравнения»















Разработчик: учитель математики Маляр Светлана Витальевна




















2023 г

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, несомненно, занимают центральное место в программе математики 10–11-х классов наряду с такими разделами, как тригонометрия, производная и ее приложения. Заданий, связанных, так или иначе, со степенями, корнями, с показательной и логарифмической функциями, в контрольно-измерительных материалах на едином государственном экзамене по математике за последние годы постоянно колеблется.

В связи с разделением итоговой аттестации за курс полной средней школы на два разных по уровню экзамена (базовый и профильный) актуальность рассматриваемой темы не изменилась


Учащиеся 10–11-х классов, изучающие математику на повышенном или углубленном уровне, в большинстве своем планируют поступление в вузы и втузы, где предъявляются повышенные требования к математической подготовке абитуриентов. Поэтому на ЕГЭ по математике им необходимо решить не только задания первой части, но и задания более высокого уровня сложности из второй части, в которых также используются знания по рассматриваемым темам


Проблемы, связанные с изучением темы, заключаются еще и в том, что разнообразие приемов, которые можно использовать при решении заданий, связанных со степенями и логарифмами, значительно шире, чем это представлено в большинстве учебников. К сожалению, того объема знаний и тех типов заданий, которые представлены в большинстве учебников математики, для успешного решения заданий с развернутыми ответами из второй части ЕГЭ оказалось совершенно недостаточно.



Цель: Создать банк заданий логарифмических уравнений повышенного уровня для устранений затруднений при решении данных задач учащимися при подготовке к ГИА-11.

Задачи:

  1. научить учащихся ориентироваться в многообразии свойств функций и алгоритмов решения основных типов заданий по теме

  2. разобраться в сути функционально- графического метода решения уравнений, каковы его разновидности и как научить детей использовать его при решении.

  3. разобрать алгоритмы решения основных типов стандартных и некоторых наиболее часто встречающихся разновидностей нестандартных заданий по рассматриваемой теме

  4. изучить способы решения уравнений.


Объект исследования: процесс обучения учащихся решению логарифмических уравнений и неравенств на уроках математики.

Предмет исследования: методы решения логарифмических уравнений

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что знание различных методов решения логарифмических уравнений может повысить эффективность изучения данной темы и качество подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ

Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ, сравнение.

Методы решения логарифмических уравнений.

При решении логарифмических уравнений используют различные методы. Выбор метода зависит от вида уравнения. Перечислим некоторые из них:

  1. Использование определения логарифма

  2. Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

  3. Приведение к одному основанию.

  4. Введение новой переменной.

  5. Логарифмирование обеих частей уравнения.

  6. Функционально-графический метод





  1. Уравнения, решаемые подстановкой





Этапы решения

Содержание

Подводящие задания

1)Введение новой переменной

2 - 5 + 3 = 0



2)Решение квадратного уравнения

2t2 – 5t + 3 = 0

=1,

Квадратное уравнение.

Дискриминант:

D=

D

D=0, 1 корень

D

Корни квадратного уравнения:

3)

= 1



=


О пределение логарифма



Ответ:

X=3 X=3√3


Задачи для самостоятельного решения


№п/п

Задание ( решите уравнение)

Ответ

1

0,5; 0,25

2

-7; 0,5









Этап решения

Содержание

Подводящие задания


1)выписать все условия для решения данного уравнения

ИЛИ найти ОДЗ









  1. Вспомнить область определения функции y=

  2. Вспомнить область определения функции вида

y=

  1. преобразование выражения


  1. Вспомнить свойство логарифмов:


4. преобразование выражения под знаком логарифма

Преобразование выражений

  1. Введение новой переменной

Пусть


  1. Составление нового уравнения не содержащего логарифм

m-2=

Свернуть ФСУ:

  1. Решение уравнения

m-2= ; m-2=

Вспомнить формулу

  1. Решение уравнения (7) с учетом выполнения условия, что m-2˃0

;

Т.к. функция монотонная, то

(х-1)(3х-2-х2)≥0

ЖЕЛАТЕЛЬНО показать учащимся метод рационализации, т.к. все условия для решения уравнения указаны.

  1. Решение данного неравенства методом интервалов

ИЛИ

  1. Решать данное неравенство другими методами

(х-1)(х2-3х+2)≤0

(х-1)(х-1)(х-2)≤0

- - +

1 2



Вспомнить теоретический материал по решению неравенств методом интервалов

ИЛИ

Вспомнить теоретический материал при условии произведения ˃0

  1. С учетом условия (ИЛИ ) ОДЗ уравнения

Найти все решения данного неравенства

И с учетом ОДЗ выбрать ответ:

(2/3;1) (1;


  1. Ответ

(2/3;1) (1;




Задания для самостоятельного решения:


№ п/п

Задание (Решите уравнения):

Ответ

1

-3; -

2

4






  1. Решение уравнений смешанного типа,

=0


Этап решения

Содержание

Подводящие задания


1.

Нахождение области определения логарифма

2 Нахождение области определения дробно- рационального уравнения.




Sinx 0




2cosx+ ≠0

  1. Вспомнить область определения функции y=

  2. Вспомнить область определения функции вида

y=

3 преобразование дробно- рационального уравнения


  1. Решить уравнение вида


  1. Решение логарифмического уравнения 2 степени

Заменим


4. Решение неполных квадратных уравнений:

x (x-3) =0


  1. Решение простейших тригонометрических уравнений

2cosx+√3≠0


  1. Решение уравнений вида:

Частные случаи при решении тригонометрических уравнений

Sinx=o, sinx=1, sinx=-1

6 Решение простейших логарифмических уравнений



=0

+2πn, nϵZ



=-1

+2πn nϵZ

nϵZ

  1. Решение уравнений вида:

=2

=0

=-3


7 Вывод о наличии посторонних корней

x≠5π/6+2πn nϵZ



8 Проверка удовлетворению области определения

1 Y


х





Проверка показывает, что условию sin x 0 и cosx≠ удовлетворяют корни



  1. Sinx 0


Ответ:

;


Задачи для самостоятельного решения:


Уравнение

Ответ



±












  1. Уравнения, решаемые с помощью приведения к одному основанию.


Решите уравнение:






Этап решения

Содержание

Подводящие задания


1)выписать все условия для решения данного уравнения

ИЛИ найти ОДЗ






ОДЗ: (-

  • Вспомнить область определения функции y=



2)Провести разложение на линейные множители выражений, стоящих под знаком логарифма

1. 4 2

2. 6

=(3х+7)(2х+3)

  • Использование формул для решения квадратных уравнений

  • Использование формулы разложения на множители квадратного трехчлена

  • Использование ФСУ квадрат суммы

3)Выполнить преобразование левой части уравнения с учетом разложения на множители




4) Преобразование выражения

, т.к. 2х+3˃0


  • Использование свойств логарифма

5)Введение новой переменной

2

2

Пусть

  • Воспользуемся

  • Введем замену: 2х+3=m; 3х+7=n

6)Решение нового уравнения не содержащего логарифм

2y2-3y+1=0


  • Воспользуемся формулами решения квадратных уравнений. Имеем y1=1; y2= 1/2

7)Обратная замена


8)Решение уравнения (7) с учетом ОДЗ

(*):

2х+3=3х+7

х=- 4 (не принадлежит ОДЗ)

(**):

2х+3= .

Т.к. 2х+3˃0, (2х+3)2=3х+7

Данное уравнение имеет корни: -2 и -

Условию ОДЗ удовлетворяет только число -

  • Вспомнить с учащимися решение иррациональных уравнений

  1. Ответ

-







Задания для самостоятельного решения:



№ п/п

Задание: Решите уравнение

ответ

1

3

1; 9

2







Уравнения, решаемые с помощью дополнительных сведений из теории логарифмов

Решить уравнение:

Этап решения

Содержание

Подводящие знания

1.Нахождение области определения логарифма


Вспомнить область определения функции :

2. Решение уравнения с использованием свойств логарифма





3. Преобразование левой части уравнения с использованием формул сокращённого умножения



4. Применение свойства равенства нулю произведения двух множителей.








Вспомнить :

свойства логарифма:





Упростить с помощью

Формулы квадрата разности:




Решить уравнение:


5. . Решение простейших логарифмических уравнений вида




x=a

Ответ: x=a, a0,a .


Решить уравнение:


6.Проверка корней




Проверка показала, что любое число удовлетворяющее условию



будет являться корнем уравнения.


Подставим в уравнение

числа, удовлетворяющие

области определения логарифма:


Допустим х=2



Ответ: x=a, a0,a≠1.















Апробация




























Заключение:

В курсе математики изучаются логарифмические уравнения и способы их решения очень сжато. Потребности учебного процесса требуют от учеников больших знаний и умений.

В материалах на уроке и на олимпиадах часто встречаются задания с логарифмическими уравнениями.

В нашей работе мы рассмотрели различные методы решений логарифмических уравнений и неравенств: использования определения логарифма, потенцирования, перехода к одному основанию, логарифмирования, рационализации, использования свойств логарифмической функции.

Выполняя работу, мы повторили понятие логарифма, его свойства, рассмотрели методы решения логарифмических уравнений и неравенств, применение логарифмической функции.

Результаты данной работы могут быть использованы при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, и на факультативных занятиях для расширения математического кругозора учащихся. В дальнейшем планируя исследовать уравнения в целых числах, способы их решений.

Вся данная деятельность должна привести к более высоким результатам при сдачи егэ.