СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения. Урок развития речи Учимся сочинять басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке дети учатся рассматривать картину в целом, её детали. Учатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Обучающиеся делают первые шаги в сочинении басни по картине.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения. Урок развития речи Учимся сочинять басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».»

Перспективная начальная школа

урок развитие речи

Учимся сочинять басню по картине

Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Приложение 1.





Тема урока: Сочиняем басню по картине

Готфрида Минда «Кошка в клетке».


Цели урока:

  1. Создать условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;

  2. Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

УУД:

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой,

оценивать свои и чужие поступки,

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, стремление больше узнать,

оценивать собственную УД

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью,

оставлять небольшие монологические высказывания, писать сочинения


Оборудование:

Учебник: М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.

Учебник :Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс.

Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Список пословиц.

Варианты начала басни.

Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

Лупы, рамочки


Ход урока


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Поприветствуйте гостей. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха. Сегодня нам он понадобится, потому что у нас непростая, но очень интересная работа.

2. Формулирование темы и целей урока.


Слайд 1

- Попробуйте сами определить, о чем на уроке будет идти разговор.

- Да – Крылов, Эзоп, Лафонтен, Михалков – это баснописцы. В том ли порядке они написаны? Почему? Как нужно?

- Если забыли, где это можно уточнить?

(В учебнике «Литературного чтения» стр. 37 – лента времени)


Слайд 2

- Ребята, а почему лента времени показана в виде стрелки?

(Потому что на этом не заканчивается сочинение басен, будет продолжение). - А, может быть, кто-то из вас станет последователем Сергея Михалкова.

- Хотите попробовать?


Слайд 3

- Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, это трудно?

- Что нужно для того, чтобы сочинить басню?

(Вспомнить, что же такое басня)

- Что такое басня? Если забыли, можно посмотреть в словаре происхождения слов. (стр. )

- Как строится басня?

- Ребята, а кто-то может вспомнить басню и прочитать нам?

- Итак, сегодня мы будем по картине сочинять басню. Для этого нам надо помнить о построении басни: т.е. суметь красиво и грамотно рассказать историю (случай) и сделать вывод(мораль).

- Пора идти в «Музейный Дом»




Слайд 4

- Найдите в «Музейном Доме» картину Готфрида Минда «Кошка в клетке»


Слайд 5

3. Работа с картиной


- Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?

- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

(Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая, как правило, сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им никакого вреда)



- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

(Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку)

- Рассмотрите в лупу мышей. Выделите в рамку фрагмент картины «Мышки едят зернышки», «Мышка чистит шкурку», «Кошка в клетке»

- Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

(Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей)

- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

(Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки)


- Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?


4. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»(раскрытие интриги)



5. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.


- Вам понравилась сказка? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

(Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана.

Отличия: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета)и поучительного вывода (морали). )


- Какие герои чаще всего действуют в басне?


- Только ли о животных говорится в басне?


- Можно ли на основе этой сказки сочинить сказку?

(Да. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод – мораль.)


6. Работа с пословицами:


Слайд 6

1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.


2. Видит око, да зуб неймёт.


3. Близко локоть, да не укусишь.


4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.


5. Отольются кошке мышкины слёзки.


6. И через золото слёзки текут.


7. Не всё коту масленица!..


8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.


- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?


- Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.

(Первая и восьмая обладают сходным смыслом. В них речь идет о том, что замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость. Кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.


- Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?

(Вторая и третья. Речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно эти пословицы тоже можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке. )


- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?

(Речь в ней идет о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придется за это и отвечать. Если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.)

- Пятая и седьмая пословицы даже сюжетно схожи с басней.

- Шестая

(Кошка сидит в красивой золоченой клетке, но ей не радостно. Не в богатстве счастье. Даже в окружении дорогих вещей бывает грустно.)

7. Физминутка


Вышли мыши как-то раз

Посмотреть – который час?

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.


8. Сочинение басни


- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.


Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче. Выбирайте из неё самое главное. Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.


Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню:


Слайд 7


Маша начала свою басню так:


«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»


- Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу.


Или продолжи Мишину басню:


«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»


9. Самостоятельная работа учащихся – сочинение и запись басни


10. Заслушивание и анализ нескольких работ


Слайд 8

11. Итог урока

Теперь я знаю, что…..

Теперь я умею…..

Настроение у меня …..



12. Выставление оценок

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?