СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка исследовательской лаборатории «Как в языке появляются крылатые слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская лаборатория «Как в языке появляются крылатые слова» предназначена для обучающихся 7-11 классов и направлена на знакомство участников лаборатории с понятием «крылатые слова», умение находить их в тексте и использовать в своей повседневной речи, а также на воспитание интереса к изучению и совершенствованию русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Разработка исследовательской лаборатории «Как в языке появляются крылатые слова»»

Яна Георгиевна Судакова

Исследовательская лаборатория по теме:

Как в языке появляются крылатые слова

Цели:

  1. познакомить участников лаборатории с понятием «крылатые слова»;

  2. научиться находить в тексте крылатые слова и использовать их в своей повседневной речи;

  3. воспитывать интерес к изучению и совершенствованию русского языка.


Оборудование: проектор, экран, нетбуки, видеоролик «Хит-парад крылатых слов», альбомные листы, фломастеры.


Ход работы

  1. ОНУ

  2. Актуализация знаний по теме. Слово учителя

- Что такое крылатые слова?

Справка для учителя: Крылатые слова и выражения являются разделом фразеологии. Они делают речь яркой, лаконичной, значимой и емкой. С их помощью можно описать и охарактеризовать человека или какую-то ситуацию и выразить свое отношение к ней.

Речь человека, который правильно использует в своей речи крылатые слова, всегда будет богатой и точной.

К сожалению, современная молодежь редко использует фразеологизмы. Это, безусловно, истощает речь молодого поколения. Чаще всего крылатые слова не используются потому что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие незнание в каком контексте его употребить. Незнание значения крылатых слов возникает из-за нежелания молодого поколения знакомиться с русской классикой, мифологией и т.д.

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого ("Илиада" и "Одиссея") оно встречается много раз ("Он крылатое слово промолвил"; "Между собой обменялись словами крылатыми тихо"). Гомер называл "крылатыми" слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Гомеровское выражение "крылатые слова" стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Плюшкин), образные сжатые характеристики исторических лиц (например "отец русской авиации", "солнце русской поэзии").

Нередко термин "крылатые слова" толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного судопроизводства и т.д.

Отдельные небольшие фрагменты текста внезапно наделяются самостоятельностью, выпархивают из родовых гнезд и начинают вольное (автономное и даже вполне независимое) существование. Они заметно обогащают родную речь, повседневное бытовое и профессиональное общение, проникая в журналистику, в публицистические выступления и т.д.

Представляя собой лаконические формулировки идей и представлений, конденсируя сложные образы, они вызывают в нашем сознании ряд ассоциаций. Недостаточное знакомство с конкретными условиями возникновения того или иного крылатого слова приводит к тому, что ассоциации эти меркнут и значение крылатого слова понимается неправильно. Для правильного понимания крылатых слов в текстах художественной литературы и публицистики и правильного употребления их необходимо знание этих конкретных условий.

Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни из них возникли в отдаленные эпохи, другие – совсем недавно. Культуры различных эпох и стран обогащали их запас. Античные и библейские мифы, народные песни и сказки, мировая художественная литература, критика, публицистика, мемуары, исторические документы, научные сочинения, речи политических и общественных деятелей являются обильными источниками крылатых слов. Большинство крылатых слов заимствовано из Библии, их называют библиизмами.

  1. Просмотр видеоролика «Хит-парад крылатых слов из советских фильмов»

  2. Фронтальная работа «Назови крылатое выражение по исторической справке»

  1. Если верить Плутарху, который написал биографию Юлия Цезаря, то эти слова Цезарь сказал одному из своих друзей по поводу быстро одержанной им победы над понтийским царем Фарнаком при Зеле в 47 г.до н.э. Эти слова  были также написаны на доске, которую несли  в триумфальном шествии  Цезаря в Рим. Но иногда это выражение  применяется в ироническом смысле. В тех случаях, когда кто-либо чересчур воображает, что ему удалось очень быстро решить какую-либо проблему. (Пришёл, увидел, победил!)

  2. Из "Сказки о рыбаке и рыбке" (1835) А.С. Пушкина. Золотая рыбка исполняла все прихоти завистливой, жадной старухи. Но когда старуха захотела быть "владычицей морскою", рыбка разгневалась; воротился старик к старухе. Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды. (Разбитое корыто)

  3. Из древнегреческой мифологии. Как излагает этот миф в своей «Одиссее» легендарный поэт Древней Греции Гомер (IX в. до н. э.), царь Коринфа (Сизиф) в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался с нее. И царь вновь принимался за свою работу. Выражение принадлежит римскому поэту Проперцию (I в. до н. э.). Иносказательно: тяжелая и бесплодная работа. (Сизифов труд)

  4. Афоризм появился из сочинения "Совет молодому купцу" (1748) знаменитого американского ученого и политического деятеля Бенджамена Франклина (1706-1790). Сходное по мысли выражение уже встречается у греческого философа Тефраста (ок.372 – 287 гг. до н.э.): «Время – дорогая трата». Афоризм Франклина прочно усвоен предпринимателями, дельцами, коммерсантами и является девизом их деятельности. Обычно это выражение понимается так: потеря времени равносильна потере денег, поскольку за это время можно было бы их заработать, следовательно, время надо беречь, расходовать с толком, ибо оно те же деньги. Возможно и другое толкование (и оно более оправдано): время (как время жизни) - высшая ценность, и чем больше денег, тем больше свободного времени для самореализации, творчества и т. д., то есть деньги нужны для полноценной жизни, а не наоборот. (Время – деньги)

  5. Выражение, употребляемое в значении: очень давно, в незапамятную старину. Одна из русских сказок начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох». (При царе Горохе)

  6. В составе этого выражение есть одна из подземных адских рек из греческой мифологии. Она отделяла от мира живых мрачное царство усопших. Воды этой темной и медленной реки несли забвение. Это выражение значит: исчезнуть из памяти, быть поглощенным вечным забвением. Само наименование этой реки означает по-гречески «забвение». (Кануть в Лету)

  1. Групповая исследовательская работа

Каждая группа получает конверт с заданием, предлагающим работу с крылатым выражением (Приложение №1):

  1. С помощью словарей и сети Интернет найти историю возникновения и значение крылатого выражения.

  2. Подготовить инсценировку истории происхождения крылатого выражения и проиллюстрировать её таким образом, чтобы остальные группы сами догадались, о каком выражении идёт речь.

  3. Нарисовать плакат, отображающий смысл крылатого выражения, и подготовить комментарий к нему.

  4. Инсценировать диалог, в котором будет использовано данное крылатое выражение.

  1. Представление результатов групповой работы

  2. Подведение итогов лаборатории. Рефлексия



Приложение №1


Группа №1:

Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе.

Существуют различные объяснения этого происхождения. Полагают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он может это доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". Рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г.

Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".



Группа №2:

Вернёмся к нашим баранам!

Из французского средневекового (конец XV в.) фарса «Пьер Патлен» (представления, разыгрываемого в народных театрах, на ярмарках и т. д.) об адвокате Патлене. Однажды некий богатый суконщик привлек к суду пастуха, укравшего у него трех баранов. Когда же началось слушание дела, то суконщик вдруг обнаружил, что в зале находится и второй его обидчик, который задолжал ему немалые деньги за шесть локтей сукна. Это был адвокат Патлен, защищавший интересы пастуха. Суконщик забывает про баранов и наседает на адвоката, требуя возврата денег. Судья вынужден неоднократно прерывать суконщика, требуя вернуться к предмету настоящего судебного разбирательства, к краже баранов. Отсюда и известная фраза.

Шутливое приглашение вернуться к предмету, сути разговора.



Группа №3:

Плясать под чужую дудку

Впервые встречается у «отца истории», древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.), который в первой книге своей «Истории» приводит следующий эпизод из биографии персидского царя Кира.
Когда Кир покорял греков-мидян, то малоазийские греки, которых он раньше безуспешно склонял к союзу с Персией, поспешили заявить о своем согласии. Тогда персидский царь рассказал их посланцам басню, которую приписывают древнегреческому баснописцу Эзопу (VI в. до н. э.): «Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать».

Практически неизменным это выражение вошло и в Библию. Так, в Евангелии от Матфея (гл. 11, ст. 17) и Евангелии от Луки (гл. 7, ст. 32) сказано: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали».
Иносказательно: подчиняться чужой воле, слепо следовать чужому мнению.


Группа №4:

Буриданов осёл

Человек, испытывающий трудности в выборе одной из двух равноценных возможностей.

Иногда можно услышать, как говорят, что кто-либо оказался в ситуации «буриданова осла». И вряд ли кто удосуживается поразмыслить, откуда пошло это выражение, кто же этот самый Буридан, и чем так примечателен его осел.

На закате эпохи Средневековья была распространена философская теория, согласно которой ни одно живое существо не может само решать, как ему поступить. А те или иные решения продиктованы исключительно внешними причинами.

Говорят, что французский философ Буридан, будучи ярым сторонником этой теории, приводил в ее подтверждение следующий пример. Допустим у нас есть голодный осел, по бокам от него на одинаковых расстояниях положим по охапке сена. Животное не сможет выбрать какую-либо из них, так как они абсолютно одинаковые. В итоге осел так и останется голодным.
История умалчивает, проводился ли в действительности такой эксперимент, но с тех пор за людьми, которые долго колеблются перед принятием важного решения, закрепилось прозвище «буридановы ослы». Кстати, в работах философа нигде не встречается вышеупомянутый пример. Что сказать, язык полон подобных оплошностей и нестыковок.

Пример:

«Так что доводов было столько же за, сколько и против (женитьбы); по крайней мере по силе своей доводы эти были равны, и Нехлюдов, смеясь сам над собой, назвал себя буридановым ослом. И все-таки оставался им, не зная, к какой из двух вязанок обратиться» (Л. Толстой).



Приложение №2


Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе

  1. С помощью словарей и сети Интернет найти историю возникновения и значение крылатого выражения.

  2. Подготовить инсценировку истории происхождения крылатого выражения и проиллюстрировать её таким образом, чтобы остальные группы сами догадались, о каком выражении идёт речь.

  3. Нарисовать плакат, отображающий смысл крылатого выражения, и подготовить комментарий к нему.

  4. Инсценировать диалог, в котором будет использовано данное крылатое выражение.



Вернёмся к нашим баранам!

  1. С помощью словарей и сети Интернет найти историю возникновения и значение крылатого выражения.

  2. Подготовить инсценировку истории происхождения крылатого выражения и проиллюстрировать её таким образом, чтобы остальные группы сами догадались, о каком выражении идёт речь.

  3. Нарисовать плакат, отображающий смысл крылатого выражения, и подготовить комментарий к нему.

  4. Инсценировать диалог, в котором будет использовано данное крылатое выражение.



Плясать под чужую дудку

  1. С помощью словарей и сети Интернет найти историю возникновения и значение крылатого выражения.

  2. Подготовить инсценировку истории происхождения крылатого выражения и проиллюстрировать её таким образом, чтобы остальные группы сами догадались, о каком выражении идёт речь.

  3. Нарисовать плакат, отображающий смысл крылатого выражения, и подготовить комментарий к нему.

  4. Инсценировать диалог, в котором будет использовано данное крылатое выражение.



Буриданов осёл

  1. С помощью словарей и сети Интернет найти историю возникновения и значение крылатого выражения.

  2. Подготовить инсценировку истории происхождения крылатого выражения и проиллюстрировать её таким образом, чтобы остальные группы сами догадались, о каком выражении идёт речь.

  3. Нарисовать плакат, отображающий смысл крылатого выражения, и подготовить комментарий к нему.

  4. Инсценировать диалог, в котором будет использовано данное крылатое выражение.