СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по литературному чтению Б.Заходер "История гусеницы" ПНШ 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и систематизации знаний.К уроку имеется презентация и дополнительный материал

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по литературному чтению Б.Заходер "История гусеницы" ПНШ 3 класс»

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа»

Ф.И.О. учителя: Молокоедова Любовь Ивановна МОУ «Лицей №5»

Класс: 3 «А» класс

Дата:16.03.2016 г

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Тема урока: Б.Заходер «История гусеницы» .Работа с картиной С.Жуковского «Плотина». Слушание музыкального произведения С.Рахманинова «Прелюдия Соль мажор №5»,А.Аренского «Ручеёк в лесу».

Цель:

  • на примере сказки Б. Заходера, проследить является ли Гусеница сказочным героем современной авторской сказки.,

  • -на основе художественных образов ,созданных Б.Заходером, Жуковским, С.Рахманиным показать ,что с наступлением весны начинается новая жизнь.

Формируемые УУД:

Личностные: :

  • способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.

  • учить обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

  • под руководством учителя формулировать учебную цель; оценку своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий

Познавательные:

  • развивать умение ориентироваться в тексте и осуществлять поиск необходимой информации, пользоваться его условными обозначениями

  • Способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности::умению наблюдать ,анализировать, делать выводы

  • Поход в музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения ;работа с музыкальным произведением

Коммуникативные:

  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, паре.

Оборудование: презентация, учебник литературного чтения Н.А. Чураковой (часть2), таблицы картинки::гусеницы ,куколки, бабочки ,бабочки трёх цветов: зелёная ,жёлтая, синяя, лупы

Ход урока

Орг. момент. Мотивация.

- Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка. Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.

Помогите мне, пожалуйста.

Учитель: Чтение записки:

«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, - точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»

- Ребята, вы что-нибудь поняли?

Догадались, от кого эта записка? (от Гусеницы)

Кем является гусеница?-главный герой

Откройте содержание учебника и скажите ,как называется глава ,которую мы начали изучать?-как рождается герой

Как называется произведение , над которым будем работать?

2.Постановка темы и цели урока.

. Мы сказку о Гусенице прочитали

О её превращении всё мы узнали.

Осталось один разгадать нам секрет,

На последний вопрос мы отыщем ответ.

Слайд №1

Учитель: Откройте учебники на с 112 и прочитайте вопрос.

Какую задачу будем решать на уроке ?- исследуем является ли гусеница сказочным героем?

Кто такой герой-это главное действующее лицо.

Чтобы ответить на вопрос ,мы должны вспомнить правила, характерные для сказочного героя

(дети вспоминают .)Давайте сверим ваши ответы со словами на плакате мыши.

1.Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям

2.Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.

3.Справившись со всеми испытаниями ,сказочный герой возращается домой повзрослевшим и поумневшим

3.Актуализация знаний

Посмотрите ,какие условные обозначения есть в нашей книге ( трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», выскажи своё мнение, слушаем музыкальное произведение) .Это и будет нашим планом действий на уроке. Согласно нему мы будем доказывать, что гусеница-настоящий сказочный герой.

Учитель: Что нам предстоит выполнить ?-трудное задание

- Вспомните ,где живёт гусеница? (На самом большом кусте крапивы) Давайте найдём и прочитаем в тексте

Учитель: Чем занималась гусеница? Смотрела на крапиву ,жевала только крапиву, с88-89

Прочитайте вопрос .Какую цель поставим? Ответить на вопрос,гусеница покинула дом по своей воле?

-нет ,её унёс скворушка(доказывают из текста с92 -95

Какую цель мы ставили? –является ли гусеница сказочным героем. Читают первый пункт плана . Какой вывод вы можете сделать?- гусеница уходит навстречу трудностям.

Мы с вами доказали 1 пункт ,что гусеница уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.

Слайд №2

2.Грозила ли гусенице серьёзная опасность?

  • грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена Скворушкой, если бы он не послушал матери;(работа в паре)

  • могла разбиться, падая вниз с ёлки, если бы вовремя не выпустила шелковинку и зацепилась за сучок(докажите)с95-96

3.Зачем она преодолела эти трудности ? - чтобы вернуться в родной сад?(Чтобы вернуться в сад ,гусенице пришлось преодолеть серьёзные трудности(: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз)с95-96

Давайте вернёмся к характерным особенностям героя, читают.ьКакой вывод вы можете сделать?- преодолела препятствия

4.Какие превращения произошли с гусеницей?

Учитель:

Вспомним , с чего начались превращения ?-обматалась шелковиной с105-106.Найдите это в тексте.

Что с ней произошло дальше?-превратилась в куколку.С106(настало утро и на листе появился кокон с куколкой.

Что произошло потом-превратилась в бабочку с 107.

Прикрепляю на доску цепочку гусеница-куколка-бабочка

Процесс превращения гусеницы в бабочку называется метаморфозом.

Ребята ,а кто догадался , какая бабочка выросла из гусеницы? Для этого вспомним ,где жила гусеница.

Почему же её назвали крапивницей?

Учитель: а как назвать эти превращения по другому? -внешние

Давайте попробуем теперь доказать, изменился ли характер гусеницы? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану: в группах.

1группа будет исследовать речь гусеницы

1)Какая речь была сначала

2)Что изменилось потом в речи?

2 группа будет исследовать поведение гусеницы

1) Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?

2) Что появилось в ней то, чего не было раньше не было?

3группа исследовать желания гусеницы.

1)Какое желание было сначала?

2)Изменилось ли желание потом?

Работу выполняют на листочках .

Отчёт групп Слайд№3

  1. Речь. , (сначала-(Птицы с90-91)пустозвоны, кузнечик тоже), Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)

  2. речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности

2.Поведение-( Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?

Что появилось в ней то, что раньше не было?с 98

-расширился кругозор ,стала прислушиваться к героям .

–ей стало стыдно признаться,что нет крыльев.С102-начала совершать поступки.)

  1. Желания. (теперь другие желания: любоваться всем на свете)

  2. Вернулась ли бабочка домой?-вернулась какой?-обновлённой и поумневшей

- Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр.108)-она думала не только о еде ,но ей хотелось любоваться всем на свете.

-Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши

Какой вывод можем сделать? гусеница обладает всеми чертами сказочного героя)

- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и Гусеница сказочный герой.

Ребята, а в какое время года началось превращение куколки в бабочку -весной?.

Слайд №4

Учитель:

Птичьи стаи пролетают,

Возвращаются домой,

И сосульки горько плачут,

С крыши спрыгнув головой.

Вся природа оживает

Все мы радости полны

Каждый год вот так бывает

С наступлением весны.

-О каком времени года говориться в стихотворении?

Что происходит в природе с наступлением весны?

Почему я начала свой урок с этого стихотворения?-будем открывать новые знания о том, что происходит в природе с наступлением весны.

А кому ещё природа открывает свои тайны?-музыкантам и художникам

4.Обобщение и систематизация знаний

А давайте посмотрим ,что происходит происходят в природе, весной и отправимся в музейный дом с113

Что мы будем делать?

-Мы посмотрим пейзаж Станислава Жуковского «Плотина».

Слайд №5

Пейзаж - отображение художником увиденной природы

Что такое плотина? Плотина — это преграда, которая сдерживает или контролирует поток воды

У Миши Иванова возник вопрос ,он спросил :Почему краски такие неяркие?. Сумеете объяснить это Мише?

(Краски неяркие .поскольку изображается конец зимы-начало весны:)Небо затянуто облаками-плохо просматривается голубое небо,видна тёмная хвоя елей,вода чёрного цвета)

Таня Перова. тоже задала вопрос ,она спросила –«Почему некоторые линии как бы волнистые – Будто они чуть-чуть дрожат? Можете ответить на Танин вопрос?(Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев,стоящих без листьев,зыбкое отражение в воде,а также состояние весеннего воздуха,идущего вибрирующими струйками пара от земли)

А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (рассматривание фрагментов картины с помощью лупы)- речка освободилась от льда и снега, вода ещё чёрная и холодная, жёлтые почва и брёвна ,видны проталины.

-Какие чувства испытывает художник по отношению к этому времени года? А вы?(в целом картина художника вызывает какое-то грустное настроение потому ,что уходит зима, есть надежда,что начнётся новая жизнь)

-Давайте послушаем произведение русского композитора «Прелюдию соль мажор №5» Сергея Рахманинова.

Послушайте ,какие звуки вы услышите?-приближение весны

Ребята, почему картина и музыка оказались после произведения? В них говорится о приближении весны.

Чем мы занимались на уроке ?-анализировали произведение,слушали музыку и рассматривали картину.

Что же происходит в природе весной? -просыпается ,возрождается новая жизнь

Слайд №6

Ребята, почему автор учебника предлагает нам рассмотреть картину, послушать музыку.Что объединяет эти произведения?

-) автор даёт возможность узнать о приближении весны ,прочитать произведение ,послушать и рассмотреть получше.У каждого весна разная. Вспомните, какая весна у Б. Заходера

5.Итог урока, рефлексия

-Вернемся к нашему плану. Все ли намеченное мы выполнили? Значит, мы достигли цели урока? Какой вывод можете сделать?

Пригодятся ли вам знания ,полученные на этом уроке в жизни?

Для чего нужна такая работа с произведением? Что вы расскажите об уроке своим родителям?

А на память об уроке я хочу подарить вам бабочек , они не простые ,а с домашним заданием. Они вам будут напоминать о приближающейся весне.

Жёлтая -найти дополнительную информацию о гусенице и бабочке крапивнице

Зелёная- придумать сказку о гусенице

Синяя- выучить стихотворение М.Яснова «Гусеница-бабочке»

Поднимите бабочек вверх, посмотрите ,как красиво !Я надеюсь ,что они вам поднимут настроение.

Спасибо за урок!