«ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
ЗАДАЧИ:
Прививать любовь к книге.
Развивать речь, память, творческое мышление.
Расширять кругозор учащихся.
Сплочение коллектива.
ПОДГОТОВКА ПРАЗДНИКА:
Учащиеся 1 класса разучивают стихи, песни, весёлые сценки. Для праздника они изготавливают шапочки с буквами, костюмы животных. На уроках труда оформляются красочные пригласительные билеты, которые вручаются родителям и учителям. К проведению праздника привлекаются старшеклассники в роли героев.
ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, маски животных, книги сказок, карточки с загадками.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(слайд1)
УЧЕНИК: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
УЧЕНИК: Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
УЧИТЕЛЬ: Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книжки свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
- Азбука познакомила вас не только с буквами, научила вас читать и писать. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
(слайд2)
- Сегодня мы должны проститься с Азбукой и познакомиться с новыми книгами, подружиться с ними. Для этого мы с вами совершим путешествие из г. АЗБУКИ в г. КНИЖИНСК. На пути нас ждёт много препятствий, заданий, трудностей. Мы с вами их преодолеем.
- Чтобы пройти с честью этот путь и попасть в г. Книжинск, Азбука прислала своих помощников. А кто это, догадайтесь сами.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка) (слайд3-4)
Рыжий хвостище,
Льстивый голосище,
Сама хитрища. (Лиса) (слайд5-6)
А эта дружила с самим Буратино
Зовут её просто, ребята….(Мальвина) (слайд7-8)
УЧИТЕЛЬ: Они помогут нам справиться со всеми трудностями, которые нас ждут в этом путешествии.
- Первая станция на нашем пути это ЗНАЙКИНО (слайд 9)
- Мы расскажем нашим гостям, что знаем. (Дети читают стихи)
УЧЕНИК: Ежедневно по утрам заниматься надо нам,
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
УЧЕНИК: Ель, топор, лопата, руки: в каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
УЧЕНИК: Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребёнка качать.
УЧЕНИК: А согласные согласны: шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
УЧЕНИК: Дружит гласная с согласной, составляя вместе слог.
МА и ША, а вместе Маша, к нам явилась на урок.
УЧЕНИК: Если слоги вставить рядом, получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе тыква,
СО и ВА, итак сова.
УЧИТЕЛЬ: - Отправляемся на станцию БУКОВКИНО (слайд10)
-Посмотрим, как вы знаете хорошо буквы. Отгадайте, о какой букве я читаю стихотворение.
1 Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? (И) (слайд11-12)
2 Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит. (А) (слайд13-14)
3 Отвечайте, кто знаток:
Это, что за молоток. (Т) (слайд15-16)
4 Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (С) (слайд17-18)
УЧИТЕЛЬ
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом месте?
Дети Буква а.
Учитель А какая на последнем?
Дети Буква я.
Учитель Почему буква я последняя в алфавите?
Дети Мы не знаем.
УЧИТЕЛЬ
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.
УЧЕНИК: А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
- Сколько, ребята, у нас в алфавите букв?
УЧИТЕЛЬ: Неизвестно как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей- то дом, и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень страшные дела начали твориться.
- Давайте поиграем в игру « Буква заблудилась» (слайд19-20)
1 Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
2 Жил в саду один чудак,
Разводил в саду он лак.
3 Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить арки.
4 На поляночке весной
Вырос зуб молодой.
5 Усатый кит сидит на печке,
Выбрав тёплое местечко.
Учитель: - Молодцы! Вы справились с заданиями. Мы переходим на станцию ЗАГАДКИНО (слайд 21)
- Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?
- Правильно, отгадывать загадки.
( каждому выдаётся загадка. Учащиеся их читают про себя, затем читают вслух и говорят отгадку.)
- Мы можем переходить на следующую станцию.
УЧИТЕЛЬ:
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. На станции СКАЗКИНО мы вспомним их (слайд 22)
Ученик Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу,
Мы научились все читать
Ученик Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
- Отгадайте название сказки. (Книги сказок выставляются на доску)
1 Сидит в корзине девочка, у Мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
2 А теперь про чей- то дом, разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно, этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).
3 Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок, всё ж попался … (Колобок).
4 Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль )
-Вы правильно назвали сказки.
УЧЕНИК: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
- И эта станция оказалась позади. Мы отправляемся дальше.
- На нашем пути станция ВЕСЁЛАЯ (слайд23)
Давайте отдохнём, повеселимся и посмеёмся.
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ? (уч-ся отвечают)
Курица (кудахчет).
Воробей (чирикает).
Сорока (стрекочет).
Лев (рычит).
Кузнечик (стрекочет).
Рыба (молчит).
- Весёлые инсценировки.
(учащиеся в масках инсценируют стихи)
ЗАЯЦ: Что ты, ёж такой колючий?
ЁЖИК: Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
ЛИСА: Зайка, заинька -дружок!
Посиди со мной часок.
ЗАЯЦ: Ни минуты не могу.
В гости к ёжику иду.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.
ВОРОНА: Кра! Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
ЁЖИК: Стой, ворона, не кричи!
Не кричи, ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
ВОРОНА: Как! (подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо).
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-р-аул! Кар-р-раул! Укр-р-рали!
УЧИТЕЛЬ: - Мы прибыли на станцию НАГРАДИТЕЛЬНУЮ (слайд24)
Здесь исполним самые любимые песни. (Ученики исполняют песни)
УЧИТЕЛЬ:
-Нам пришло время прощаться с АЗБУКОЙ. Нас ждут другие книги. АЗБУКА просит выполнить её просьбу (слайд25)
Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдаются Удостоверения
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Прочтёте вы любые книжки!
(выдача удостоверений и медалей)
- Мы прошли весь путь. Справились со всеми трудностями и достигли конца нашего путешествия. Мы прибыли в город КНИЖИНСК.
УЧЕНИК: В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Удивительную книгу
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
УЧИТЕЛЬ: Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех!
Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья, до счастливых наших встреч!
(ЧАЕПИТИЕ)
8