Занятие ШПМ
Учебно-методический комплекс по предмету как средство достижения предметных результатов освоения образовательной программы
Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.
Задачи:
1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Учебно-методический комплекс».
2. Познакомить участников семинара с алгоритмом проектирования УМК, методическими рекомендациями по теме данной проблемы.
3. Развивать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.
4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.
Форма проведения занятия – информационно-методический семинар
Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (приложения 1-3), методический материал, презентация,
Планируемые результаты: Обучающиеся на данном семинаре будут:
знать
структуру, функции УМК
принципы и этапы создания УМК
уметь:
проектировать УМК,
разрабатывать структурные компоненты УМК
иметь практический опыт владения:
1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по созданию УМК;
2) современными подходами к созданию УМК;
3) технологиями проектирования и создания УМК.
Структура занятия
Первый этап. ВЫЗОВ пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
Вступительное слово организатора семинара
Определение понятия «компетентность»
Самодиагностика «Что такое УМК»
Второй этап. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Осмысление определений понятия «УМК»
Интерактивная беседа – « Проектирование и создание УМК
Структура УМК» (содержание, наполнение)
Для чего необходимо создание УМК (цели и задачи, функции УМК)
Принципы построения УМК
Этапы создания УМК
Структура учебно-методического комплекса темы
Третий этап Рефлексия.
Самодиагностика "УМК"
Релаксация «Заброшенный сад»
Сценарий семинара
Первый этап. ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
Вступительное слово организатора . Тема нашего занятия «Учебно-методический комплекс по предмету как средство достижения предметных результатов освоения образовательной программы»
Цель которую мы определили при подготовке семинара - создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.
Давайте определимся с понятием «компетентность»
На карточках напишите какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "компетентность" Обсудите вопрос в группах. Все слова должны начинаться с букв данного слова:
К | креативность | компетенция | | |
О | организованность | опыт | | |
М | мотивация | модернизация | | |
П | планирование | перспектива | | |
Е | единство | единение | | |
Т | технология | терпимость | | |
Е | единомышленники | единодушие | | |
Н | новизна | навыки | | |
Т | творчество | творение | | |
Н | научность | новаторство | | |
О | осведомленность | освоение | | |
С | сотрудничество | соединение | | |
Т | толерантность | талант | | |
Ь | | | | |
Толковый словарь Ушакова дает такие определения:
компетентность –осведомленность, авторитарность.
компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.
Применительно к образовательному процессу можно дать такие определения этих понятий:
компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации;
компетентность - «знание в действии» – способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.
компетентностный подход - подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, формирование компетенций.
Поэтому сегодня мы с вами постараемся заложить основы развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.
Давайте проведем самодиагностику.
Преподаватели проводят самодиагностику «Что такое УМК», заполняют первые два столбца таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) "Создание учебно-методического комплекса"
| Вопрос | Знаю | Хочу знать | Узнал | |
-
| Что такое УМК | | | | |
-
| Структура УМК | | | | |
-
| Функции УМК | | | | |
-
| Принципы построения УМК | | | | |
-
| Этапы разработки УМК | | | | |
Ожидания Предлагаем вам сейчас поработать со своими ожиданиями. Что вы хотите получить от этого семинара?
Второй этап. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Вступительное слово организатора.
Интерактивная беседа - мозговой штурм - « Проектирование и создание УМК»
Правила проведения мозгового штурма:
правило поднятой руки
высказываются любые идеи,
чем больше предложений, тем лучше
высказывания не обсуждаются и не критикуются,
поощряется развитие других идей
продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.
Проблемные вопросы, которые необходимо решить в ходе беседы
Что такое УМК? (определение понятия)
Какова структура УМК?( Содержание, наполнение)
Для чего необходимо создание УМК (цели и задачи, функции УМК)
Принципы построения УМК
Этапы создания УМК
На экран выводятся различные определения понятия УМК. Участники семинара получают распечатки этих определений
«Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в учебном заведении для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему»
«Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов».
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего среднего образования.
Структура УМК включает:
1 Нормативно-правовой блок:
- фрагмент Государственного образовательного стандарта;
- типовая программа
- рабочая программа;
- календарно-тематический план;
- критерии оценок
- документацию по технике безопасности (при необходимости).
2. Учебно- методический блок:
- учебники;
- методические пособия для учителя;
- конспекты лекций;
- рабочие тетради для студентов;
- система поурочных планов;
- технологические карты занятий .
- структурно-логические схемы по изучению отдельных курсов (тем) предмета;
- методические рекомендации по проведению практических, лабораторных,
- задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
-темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению;
- перечень литературы для самоподготовки студентов.
3. Учебно-дидактический блок (средства обучения):
- учебные справочники, хрестоматии;
- дидактические раздаточные материалы для усвоения и закрепления знаний
- дидактические наглядные материалы (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы)
- дидактические пособия (приборы, механизмы, инструменты, детали, модели, макеты, разрезы)
4. Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов:
- вопросы и задания для самостоятельной работы;
- перечни вопросов к зачетам;
- комплекты тестов текущего и промежуточного контроля;
- банк тестовых заданий для самоконтроля;
- КИМы (контрольные работы,
5. Блок информационного обеспечения дисциплины:
- электронный кейс преподавателя;
- электронные учебники и учебные пособия;
- электронные обучающие программы;
- аудио- и видеоматериалы;
- флипчарты с применением программного обеспечения ActivStudio;
- презентационный материал в программе PowerPoint.
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК:
Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы:
1. Принцип целостности - УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы.
2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся - УМК определяет целевую программу действий учащихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления.
3. Принцип модульности - учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК.
4. Принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения - диагностичность описания целей, реализация образовательного стандарта, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана
Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
Разработка заданий для контрольных точек.
Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
Оформление документации УМК.
Заключение
Итак, учебно-методический комплекс дисциплины - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
УМК должен разрабатываться преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание программы должно опираться на современные знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых стандартами образования для конкретной специальности.
УМК состоит из пяти блоков.
Разработка УМК является одним из основных видов учебно-методической работы учителя.
Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.
Учебно-методический комплекс представляет собой постоянно развивающуюся базу знаний.
УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.
От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место учебного заведения на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.
Структура учебно-методического комплекса темы
1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).
2. Содержание УМК темы
2.1. Технологическая карта занятия
2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.
2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.
2.4. Методическая разработка для студента.
2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.
2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.
2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)
2.8. Глоссарий по теме.
2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).
2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.
Рефлексия
Теперь, давайте вернемся к таблице "УМК" и заполним последний столбец "Узнал".
Релаксация «Заброшенный сад»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Время: 5 минут.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряжённой работы.
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.
Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
А когда вы устанете, и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните вес той, которой ваша рука ещё не касалась. (3 минуты).
Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Представьте себе что наши УМК – это сады, в которых надо навести порядок. Подумайте, с чего бы начали работу со своим УМК.
Участники озвучивают свои ближайшие намерения по разработке УМК
Закончить наше занятие я хотела бы следующими словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!