СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка методического семинара "Учебно-методический комплекс предмета"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, проведенное в рамках работы Школы педмастерства для молодых преподавателей.  В ходе интерактивной беседы каждый преподаватель приходит к самостоятельному осмыслению необходимости создания УМК, его составляющих, этапов проектирования УМК. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка методического семинара "Учебно-методический комплекс предмета"»

Занятие ШПМ

Учебно-методический комплекс по предмету как средство достижения предметных результатов освоения образовательной программы


Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.

Задачи:

1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Учебно-методический комплекс».

2. Познакомить участников семинара с алгоритмом проектирования УМК, методическими рекомендациями по теме данной проблемы.

3. Развивать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.

4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.

Форма проведения занятия – информационно-методический семинар

Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (приложения 1-3), методический материал, презентация,

Планируемые результаты: Обучающиеся на данном семинаре будут:

знать

  1. структуру, функции УМК

  2. принципы и этапы создания УМК

уметь:

  1. проектировать УМК,

  2. разрабатывать структурные компоненты УМК

иметь практический опыт владения:

1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по созданию УМК;

2) современными подходами к созданию УМК;

3) технологиями проектирования и создания УМК.


Структура занятия

  1. Первый этап. ВЫЗОВ пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

    1. Вступительное слово организатора семинара

    2. Определение понятия «компетентность»

    3. Самодиагностика «Что такое УМК»

  2. Второй этап. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

    1. Осмысление определений понятия «УМК»

    2. Интерактивная беседа – « Проектирование и создание УМК

      1. Структура УМК» (содержание, наполнение)

      2. Для чего необходимо создание УМК (цели и задачи, функции УМК)

      3. Принципы построения УМК

      4. Этапы создания УМК

      5. Структура учебно-методического комплекса темы

  3. Третий этап Рефлексия.

    1. Самодиагностика "УМК"

    2. Релаксация «Заброшенный сад»

Сценарий семинара


Первый этап. ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

Вступительное слово организатора . Тема нашего занятия «Учебно-методический комплекс по предмету как средство достижения предметных результатов освоения образовательной программы»

Цель которую мы определили при подготовке семинара - создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.

Давайте определимся с понятием «компетентность»

На карточках напишите какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "компетентность" Обсудите вопрос в группах. Все слова должны начинаться с букв данного слова:

К

креативность

компетенция



О

организованность

опыт



М

мотивация

модернизация



П

планирование

перспектива



Е

единство

единение



Т

технология

терпимость



Е

единомышленники

единодушие



Н

новизна

навыки



Т

творчество

творение



Н

научность

новаторство



О

осведомленность

освоение



С

сотрудничество

соединение



Т

толерантность

талант



Ь





Толковый словарь Ушакова дает такие определения:

  • компетентность –осведомленность, авторитарность.

  • компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.

Применительно к образовательному процессу можно дать такие определения этих понятий:

  • компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации;

  • компетентность - «знание в действии» – способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.

  • компетентностный подход - подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, формирование компетенций.

Поэтому сегодня мы с вами постараемся заложить основы развития профессиональной компетентности педагогов в построении учебно-методического комплекса предмета.

Давайте проведем самодиагностику.

Преподаватели проводят самодиагностику «Что такое УМК», заполняют первые два столбца таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) "Создание учебно-методического комплекса"


Вопрос

Знаю

Хочу знать

Узнал


Что такое УМК





Структура УМК





Функции УМК





Принципы построения УМК





Этапы разработки УМК





Ожидания Предлагаем вам сейчас поработать со своими ожиданиями. Что вы хотите получить от этого семинара?

Второй этап. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Вступительное слово организатора.

Интерактивная беседа - мозговой штурм - « Проектирование и создание УМК»

Правила проведения мозгового штурма:

  • правило поднятой руки

  • высказываются любые идеи,

  • чем больше предложений, тем лучше

  • высказывания не обсуждаются и не критикуются,

  • поощряется развитие других идей

  • продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.


Проблемные вопросы, которые необходимо решить в ходе беседы

  1. Что такое УМК? (определение понятия)

  2. Какова структура УМК?( Содержание, наполнение)

  3. Для чего необходимо создание УМК (цели и задачи, функции УМК)

  4. Принципы построения УМК

  5. Этапы создания УМК


На экран выводятся различные определения понятия УМК. Участники семинара получают распечатки этих определений

«Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в учебном заведении для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему»

«Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов».

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов общего среднего образования.

Структура УМК включает:

1 Нормативно-правовой блок:

- фрагмент Государственного образовательного стандарта;

- типовая программа

- рабочая программа;

- календарно-тематический план;

- критерии оценок

- документацию по технике безопасности (при необходимости).

2. Учебно- методический блок:

- учебники;

- методические пособия для учителя;

- конспекты лекций;

- рабочие тетради для студентов;

- система поурочных планов;

- технологические карты занятий .

- структурно-логические схемы по изучению отдельных курсов (тем) предмета;

- методические рекомендации по проведению практических, лабораторных,

- задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

-темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению;

- перечень литературы для самоподготовки студентов.

3. Учебно-дидактический блок (средства обучения):

- учебные справочники, хрестоматии;

- дидактические раздаточные материалы для усвоения и закрепления знаний

- дидактические наглядные материалы (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы)

- дидактические пособия (приборы, механизмы, инструменты, детали, модели, макеты, разрезы)

4. Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов:

- вопросы и задания для самостоятельной работы;

- перечни вопросов к зачетам;

- комплекты тестов текущего и промежуточного контроля;

- банк тестовых заданий для самоконтроля;

- КИМы (контрольные работы,

5. Блок информационного обеспечения дисциплины:

- электронный кейс преподавателя;

- электронные учебники и учебные пособия;

- электронные обучающие программы;

- аудио- и видеоматериалы;

- флипчарты с применением программного обеспечения ActivStudio;

- презентационный материал в программе PowerPoint.


Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК:

  1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

  2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.

  3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.

  4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.


В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы:

1. Принцип целостности - УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы.

2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся - УМК определяет целевую программу действий учащихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления.

3. Принцип модульности - учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК.

4. Принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения - диагностичность описания целей, реализация образовательного стандарта, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей.


Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

  1. Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана

  2. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

  3. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

  4. Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

  5. Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).

  6. Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.

  7. Разработка заданий для контрольных точек.

  8. Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

  9. Оформление документации УМК.

Заключение

Итак, учебно-методический комплекс дисциплины - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

УМК должен разрабатываться преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание программы должно опираться на современные знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых стандартами образования для конкретной специальности.

УМК состоит из пяти блоков.

Разработка УМК является одним из основных видов учебно-методической работы учителя.

Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Учебно-методический комплекс представляет собой постоянно развивающуюся базу знаний.

УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место учебного заведения на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.


Структура учебно-методического комплекса темы

1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).

2. Содержание УМК темы

2.1. Технологическая карта занятия

2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.

2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.

2.4. Методическая разработка для студента.

2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.

2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)

2.8. Глоссарий по теме.

2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).

2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.


Рефлексия

Теперь, давайте вернемся к таблице "УМК" и заполним последний столбец "Узнал".

Релаксация «Заброшенный сад»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Время: 5 минут.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряжённой работы.
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.
Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
А когда вы устанете, и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните вес той, которой ваша рука ещё не касалась. (3 минуты).
Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.



Представьте себе что наши УМК – это сады, в которых надо навести порядок. Подумайте, с чего бы начали работу со своим УМК.

Участники озвучивают свои ближайшие намерения по разработке УМК





Закончить наше занятие я хотела бы следующими словами:


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!