СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по обществознанию на тему "Основы семейного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого урока предназначена как для учителей ЧОП 10-11 класса  общеобразовательных школ так же и для преподавателей Обществознания 1 курс. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический план занятий»

ПЦК

__________________________



__15__ Сабақтың оқу-әдістемелік жоспары

Учебно-методический план занятий №__15__


Топ/Группа ________

Қүні/Дата .


Тақырыбы/Тема: Основы семейного права


Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный


Сабақтың мақсаттары/Цели урока:

_____________________________________________________________________________________

Оқытушылық/Обучающая: раскрытие целей и принципов семейного права .

____________________________________________________________________________________________

Дамытушылық/Развивающая: формирование умения работать с литературой , излагать суть вопроса________ .

____________________________________________________________________________________

Тәрбиелік/Воспитательная: способствовать воспитанию вежливости и уважения к своим родителям, родным и близким_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Пәнаралықбаланыс/Межпредметные связи: основы права, история ___________________


Методы: объяснительный, репродуктивный, проблемно-поисковый______________________


Корнекі кұралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар/Наглядные пособия, оборудования, раздаточный материал: учебник 10 класса Человек.Общество.Право, карточки, кроссворд, интерактивная доска________________________________________________________________


Сабақ барысы/Ход занятия


1.Үйымдастыру кезені (амандасу, түгендеу, сабақтың міндеті мен мақсаттарын қою).

Организационная часть (приветствие, перекличка, постановка цели и задачи урока).


2. Откен тақырыпты қайталау /Опрос и проверка пройденного материала:

Тема «Трудовое право как функция современного социального государства» .

1. Решение ситуаций по группам (6 задач) (коллективный разбор) .

2. Разгадывание кроссворда по группам (15 вопросов) (коллективный разбор) .

____________________________________________________________________________________

3. Жаңа тақырыпты зерделеу/ Изучение нового материала:

Тема «Основы семейного права».

План:

  1. Понятие и основные источники семейного права.

  2. Условия заключения и расторжения брака.

  3. Права и обязанности родителей и детей


  1. Понятие и основные источники семейного права.

В обществе семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую зависят от состояния семьи.

Семья как жизненная ценность дает человеку:

  • приобщение к ценностям культуры;

  • освоение первых социальных ролей;

  • опыт общественного поведения.

В Древней Греции брак входил в общественные повинности граждан. Платон считал семью основой государства. Аристотель утверждал, что семья - первый вид социального взаимодействия людей, она является той первичной ячейкой, из которой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации личности. Он считал семью, рутину семейного быта, началом всех добродетелей.

Семья - это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями. Они исходят из природы брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Эти права и обязанности призваны способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Отношения, возникающие между людьми, вступившими в брак, а также из родства, усыновления (удочерения), принятия детей в семью на воспитание, называются семейными отношениями.

Основой для создания семьи является брак.

Брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке. Совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения, называется семейное право. Регулирует семейно-брачные отношения Закон «О браке (супружестве) и семье» от 07.01.2012.

Семейным правом регулируются родственные отношения.

Родство - кровная связь лиц, происходящих один от другого или от общего предка.

He все отношения в семье регулируются правом. В основном отношения в семье регулируются нравственными нормами, основанными на принципах взаимного уважения, любви, проявления заботы и моральной поддержки. Во многом уклад семейной жизни опирается на национальные традиции и обычаи (почитание старших, материальное обеспечение семьи полностью возлагается на мужчину как главу семейства, почитание и уважение родственников и т. д.).

Внутрисемейные вопросы решаются по взаимному согласию членов семьи, включая и несовершеннолетних. Вмешательство правовых норм необходимо в тех случаях, когда происходит нарушение семейных отношений. Семейные имущественные отношения регулируются правом, поскольку их объектом являются материальные блага. Семейное право тесно связано с гражданским правом.


  1. Условия заключения и расторжения брака.

Для вступления в брак или его расторжения необходимо свободное и добровольное волеизъявление сторон.

Не допускается заключение брака (супружества) между:

  • лицами одного пола;

  • лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве);

  • близкими родственниками;

  • усыновителями и усыновленными, детьми усынови­телей и усыновленными детьми;

  • лицами, хотя бы одно из которых признано недее­способным вследствие психического заболевания или слабоумия по решению суда, вступившему в законную силу.

В Казахстане запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак в семейных отноше­ниях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Вмеша­тельство родственников в отношения супругов недо­пустимо.

Ст. 10 гласит, что брачный (супружеский) возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет. Регистрирующие органы по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) снижают брачный (супружеский) возраст на срок не более двух лет при наличии следующих уважительных причин:

1) беременности;

2) рождении общего ребенка.

Если же брак был заключен под угрозой насилия, обмана, угрозы, то он может быть объявлен недействительным.

Согласие на вступление в брак изъявляется устно и непосредственно самим лицом, вступающим в брак, в процессе регистрации брака и подтверждается его подписью. При этом согласия родителей или родственников не требуется. Хотя, несомненно, во всех отношениях одобрение родителей очень важно для будущей семьи.

При наличии уважительных причин регистрирующие органы могут снизить брачный возраст на срок не более двух лет. Брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей. К уважительным причинам относятся беременность или рождение ребенка, призыв на военную службу, фактическое создание несовершеннолетними семьи. При этом могут быть и другие уважительные причины.

Брачный контракт - лица, вступающие в брак, имеют право по собственному желанию заключить соглашение о решении вопросов жизни семьи, в котором предусматриваются имущественные права и обязанности супругов.

Прекращение брака (супружества) является прекращением юридических отношений между супругами в результате не зависящих от них обстоятельств (смерти, объявления одного из них умершим или признания безвестно отсутствующим) либо в результате действий по личной воле как обоих, так и одного из супругов путем расторжения брака (супружества).

Прекращение брака (супружества) между супругами не прерывает и не прекращает правоотношений между родителями и детьми, рожденными или усыновленными в этом браке (супружестве).


  1. Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности супругов возникают  со дня государственной регистрации  заключения брака в органах ЗАГС.

В браке супруги имеют равные права и обязанности, недопустимо ограничение прав женщин. Это позволяет женщине заниматься не только ведением домашнего хозяйства, но и наравне с мужчинами заниматься бизнесом, делать карьеру и т. д. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о здоровье, развитии своих детей и их благополучии.

Супружеские отношения, как правило, пожизненны, т. е. заключение брака осуществляется без определения срока. В Казахстане признается брак, заключенный только в регистрирующих государственных органах.

В жизни встречается довольно много случаев, когда люди предпочитают совместное проживание и ведение общего хозяйства без регистрации брака. Это называется гражданский брак или фактические брачные отношения. Дети, рожденные в гражданском браке, защищены законом. Однако такие отношения обычно не порождают юридических последствий для сторон. Исключение составляют лишь обязанности родителей по воспита­нию и содержанию детей, рожденных в гражданском браке.

Собственностью  каждого из супругов являются:

1) имущество,  принадлежащее каждому из супругов  до вступления в брак;

2) имущество,  полученное супругами в период  брака в дар, в порядке наследования  или по иным безвозмездным сделкам;

3) вещи  индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением  драгоценностей и других предметов  роскоши, хотя и приобретенные  в период брака за счет общих  средств общих средств супругов. 

 Имущество, нажитое каждым из супругов в период раздельного проживания в связи с фактическим прекращением брака, может быть признано судом собственностью каждого из них.

Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей, обязаны воспитывать своих детей, но форму воспитания вправе выбирать самостоятельно. Супруги наделены равными правами и обязанностями в воспитании и заботе о детях. Родители обязаны обеспечить получение детьми среднего образования. Учреждение, в котором будет обучаться ребенок, родители, как правило, выбирают по согласованию с самим ребенком. Родители не должны поощрять прогулы ребенка, плохое поведение в школе.

Родители обладают правом личного воспитания своих детей. Но это ни в коей мере не влияет на факт обучения и воспитания в учебных заведениях. Это не должно приводить к разрыву детей с бабушками, дедушками и другими родственниками, которые нередко оказывают помощь в воспитании. Передача детей на воспитание в государственные учреждения, привлечение третьих лиц, как правило, являются крайними мерами, когда родители по тем или иным обстоятельствам не могут заниматься воспитанием своих детей.

Родители обязаны осуществлять надзор за своими детьми, который связан с предотвращением различных отрицательных последствий (детская драка, разбитое окно в школе и др.).

Родителям также принадлежит право, а соответственно и обязанность, представлять и защищать интересы своих детей. В частности, родители представляют интересы своих детей в суде, во взаимоотношениях с физическими или юридическими лицами. Родители представляют своих детей при взыскании алиментов. Ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей влечет за собой применение определенных санкций в виде лишения и ограничения родительских прав. Данный вопрос будет рассмотрен в отдельной главе. В случае отказа одного из супругов от воспитания ребенка на его содержание в судебном порядке могут быть взысканы алименты.


Права ребенка.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства. По достижении 10 лет учитывается его мнение, например, при изменении фамилии и имени, при усыновлении или отмене усыновления.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка каждый из них имеет право на сохранение своей индиви­дуальности. Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, отчество. Имя ребенку дает­ся по соглашению родителей. Взрослые не должны присваивать ребенку имя, способное вызывать у окру­жающих смех или неприятные ситуации.

В том случае, если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество прис­ваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, а фамилия — по фамилии матери.

Закон закрепляет право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защиту прав призваны осуществлять родители (усыновители, опекуны, попечители), органы опеки и попечительства, суд, прокурор. Закон защищает ребенка от различного рода посягательств, унижения его достоинства, злоупотреблений со стороны родителей (избиение, склонение к бродяжничеству и др.)* В нашем государстве, как правило, за защитой необходимо обращаться в органы опеки и попечительства и суд.

Во многих европейских государствах, США, Канаде действуют специальные службы (полиция), куда могут позвонить дети и сообщить о грубом отношении к ним их родителей, применении физической силы. После этого следуют незамедлительные меры реагирования — выезд полиции, взимание штрафа с родителей.

Ребенок имеет имущественные права. Алименты, пенсии и пособия поступают в распоряжение родителей, но расходоваться они должны на содержание, образование и воспитание ребенка.

Закон позволяет ребенку иметь на праве собственности имущество, полученное в дар или по наследству, занимаясь трудовой деятельностью, получать доходы от собственной трудовой деятельности; быть собственником приватизированной квартиры и т. д.


Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

В жизни не всегда дети могут проживать в семье, со своими родителями. Если у детей нет родителей, то заботу о них берет на себя государство. Если мать и отец не выполняют свой долг, то они могут быть в судебном порядке лишены родительских прав.

Лишение родительских прав производится только судом. Ребенок сохраняет все свои имущественные права, основанные на фактах родства с родителями, лишенными родительских прав, и другими родственниками.

По решению суда возможно восстановление в родительских правах лишь при условии, что родители существенно изменили в лучшую сторону поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Восстановление родительских прав и возвращение ребенка в семью допускаются в том случае, если это отвечает интересам малыша.

Усыновление (удочерение). Для обеспечения защиты интересов детей, оставшихся без родителей, закон установил возможность их усыновления (удочерение).

Усыновление поощряется государством, поскольку дети, лишенные родителей, получают семейную заботу, надлежащее воспитание, необходимые материальные условия, любовь и ласку. Еще существуют многие семьи, которые не могут иметь детей. Усыновление помогает им удовлетворить свои естественные отцовские и материнские чувства.

В результате усыновления (удочерения) между усы­новителями и их родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родственни­ками по происхождению. Одинаковыми признаются права между усыновленными и родными (биологи­ческими) детьми усыновителя, если таковые есть.

Понятие опекунства и попечительства. Существуют специальные государственные органы, призванные заботиться об оставшихся без родительской заботы детях. Дети, оставшиеся без родительского попечения и подлежащие устройству в семью на воспитание, подлежат обязательному государственному учету.

Государственная поддержка и забота о детях осу­ществляются через систему детских домов и интер­натных учреждений. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте 14—18 лет.

Патронатное воспитание. Патронат — форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан по договору. Данный договор заключается между лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства. Ребенок передается на воспитание патронатному воспитателю на срок, предусмотренный договором.

Передача ребенка осуществляется с учетом его мне­ния. А ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан только с его согласия. Не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или каким-либо другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Семья или лицо, принявшие детей в патронат, выполняют обязанности по воспитанию возмездно, т. е. труд патронатного воспитателя, в отличие от опекунов и попечителей, оплачивается.

В нашей стране принят Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. «О детских деревнях семейного типа и домах юношества». Эти учреждения предусматривают подготовку детей к общественно полезному труду, обучение профессиям, востребованным на рынке труда, открытие накопительного фонда на каждого ребенка.

На сегодняшний день в республике уже созданы и действуют детские деревни семейного типа (например, в Алматы функционирует деревня «СОС-Киндердорф»). Они являются новой моделью защиты детей-сирот. Основные задачи деревень — создать такие условия ребятам, чтобы они чувствовали свою востребованность, воспитывались в условиях семьи (хотя и искусственно созданной).


  1. Нағайтау/Закрепление:

Вопросы для повторения:

  1. Какие отношения регулирует семейное право РК?

  2. Что является предметом семейного права РК?

3. Что такое брак?

4. Назовите условия заключения брака?

5. Перечислите права и обязанности родителей.

6. Перечислите права и обязанности детей.

7. Что такое брачный договор?

_____________________________________________________________________________________

5. Сабақтың қортындысы (білімдерін бағалау).

Подведение итогов урока (оценка знаний). Выставление оценок за занятие .

_____________________________________________________________________________________

6. Үй тапсырмасы /Домашнее задание: конспект лекции, 27 стр. 239-250, решение ситуаций стр 249-250________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Оқытушы/Преподаватель: __________________

Просмотр содержимого документа
«титульник»

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі

Қазақ гуманитарлық-техникалық колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-технический колледж

















Разработка открытого урока по обществознанию

в группе 16104

на тему: «Основы семейного права»










Подготовил:

Преподаватель обществознания

Заицкий Д.С.











Көкшетау қаласы – 2016-2017 оқу жылы