Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының
«Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі» КМҚК
КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса»
Управления образования акимата Костанайской области
Педагогический совет №5
(от 29.04.2016 г.)
«Приемы педагогической техники как инструмент мастерства преподавателя».
Подготовила: методист
Балыкова О.В.
2015/2016 уч.год
Цель: Содействовать формированию у преподавателей потребности использовать в своей работе разнообразные приемы педагогической деятельности.
Задачи:
проанализировать состояние использования преподавателями колледжа приемов педагогической техники на основе посещения уроков.
приобщить преподавателей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний (к концу года запланировать и подготовить самоанализы педагогической деятельности за 2015-2016 уч.год).
Структура педсовета
Актуальность темы «Приемы педагогической техники». –
преподаватель математики Бучель Е.Н. – 3 мин.
Приемы педагогической техники как инструмент мастерства
преподавателя.- методист Балыкова О.В. – 15 мин.
Обучая – удивляй! Приемы повышения интереса к учебному
материалу.
– преподаватель спец.дисциплин Исламова И.В. – 15 мин.
Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности
педагога. – преподаватель географии Руденко Л.Г. – 10 мин.
Подведение итогов (рефлексия). Информационная справка по результатам
рефлексии с педагогического совета «Приемы педагогической техники,
как инструмента мастерства преподавателя» .
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Выступление преподавателя математики:
Бучель Е.Н. 3 мин (презентация)
Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
Структура педагогической техники
Уметь управлять собой. | Уметь управлять другими. | Уметь сотрудничать. |
Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия); Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). | | Уметь познать личность, разобраться в ней; Верное восприятие личности ученика; Уметь правильно понимать ребенка; Уметь влиять на ребенка; Уметь защищать ребенка; Уметь взаимодействовать; Уметь представить информацию. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
КАК ИНСТРУМЕНТ МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Выступление методиста – Балыковой О.В.
Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
Каждый преподаватель использует свои приемы при общении и управлении детьми, но хотелось бы более подробно остановиться на приемах организации учебного процесса.
У молодого преподавателя и мастера п/о на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного преподавателя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий.
Прием обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц. (Дидактика средней школы.., 1982,с.212)
Прием – это способ педагогических действий в определенных условиях.
Приемы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.
Основания для классификации приемов педагогической деятельности разные:
Классификация приемов по методам обучения (По Высоцкой С.И.)
Бытует мнение, что преподавателю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться.
Приемы объяснительно-иллюстративного метода:
интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление студентам готового знания;
подробное резюмирование преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения;
сопровождение обобщенных выводов преподавателя приведением конкретных примеров;
демонстрация студентам натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление студентам готового плана в ходе изложения;
предъявление студентам переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж студентов (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы репродуктивного метода
задание студентам на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание студентам на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание студентам на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание студентам на заполнение схем, таблиц вслед за преподавателем;
задание студентам на раскодирование алгоритма;
организация усвоения студентами стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание студентами на описание какого-либо объекта по образцу;
задание студентам на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы студентам, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы метода проблемного изложения
контрдоводы преподавателя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
предъявление студентам преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ преподавателем полученных при этом результатов;
раскрытие преподавателем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение преподавателем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого преподавателем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания студентов на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка преподавателя на мысленное решение студентами логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы преподавателя в ходе изложения;
предъявление студентами конфликтного примера.
Приемы частично-поискового метода
включение студентов в аргументацию выдвинутой преподавателем гипотезы;
задание студентам на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного преподавателем;
задание студентам на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего студенты возвращаются к исходной задаче;
наводящие вопросы студентам, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание студентам на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений студентов, побуждающих к формулированию проблемы;
задание студентам на обобщение фактов, преподавателем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей со студентом;
задание студентам на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной преподавателем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее студентов на выдвижение проблемы.
Приемы исследовательского метода
задание студентам на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание студентам с несформулированным вопросом;
задание с избыточными данными;
задание студентам на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание студентам на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание студентам на отыскание границ применяемости полученных результатов;
задание студентам на определение степени достоверности полученных результатов;
задание студентам на вычисление механизма протекания явления;
задание студентам “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
Классификация приемов по педагогическим функциям.
Каждый прием есть отражение некоторой педагогической функции, выполняемой преподавателем на уроке. Вот примерный список основных педагогических функций:
Установить контакт с аудиторией
Объяснить новый материал
Закрепить материал
Получить «Обратную связь»
Снять напряжение
Повысить интерес
Активизация внимания
Отвлечь внимание
Контроль сформированности знаний
Контроль сформированности умений
Повторить материал
Собрать, сплотить аудиторию.
Объяснение нового материала:
Лекция
Лекция с попутной беседой с опорой на знания студентов
Использование опорного конспекта (Захарченко Е.А., Сорокина О.А., Королева Н.В.)
Самостоятельное изучение нового материала по компьютерной презентации (Крупицкая И.В. ,Смолянская Н.Е.)
Изучение через учебник с использованием разных приемов работы с текстом: составление вопросов, пересказ по опорным словам (Пяткова Е.В.)
Образное введение в тему с последующим проблемным вопросом (Воложанина Е.Г., Шулепова Т.В.)
Выведение нового понятия на основе сравнения двух терминов (Сорокина О.А)
Использование разноцветного мела (Скворцова А.С.), разных графических знаков для выделения учебного материала (Целиковская Е.В.)
Повышение интереса к учебному материалу:
Просмотр кинофильмов, использование мультимедиа, наглядности.
Опережающие задания – выступления, сообщения, доклады, рефераты
Домашние задания на выбор (Шулепова Т.В., Куликова Т.Н.)
Вживание в образ (мы космонавты – Пяткова Е.В.)
Дидактические игры: кроссворды, ребусы, лото
Формирование ЗУН
работа с учебником: чтение и пересказ, составление схем, заполнение таблиц, решение задач, выполнение упражнений,
Совместное сочинение ( Сорокина О.А.)
Дидактические игры: «Отзовись, число» (Осипова Л.С.) при устном счете «Контакт с инопланетянином» (Смолянская Н.Е.)
Повторение и закрепление учебного материала
Разные виды диктантов: терминологические, словарные, схематические, выборочные, распределительные, цифровые, графические, творческие и т.д.
Викторина (Колозова А.А.)
Взаимопроверка
Прием запоминания «Записываем на магнитофончик» (Гончаренко Г.Е.)
Дидактические игры с подниманием пальцев, рук, хлопанием, топанием ( Осипова Л.С., Сорокина О.А., Воложанина Е.Г.)
Контроль сформированности ЗУН
Фронтальный опрос, проверочные работы, тестирование.
Проверка домашнего задания (постоянный контроль выполнения дом. задания – стимул к выполнению ДЗ, отмечает в таблице: - нет дом. задания, 0 – справился частично, + - выполнено все задание (Целиковская Е.В.)
Дифференцированный подход к контролю знаний (2 уч. у доски, 9 уч. по карточкам, остальные с преподавателем – Шулепова Т.В.)
Снять напряжение
Приемы для активизации внимания
Смена видов деятельности, наглядности
Смена роли студента во время урока (в ситуации ролевых игр)
Изменение интонации
Словесные приемы привлечения внимания
«В слове «жесткий» желающие могут сделать ошибку».
«Поворачивайся к лесу задом, ко мне передом».
«Господин Женя, смотри сюда»
«Даю возможность послушать, потом буду спрашивать».
До объяснения: «Любой уважающий себя ученик 8 класса должен ответить на два вопроса после объяснения темы».
После объяснения: «Минусом, если не поняли, откуда взялась формула, плюс, если научились эту формулу применять»
«Мне хотелось бы, чтобы ты работал в кабинете, а не за окном».
Классификация приемов по способу информационного обмена (по В.В.Гузееву)
В основании классификации приемов может лежать и способ информационного обмена – например, основное направление информационного потока. (по В.В.Гузееву) Это называется информационным режимом обучения. Существует три информационных режима:
Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Студенты выступают здесь как субъекты учения, т.е. обучающиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Экстрактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Студент выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для объяснения.
Интерактивный режим – это информационные потоки двусторонние (диалог). Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа ,консультация.
Несколько примеров интерактивных приемов:
Использование направленных и ненаправленных вопросов (лучшее соотношение – на 2 направленных вопроса задается один ненаправленный. Направленный, значит конкретно указывает, кто будет отвечать)
Слово-предложение-вопрос-ответ (Книга-Я вчера читал книгу-О чем эта книга?-…)
Опрос тройкой (Вызываются одновременно: 1 отвечает, 2 дополняет, 3 комментирует ответ)
Приемы поиска ассоциаций (листы ассоциаций, блуждающие листки)
Рекомендуемая литература:
Л.В.Сыроватко. «Методическая азбука»
А.А.Гин «Приемы педагогической техники»
В.В.Гузеев «Педагогическая техника в контексте образовательной технологии»
Чем руководствуется преподаватель при выборе методов, организационных форм, средств, приемов обучения? Всегда ли можно сказать, что критерием являются интересы, способности, склонности, потребности студентов?
Еще очень давно Л.Н.Толстой обнаружил три закона реальной педагогической практики, к сожалению, царящих в образовании и сегодня:
Преподаватель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для преподавателя, тем он неудобнее для студентов.
Только тот образ преподавания верен, которым довольны студенты.
Приемы рефлексии деятельности на уроке:
Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения заданий?
Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
Лучше всего у меня сегодня получилось….., потому что …..
Американский психотрерапевт Джеффри Зейг однажды после не вполне удавшейся ему демонстрации одного терапевтического приема сказал: «Прием отличный, только не тот клиент попался».
Бездумный, некритичный перенос заимствованных приемов, созданных в определенных условиях, в Ваши, совсем иные, условия может привести к тому, что для этих прекрасных приемов «дети окажутся неподходящими». Будем помнить, что в профессиональной деятельности преподавателя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.
3. «Обучая – удивляй! Приемы повышения интереса к учебному материалу».
Вступление преподавателя
специальных дисциплин – Исламовой И.В.
Творческие способности не создаются,
а высвобождаются.
Фергюсон
Тема моего доклада «Обучая, удивляй. Приемы привлечения внимания к учебному материалу». Что это значит? Ведь в процессе обучения детей мы, педагоги, даём новые знания, которые призваны удивлять наших студентов. Но ведь и само обучение можно строить так, что процесс получения знаний станет интереснее, а, значит, и более усвоенным.
ЧТО?
Начну с определения, что, же такое творческая деятельность. Существует несколько подходов к определению понятия. Например, к.п.н. Г.В. Терехова рассматривает творческую деятельность, как овладение в совокупности творческого познания, преобразования, создания и использования в новом качестве образовательных объектов в процессе образовательного сотрудничества. Где познание рассматривается, как процесс творческой деятельности, формирующей необходимые знания. Преобразование – обобщение полученного знания и использование его в новом качестве. Создание – самостоятельное конструирование новых образовательных продуктов. И, наконец, творческое применение знаний на практике.
На всех четырёх уровнях возможно использование творческих заданий. Здесь необходимо обратиться к определению непосредственно творческого задания. К этому определению также существует несколько подходов, но все они обязательно содержат требование открытости, т.е. неоднозначности решения, возможности для проявления индивидуальности студентов, личной значимости заданий для ребёнка и опору на чувственное, эмоциональное эмпирическое познание учебного материала. Именно с творческими заданиями приходится сталкиваться детям на эвристических олимпиадах.
Исходя из этого, все задания можно разделить на закрытые и открытые.
Формула закрытой задачи, часто применяемой в обучении: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Упор делается именно на утверждённый способ решения, т.е. по сути, репродуктивную деятельность студентов.

Открытые же задания изначально предполагают условие, дающее возможность для поиска нескольких путей и вариантов решения.
В силах преподавателя, используя вполне традиционные учебники и традиционную программу обучения из закрытых учебных заданий сделать открытые. Зачем?
Для того чтобы научить ребёнка мыслить нестандартно, искать свой выход из создавшихся ситуаций.
Большинство студентов, да и уже взрослых людей боятся самостоятельности. Тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжёванной, разложенной по полочкам информации. Но с другой стороны в нашей жизни нет такой области человеческой деятельности, в которой не возникала бы необходимость решения открытых задач, в науке, в бизнесе, в быту, в искусстве, в отношении людей.
Самостоятельная личность, способная адаптироваться в жизни – не это ли современный социальный заказ образованию.
А в близкой перспективе – на данный учебный момент – более глубокое усвоение знаний, формирование стиля мышления, направленного на самостоятельное приобретение знаний и их практическое применение.
КАК?
Сначала определяем, какой образовательный продукт необходимо получить. Т.е. если это область точных наук, то образовательным продуктом может быть закон, правило, закономерность и т.д. Например, правило порядка действий, переместительные, сочетательные законы умножения, сложения, знакомство с величиной и единицами её измерения и т.д.
В области естественных наук это может быть характеристика явления, события, выявление закономерности и т. д. Например, биология – организмы и процессы, протекающие в них, растения, животные. В истории – характеристика событий и отношение к ним.
В области литературы – содержание, характеристика событий, портреты, характеристика героев, своё отношение к событиям, персонажам и т.д.
Выбор образовательного продукта связан с программными требованиями изучаемого предмета.
Определяем характер вида деятельности студентов и методы выполнения. Или предоставляем выбор самим студентам. Это может быть написание текста, построение устного высказывания, проведение наблюдения, выдвижение гипотезы, предположения и т.д.
Оцениваем занимательность задания. Здесь стоит разграничить понятие развлекательности и занимательности. Развлекательный – доставляющий удовольствие только в процессе чтения. Занимательный – возбуждающий интерес, внимание. Если занимательности недостаточно - усиливаем. Как?
Например, при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» для получения характеристики героев и выработке своего отношения к ним.
Представьте себя на месте золотой рыбки, какие и чьи желания вы бы стали выполнять, какие нет. И почему? Это же задание соответствует следующему приёму усиления занимательности, который звучит так:
Приём эмоционального воздействия через включение в содержание задания ситуации спора, удивления, воображения.
Использование в содержании задания фрагментов сказок, легенд.
пример:
«Ведьмины круги» (биология)
Издавна замечено, что все грибы – и съедобные, и не съедобные – растут кругами. Причем в этих кругах, как правило, не растет трава, а изнутри грибное «кольцо» окружено вытоптанной тропинкой. На Руси грибные круги называли «ведьмиными кругами». Считалось, что при свете Луны лесные ведьмы и маленькие гномы водили в лесу хороводы и вытаптывали кругами землю. Утром по краям этих кругов вырастали грибы. Попытайся придумать свою, не менее интересную легенду о том, почему грибы в лесу растут кругами.
Это приём можно рассмотреть через такое задание: при изучении произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» задание, подумайте, Карлсон – ребёнок или взрослый? Докажите своё мнение.
Например, задание из области биологии. После изучения темы «Пищеварение». Вот, что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший был у мальчика обед? Почему? Какие блюда предложишь ты?
На наших курсах был такой пример из области физики:
«Пельмень» (физика)
В кастрюлю с кипящей водой бросили замороженный пельмень. Наблюдая за его поведением, составьте как можно больше «физических» вопросов о варящемся пельмене для ваших одногруппников.
Использование в содержании задания приёма необычного в обычном. Т.е различных парадоксальных ситуаций, софизмов. Например, такое задание: при изучении сказки «Золотой ключик» Буратино – шалун и проказник. Он убежал из дома, не пошёл в школу и т.д. Почему всё-таки в сказке – он положительный герой и за что его любят дети? Или Баба Яга – герой сказок отрицательный, тем не менее, почти всегда она помогает главному герою? Её роль даже можно назвать учительской. Почему так? Проследи на примере какой-нибудь сказки. Подтверди или опровергни.
Или вот пример из области физики, приведённый А. Гином:
Учитель в контрольной работе задал вопрос: как измерить высоту небоскреба, используя только барометр? Вечером, проверяя работы, учитель нашел, что многие учащиеся верно поняли, каким образом следует использовать барометр в качестве определителя высоты: замерить атмосферное давление на первом и на последнем этажах. Однако один из учеников написал: поскольку он знает, что высота ртути в стеклянной трубке барометра составляет тридцать дюймов, то он измерит длины теней от барометра и здания, а потом вычислит высоту последнего с помощью тригонометрии.
На следующий день учитель подозвал к себе этого ученика и сказал: «Я был бы не прав, сказав, что ты неверно решил задачу, но все-таки это именно так. Я имел в виду барометр-анероид, а ты использовал в решении ртутный барометр. Теперь, зная, что я имел в виду, как ты ответил бы на вопрос?»
Не задумываясь, мальчик ответил: «Я поднялся бы на крышу здания, бросил барометр вниз и измерил бы время его полета до земли. Тогда бы я получил ответ через ускорение свободного падения».
«И опять-таки ты прав и не прав, — сказал учитель. — Попробуй еще раз, предположив, что у тебя нет часов».
«Ну, тогда разыскал бы смотрителя этого здания и сказал бы ему: «Если подскажете мне высоту здания, я отдам вам этот барометр».
Обязательно определяем критерии оценки полученного образовательного продукта. Ведь закрытое задание может быть только двух видов: правильное и неправильное. Оценка же открытого задания требует частных критериев.
Разберём всё выше сказанное на примерах (математика).
вид деятельности – проведение наблюдения, установление причинно-следственной связи
занимательность обеспечивается приёмом кажущихся противоречий.
критерии оценки могут быть следующими:
логичность и аргументированность ответа
степень соответствия полученного образовательного продукта.
Литература. Тема «Басня И.А. Крылова Ворона и лисица.»
Образовательный объект – характеристика героев, событий, выработка своего отношения, выяснение основной мысли произведения.
Вид деятельности – вживание в образ, составление устного рассказа.
Занимательность обеспечивается через приём эмоционального воздействия.
Задание. Попробуй рассказать историю от лица вороны, лисицы.
Или, представь, что эта ворона – педагог в вороньем колледже, она учит молодых воронят, как не упустить выпавшую удачу. Как бы вы рассказали эту историю поучительно для молодого поколения?
Тема «Вода и её свойства»
образовательный продукт – выяснение свойств воды, характеристика явлений, связанных с водой
вид деятельности – выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.
Занимательность обеспечивается коммуникативным приёмом формулировки задания
Задание.
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! Как это может быть?
Критерии оценки:
изменение обычного угла зрения на непривычные события и явления
логичность и аргументированность ответа.
Я привела примеры заданий, относящихся по классификации Хуторского к методам выдвижения гипотез и вживания в образ.
По его классификации существует несколько методов эвристического обучения, о которых шла речь на одном из методических совещаний в прошлом учебном году: эвристические вопросы, сравнение, эвристическое исследование, мозговой штурм, метод проекта, конструирование понятий, самооценки и др.
Возможно составление заданий по методу организации деятельности. Например, по той же басне «Ворона и лисица». Представь, что ворона не поверила лести. Придумай речь лисицы или другие способы для достижения своей цели. При изучении жанра скороговорок – составь алгоритм «как научиться читать скороговорку без запинки».
Или при изучении русского народного творчества можно использовать метод «символотворчества». Задание придумай герб или флаг страны, города под названием «Рудный» для одной группы и «РКТиС» для другой. Герои каких сказок могли бы там жить, с какими привычками и занятиями» возможно включение в задания условия подбора пословиц и поговорок о лени и труде соответственно.
образовательным продуктом в последнем задании может быть повторение и характеристика героев. Создание общего символа для разных сказок.
вид деятельности – словесное рисование, подготовка устного ответа – защиты своего проекта.
занимательность обеспечивается приёмами эмоционального воздействия и использованием самого жанра сказки.
Критерии оценки могут быть следующими:
степень новизны и оригинальности суждений
уровень воображения, как средства самовыражения
уровень речевой выразительности при построении защиты проекта.
КОГДА?
Творческие задания могут использоваться в различных типах и на различных этапах урока. Например, использование творческих заданий в начале урока дают определённый настрой на работу на все 40 минут.
Новый материал на уроке можно дать репродуктивным методом, а можно и поставить проблему, попросить выдвинуть гипотезу, или вжиться в образ, а затем оставшееся время проблемы решать, гипотезы проверять, делать выводы, заключения, получать образовательный продукт. Я не призываю заниматься творческими заданиями каждый урок и целый урок. Но попробовать стоит, детям понравится. Вместо традиционного дом. задания прочитать, пересказать, можно предоставить возможность пофантазировать.
ПРИМЕР: на уроке чтения читали с детьми стихотворение А.Пришельца «Снежинка». После работы над описанием, характером, настроением подошло время для домашнего задания. Раздался возглас: «Только не учить!»
- Не хотите?
-Не хотим!
- Хорошо, а пофантазировать хотите?
Из присутствующих, только 2 человека сморщились, остальные дружно ответили «Да». Тогда дом. задание было задано по желанию: либо выразительное чтение с передачей настроения и характеров, либо творческая работа «Разговор со снежинкой» представьте, что снежинка ожила, что бы вы спросили, чтобы она ответила?» вопросы были такого характера: «А можно продолжение? Можно, чтобы она не растаяла, а то, как разговаривать?
Можно посвятить творчеству несколько минут, можно сконструировать целый урок. В таком случае необходимо продумать само творческое задание для получения образовательного продукта, творческое задание для рефлексии обучающихся и, возможно, творческое задание на дом для закрепления полученных знаний.
Например, для рефлексии задания о басне можно предложить задание объяснить смысл слова «проворонил». Есть ли связь с басней? Связан ли смыл выражения «ворон ловить» с поступками лисы по организации способа отнимания сыра?
Для домашнего задания можно предложить поиск сказок или басен с главным действующим лицом – вороной (вороном). Всегда ли эта птица так глупа и доверчива.
Или в образовательной области при изучении животного мира можно выстроить такую цепочку творческих заданий:
Задание «Весёлая компания»
Собрались Дед Мороз и Снегурочка перед Новым годом составлять список своих гостей. Решили позвать медведя, как хозяина леса, волка, бабочку для красоты оформления, пару журавлей, сороку, ёжика и зайца. Весело ли будет встречать Новый год в такой большой компании? Предложите свои варианты.
Три главных критерия для оценки студентов работ одногруппников:
Возможность присутствия гостя на празднике именно Нового года с точки зрения природоведческих знаний.
Совместимость гостя с остальными приглашёнными.
Аргументированность предложений.
Представьте себе, что вы сами оказались в списке приглашённых гостей на этот праздник. В какой из предложенных ребятами компаний вам было бы комфортнее всего? Почему?
Вспомни сказку или несколько сказок (сколько сможешь), героями которых являются животные. Проанализируй её с точки зрения твоих знаний о животных. Могли ли такие ситуации возникнуть в жизни? Докажи.
Заключение
Я привела лишь немного примеров творческих заданий для уроков и вариантов их использования. Есть группы педагогов-единомышленников, занимающихся проблемой развития творческих способностей обучающихся в возрасте от детского сада до студенческой скамьи, и не только. Существуют такие методики и соответствующие программы, как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), РТВ (развитие творческого воображения). Изданы книги, статьи по данным темам. Это такие авторы, как Г.С. Альтшуллер, А. Гин, С.Гин, М.С. Гафитулин, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковский, В.Г.Березина, А. Хуторской и др..
Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед ребятами определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели преподавателя будет являться привлечение внимания обучающихся к учебному материалу. У каждого преподавателя есть свои приемы по привлечению внимания обучающихся к учебному материалу.
Я считаю, что использование именно творческих заданий делает этот путь более интересным, а значит более востребованным нашими студентами. Главной задачей преподавателя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК КОМПЛЕКС СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
Выступление
преподавателя географии
– Руденко Л.Г.
«Пулей попадёшь в одного,
а метким словом - в тысячу»
военная пословица.
Современное образование призвано создавать условия для развития и саморазвития личности обучающегося. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание студента как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ребенка и перспективы его развития. Преподаватели колледжа создают на уроке такую педагогическую ситуацию. которая позволяет студенту самовыразиться, рассказать или доказать что-то и преподавателям и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда студент оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами.
Но для того, чтобы ввести обучающегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры преподавателя.
Молодой преподаватель начинающий свою педагогическую деятельность, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но практика показывает, что молодым преподавателям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу, а с годами.
Методы, приемы, средства общения
Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От преподавателя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:
Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.
Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.
Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников [таблица 1].
Табл. 1
Методы |
Формирование взглядов, обмен информацией | Организация деятельности | Стимулирование оценки и самооценки |
Диалог. Доказательство. Инструктаж. Лекции. Призыв. Внушение. Повествование. | | |
В основе - убеждение | В основе – упражнение. | В основе – самооценка |
Вербальные и невербальные средства общения
Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.
Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.
Невербальные средства
Кинесика (движения) | Акустика (слух) | Проксомика (близость) |
Зрительно воспринимаемые движения, манера поведения человека. | Слуховое восприятие невербальных индикаторов информации. | Пространственное расположение коммуникантов (личная территория) |
Универсальные жесты повседневного общения, понятные без слов (знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещение или разрешение, согласие или возражения). Жесты, которые органично включаются в контекст речи (размер или –форма предмета). Параллельное употребление слова и жеста Обратите внимание на эту таблицу и указательный жест; Могут быть автономны: не прерывая объяснения материала, преподаватель делает жест-замечание. | Интонация. Педагогический голос (между тихо и громко). Логические ударения и паузы. | 1 правило: знание 4 зон пространственной территории. Интимная зона (15-46 см) – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу. Личная зона (46-1,2 м) – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении. Зона социального общения (1,2-3,6 м) – расстояние для делового общения. Общественная зона (3,6 и более) для митингов. 2 правило: всегда лицом к лицу во время общения, видеть глаза ребенка, улавливать движение, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта. 3 правило: передвижение минимально и главное ситуативно - оправданное. |
В моем выступлении была представлена структура педагогической техники (таблица). Первая группа – связана с умением педагога управлять своим поведением – владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление эмоциями, настроением; чтение по лицу; техника речи.
Речь как основное средство педагогического взаимодействия
Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Например: «Проворонила ворона вороненка»(.?!) И убедитесь, что одну и ту же фразу можно воспринять по-разному.
«Неужели такое могло случиться?»
«Да так ли это? Возможно ли?»
«Какая беда – несчастная мать!»
«Растяпа, чего же еще ожидать от вороны?!»
В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.
Как овладеть основами профессионально-педагогического общения? В чем специфика педагогической речи? Каковы функции педагогического общения?
Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи педагога1. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.
Речь преподавателя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи педагога говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти детей благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Преподаватель не только передает студентам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям. Регулируя отношения «педагог - обучаюшийся», речь выступает как средство взаимопонимания между педагогом - обучающимся. Здесь все значимо: и как преподаватель обращается к студентам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы.
Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования, которое позволяет донести до студента все богатство содержания его слова:
неправильное произношение- смех;
громкая беседа, неоправданная интонация – надолго отделяют преподавателя от студента;
не умение дышать при разговоре – появление одышки, покраснение лица, учащение пульса;
четкое произношение – профессиональная необходимость;
чем более возбужден студент, тем медленнее и тише следует говорить;
Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.
Внешний вид педагога (осанка, одежда, движение) - сила влияния на студента:
как входите в кабинет;
как посмотрите;
как поздоровались;
как отодвинете стул;
как пройдете по кабинету;
сутулость, опущенная голова- внутренняя слабость, не уверенность в себе;
согнутый слабый человек не производит впечатление;
прическа, костюм и украшения в одежде - эффективно воздействуют на формирование личности воспитанника;
ребята любят сочетание в педагоге внешней и внутренней красоты;
у каждого педагога должно быть стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика.
Мимика и пантомимика:
надо избегать обращение к стенам;
нужно стремиться держать в поле зрения всех студентов;
лицо должно выражать – уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение;
улыбка – символ духовного здоровья и нравственная сила человека;
брови и глаза – выразительные детали мимики:(удивление, равнодушие, восторг, сосредоточенность, спокойствие);
взгляд преподавателя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Информационная справка по результатам
рефлексии с педагогического совета «Приемы педагогической техники,
как инструмента мастерства преподавателя»
Цель: оценить работу педагогического совета, изучить полезность полученной информации для педагогов и определить степень новизны в приемах пед. технологий, рассмотренных в ходе методической недели.
В ходе исследования были получены следующие данные:
№ | Вопрос | Оценочная школа |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Степень новизны в приемах пед. технологий для Вас | - | 3% | 3% | 20% | 42% | 31% |
2 | Полезность полученной информации | - | - | - | 6% | 37% | 60% |
3 | Уровень подачи информации | - | - | - | 14% | 37% | 37% |
Заключение: в ходе рефлексии отмечается позитивный настрой педагогов в строке пожелания педагогическому коллективу были следующие высказывания:
Продолжить эту работу, спасибо всем кто принял участие.
Дерзать! Быть более активными!!!
Активно использовать эти приемы на рабочих уроках.
Полнее использовать свои творческие способности.
Стремится к духовному единству со студентами.
Доброжелательный настрой, почаще улыбаться, внимательно относиться друг к другу.
Совершенствовать свое творчество, щедро делится опытом, так как он безусловно интересен.
Обобщение и распространение опыта через создание электронного банка «Новые технологии, дидактические приемы на уроках преподавателей колледжа».
Удачи, успехов во всем и любви!
Здоровья, терпения, творчества и любви.
Удачи, новых открытий, обобщения опыта работы отдельных преподавателей и творчества!
Быть более творческими ответственными при подготовке урока, использовать информационные технологии
Энтузиазма, удовлетворения от работы, удачи!
Рекомендации:
познакомиться на практике с разными приемами педагогической техники через посещение уроков в рамках «Предметной недели» и заслушать устные выступления по темам самообразования на заседаниях ПЦК, запланировать на 2016-2017 уч.год.
1