Научно-исследовательская работа
«Определение качества питьевой воды»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3-4
1. Обзор литературы
1.1 Состав воды……………………………………………………………………….5
1.2. Значение воды для организма человека……………………………………….5
1.3. Качество воды и здоровье…………………………………………………….5-6
2. Практическая часть
2.1. Результаты опроса учащихся 3,4 классов…………………..………………. 7
2.2. Определение качества воды…………………………………………………..8-9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………. 11
Приложение ……………………………………………………………………….. 12
Введение
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что необходимо для жизни: ты сама жизнь.
(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)
Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на Земле.Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.От воды зависит климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода.
Вода – необходима для жизни человека, растений и животных.
Вода - основа жизни на Земле .
Человек на 80% состоит из воды .
Без воды гибель наступает через 3-4 дня.
В среднем человек должен потреблять 1,5-2 литра воды в сутки.
Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».
Актуальность темы
Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Цель нашей работы: опытным путём доказать пригодность воды, поступающей к нам по водопроводу, для питья.
Задачи:
изучить научно – познавательную литературу по данной теме;
провести опрос среди школьников;
определить качество воды, которую употребляют школьники;
описать полученные результаты;
дать рекомендации по улучшению воды пред употреблением.
Гипотезы-предположения:
вода оказывает влияние на здоровье человека.
вода в МОУ СОШ с. Лермонтово, поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды»
Чтобы проверить гипотезы я использовала различные методы исследования.
Методы исследования:
изучение научно-познавательной литературы;
исследование качества водопроводной воды;
опрос среди учащихся 3,4 классов;
описание результатов.
Материально – техническое обеспечение:
цифровой фотоаппарат;
сканер;
компьютер
Глава 1. Обзор литературы. 1.1. Состав воды.
Вода, самое распространенное соединение в природе, не бывает абсолютно чистой.
Природная вода содержит многочисленные растворенные вещества – соли, кислоты, щелочи, газы (углекислый газ, азот, кислород сероводород), продукты отходов промышленных предприятий и нерастворимые частицы минерального и органического происхождения.
Свойства и качество воды зависят от состава и концентрации содержащихся в ней веществ. Наиболее чистая природная вода – дождевая, но и она содержит примеси и растворенные вещества (до 50 мг/л).
1.2. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека.
Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.
Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.
1.3. КАЧЕСТВО ВОДЫ И ЗДОРОВЬЕ
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.
Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода»).
Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а
также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют.
Хлором обеззараживают воду, поскольку он — способен уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Однако с некоторыми соединениями, находящимися в воде, хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки.
Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно- кишечного тракта.
Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.
Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — “очистные органы человеческого организма”.
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода – одно из непременных условий сохранения здоровья людей.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты опроса учащихся 3-4 классов
Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 20 человек.
Пьёшь ли ты воду из – под крана?
Кипятишь ли ты воду перед употреблением?
Какую воду ты выберешь для утоления жажды?
А
) бутылированную,
Б) кипячёную,
В) водопроводную.
ВЫВОДЫ
Исходя из результатов, проведенного анкетирования, нами сделан вывод о том, что многие школьники недостаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Ребята недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой человеческому организму.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВОДЫ
Методика исследования:
Для анализа были взяты пробы воды:
водопроводная вода из крана МОУ СОШ с. Лермонтово; Результаты исследования сведены в таблицу (приложение, табл. 3).
Проведение ряда опытов по изучению качества воды.
Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств: зрением, обонянием, вкусом.
К органолептическим относятся такие характеристики, как цветность, прозрачность, вкус, количество взвешенных веществ.
Органолептическая оценка даёт много информации о качестве воды.
Опыт 1. Определение интенсивности запаха воды.
Анализ на запах должен показать, присутствует ли какой - либо чужеродный запах.
Различают - гнилостный, болотный, землистый и так далее. Запах определяется при комнатной температуре
Результат: обнаруживается слабый запах.
О
пыт 2. Определение прозрачности воды.
Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода, прозрачная, замутненная, с каким либо оттенком. Определяют это с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить лист позади пробирок и внимательно посмотреть на цвет воды.
Результат: Этот анализ показал, что вода прозрачная.
Опыт 3. Фильтрация воды.
Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие - либо частицы, хлопья и т.д. Различают как ничтожный, незначительный, заметный, большой.
Результат: на фильтре никаких частей нет, значит, вода чистая.
Опыт 4. Определение наличия в воде растворённых солей.
Результат: в исследуемой воде есть
растворённые соли.
Опыт 5. Определение водородного показателя (рН).
При опускании лакмусовой бумажки в пробирку с водой, цвет её не изменился.
Р
езультат: водопроводная вода имеет нейтральную среду.
Вывод:
Качество питьевой воды в МОУ СОШ с. Лермонтово соответствует нормам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Вода, которую мы пьём из под крана пригодна для питья. Необходимо соблюдать рекомендации по употреблению водопроводной воды. (Приложение )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей.
22 марта отмечается Всемирный день воды. Он отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Учёные говорят, что в 21-м веке будут вестись войны из-за воды. Сокращение пресной воды на Земле происходит из-за неправильного использования её человеком, роста населения, уничтожения лесов, загрязнения нашей планеты. Огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, могут привести к гибели всего живого в них.
Я считаю, что проблему воды, экологию в целом нужно изучать и понимать с раннего детства. И когда мы станем взрослыми – это будет наша работа, наша жизнь.
Чистая вода – это будущее нашей планеты!
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.
1. Подбор по материалам из сети Интернет:
http://www.studzona.com/referats/view/11651
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29801/
http://fotki.yandex.ru/users/dellfi/view/46470?page=1
http://www.odnavoda.ru/txt.php?id=227
http://gorizont-m.com.ua/ru/water_and/
http://www.polustrovo.ru/interesnoe-o-vode/pitevojj-rezhim.html
2. Краткая медицинская энциклопедия. - М., 2001г
3. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.
4. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007
5. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;
6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия 2004 г»
7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации по употреблению
водопроводной воды.
Перед употреблением воду нужно отстаивать. При отстаивании улетучивается хлор и оседают некоторые соли.
Перед употреблением замораживать воду. При заморозке погибают все бактерии, яйца глистов, улетучивается хлор.
Использовать фильтр.
Кипятить только отстоявшуюся воду, так как если не улетучился хлор, при кипячении он образует ядовитые соли.
При кипячении соли выпадают в осадок, становясь нерастворимыми в нашем организме.
14