СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы по теме " Факультативный курс по химии, 5 - 7 классы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропедевтический курс по химии для учеников 5 - 7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по теме " Факультативный курс по химии, 5 - 7 классы"»

Кушенова Светлана Алексеевна, учитель биологии и химии МОУ Будовская основная общеобразовательная школа Тверской области



Факультативный курс

«Химия вокруг нас»

5-7 класс

Цель: данная рабочая программа направлена на развитие интереса к веществам и химическим явлениям, происходящим в природе и быту.

Пропедевтический курс рассчитан на учащихся, которые проявляют интерес к растениям и животным, к минералам, а также имеют склонность к экспериментированию с объектами природы и веществами.

В курсе выделяются 2 части:

  1. Химия в природе

  2. Химия в быту

Тематический план (1 час в неделю)

Тема


Число часов для занятий

теорией

практикой

Техника лабораторных работ, техника безопасности.

1

2

Вода в природе.

4

4

Воздух на Земле

3

3

В каменном мире

5

3

Химия почвы

1

2

Химия в быту

3

3

Итого:

16

18

34 часа







Программа.



  1. Техника лабораторных работ (3 часа).



  1. Техника лабораторных работ. Техника безопасности. Оказание первой помощи при несчастных случаях в кабинете химии.

  2. Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием, посудой, спиртовкой».

  3. Практическая работа №2 «Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: нагревание, наливание, пересыпание, перемешивание веществ, фильтрование, растворение твердых веществ в воде».



2. Вода в природе (8 часов).

  1. Вода во Вселенной. Роль воды в природе и технике. Свойства воды. Происхождение воды на Земле.

  2. Водные богатства Торжокского района Тверской области. Охрана водоемов и источников Тверской области.

  3. Экскурсия «Ознакомление с природными водами своего района и области» (экскурсия на водоём или виртуальная экскурсия).

  4. Вода как растворитель, минеральные источники, карстовые явления.

  5. Практическая работа №3 «Изучение свойств воды».

  6. Практическая работа №4 «Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии и в школе ».

  7. Источники загрязнения природной воды, способы очистки воды ( физические, химические, биологические).

  8. Практическая работа №5 «Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка воды ».

3. Воздух на Земле (6 часов)

  1. Состав воздуха. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Охрана воздуха.

  2. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода.

  3. Озон. Инертные газы и их использование.

  4. Практическая работа №11 «Изучение состава и свойств воздуха».

  5. Практическая работа №12 «Получение кислорода в лаборатории».

  6. Практическая работа№13 « Горение веществ в кислороде».



4. В каменном мире (8 часов).

  1. Науки о камне – геохимия, минералогия, их основатели. Образование минералов и горных пород на Земле.

  2. Практическая работа №7 «Изучение коллекций минералов и горных пород».

  3. Физические свойства минералов. Кристаллы.

  4. Практическая работа №8 «Изучение физических свойств минералов, выращивание кристаллов».

  5. Химический состав и химические свойства минералов , их классификация.

  6. Практическая работа №9«Изучение свойств некоторых минералов (растворимость в воде и реакция с кислотами)».

  7. Драгоценные, редкие и технические камни и их химический состав, использование камня .

  8. Практическая работа №10 «Определение минералов и горных пород по внешнему виду и физическим свойствам».

5. Химия почвы (3 часа).



  1. Почвы - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы. Плодородие. Охрана почвы.

  2. Практическая работа №6 «Определение механического состава и вида почвы, влажности, минеральных солей, органической части, кислотности» (2 часа).



6. Химия в быту (6 часов).

  1. Виды бытовых химикатов . Мыло и моющие средства. Химчистка на дому.

  2. Практическая работа №14 «Удаление пятен с одежды».

  3. Устранение жёсткости воды. Химия и пищевые продукты.

  4. Практическая работа № 15 «Удаление накипи с эмалированной посуды. Устранение жёсткости воды».

  5. Химия и одежда. Синтетические волокна.

  6. Практическая работа № 16 «Изучение свойств полиэтилена, капрона. Распознавание пластмасс и волокон».



Литература:

  1. Афанасьева М.А., «Количественные опыты по химии», М., Просвещение, 1972.

  2. Балаев И.И., «Домашние эксперимент по химии», М., Просвещение, 1977.

  3. Вайтович В.А., «Химия в быту», М., Знание, 1980.

  4. Добровольский В.В., «Химия земли», М., Просвещение, 1990.

  5. Енгелфрид Ю., Малхолл Д., Плетенева Т. В. «Как защитить себя от опасных веществ в быту», М.: Изд-во МГУ, 1994.

  6. Еремин А.В., Следников А.А., «Геология», М., Просвещение, 1997.

  7. Книга для чтения по неорганической химии в 2 ч.,/ составитель В.А. Крицман, М., Просвещение, 1984.

  8. Петрянов И.В., «Самое необыкновенное вещество в мире », М., Педагогика, 1985.

  9. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия: Учеб. пособие для уч-ся 10-12 кл. веч. школы. - М.: Просвещение, 1989, с.263-269

  10. Ферсман А.Е., «Занимательная минералогия», Л., Детская литература, 1985.

  11. Ходаков Ю.В., «Архитектура кристаллов», М., Просвещение, 1980.

  12. «Энциклопедический словарь юного химика»/ сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо, М.: Педагогика, 1990.

  13. Биология в школе.

  14. География в школе.

  15. Химия в школе.

  16. Интернет - ресурсы: http//experiment.edu.ru