Организация начала урока. – Здравствуйте, садитесь! Взаимное приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности к уроку. Оформление документации. Организация внимания.
Повторение ранее изученного. - Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со строк стихотворения, которые нам помогут вспомнить тему четверти и материал предыдущих уроков. Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней лёгкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поёт звучнее. - Скажите, о чём это стихотворение? - Давайте же вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках? - Молодцы, а теперь ответьте мне на вопросы: - Как называется дом крестьянина-работника и где же жили крестьяне? - Чем отличается деревня от города? - Чем примечателен город-крепость и почему их строили на Руси? - Какие вы вспомните города-крепости нашего района? - Из какого материала строили постройки на Руси? - Опишите мне, пожалуйста, древнерусский собор. - А как называют вид искусства, в котором создавали соборы, церкви, избы? - А какой художник занимается художественным проектированием зданий, сооружений? - Спасибо вам за хорошие ответы. Сообщение темы и целей. Прочитайте поговорку «Славна богатырями земля русская». – Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово. Тема: Древнерусские воины-защитники. – Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь. Работа по теме: – Кто же такие богатыри? Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в. «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь». – Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? -Каких богатырей вы знаете? – Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать. Защита Родины есть защита и своего достоинства. ( Н. Рерих ). – Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей. (На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»). – Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника. Добрыня Никитич. Алёша Попович. Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает. Святогор – огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. А кому из ребят хочется узнать, что же дальше случилось со Святогором, пусть прочитают о нем в былинах. Дайте словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов? -А теперь, познакомимся с доспехами древнерусских воинов.
-Какая у них внешность?
Сравните богатырей на картинах.
-Где жили воины? – А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов. Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом. – Рассказ о «Княжеском муже»; Кольчуга; Шлем; Щит; Оружие; Вопросы о доспехах дружинника. Фото детей в исторических костюмах воинов. Рассказ о памятнике Минину и Пожарскому. Спасибо за внимание! Принимайтесь за работу |