Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Донецкая специальная школа-интернат № 28»
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Тема: «КОРОЛЕВСТВО ОРФОГРАММ»
Подготовил:
учитель-дефектолог Фетисова Н.М.
г. Донецк – 2022 г.
Цели:
углубить знания учащихся об орфограмме;
способствовать развитию образного мышления, внимания, памяти обучающихся;
воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи:
закрепить понятия «орфограмма», «морфема»;
закрепить навыки обнаружения орфограмм в словах;
учить применять орфографические правила при выполнении упражнений и заданий по русскому языку.
прививать интерес к учебному предмету;
воспитывать положительное отношение к изучению орфографического режима в русском языке.
корригировать орфоэпические, орфографические и пунктуационные умения по русскому языку;
корригировать и развивать высшие психические функции;
формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.
Оборудование:
ноутбук;
магнитная доска;
книги, словарь;
карточки с заданиями;
Вид компетенции:
социальная;
коммуникативная;
познавательная.
Межпредметная связь: развитие речи, русский язык, чтение
Действующие лица: Орфограмма, Морфема, Правило, Отличница, Хорошист, Двоечник.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слова персонажа «Правило»: В некотором Государстве, точнее сказать в Республике «Д» в одной из самых лучших школ, а точнее - интернатов произошла одна забавная история, на одном из уроков, точнее сказать – на уроке русского языка, в одном из классов, а точнее в 7А!
Так уж и быть, поведаю и вам я этот чудесный, занимательный, а главное – поучительный рассказ, значит слушайте…
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь! Начнём наш урок русского языка.
Дежурный, зачитайте ваш доклад.
Двоечник: А не хочу я слушать ваши доклады! И вообще! Учить ваши там правила и всё такое! И писать сегодня не буду!
Учитель: Это что за поведение? Ты срываешь нам урок. И мешаешь своим одноклассникам получить сегодня новые знания.
Учитель взял в руки огромную красную книгу, она была похожа на всем известный орфографический словарь, только слегка запылишийся.
И через секунду учитель распахнул эту загадочную книгу.
Кроме пыли оттуда вылетели тысячи мелких, блестящих песчинок и звёздочек.
Появился персонаж «Правило»
Персонаж «Правило»: Ну, здравствуйте, Фёдор Игнатьевич! Давно с вами мы не виделись…
Учитель: Мне помнится, с февраля 1998 года..
Персонаж «Правило»: Верно, с того самого февраля, когда несносный мальчишка из 8В попытался испортить плакат с орфограммами, который вы прицепили у доски, в сентябре 1981 года.
Учитель: Помню, помню… Тот самый мальчишка уже взрослый, между прочим, после встречи с вами и остальными… стал преподавателем.
Персонаж «Правило»: Похвально! Чудесно, я бы добавило! Ну, кто сегодня меня пригласил на урок?
Двоечник: А никто тебя и не приглашал! Сам из книжки к нам прискакал! (звучит смех)
Персонаж «Правило»: Ну, тогда тем более, раз я непрошенный гость, тогда всё намного серьёзнее. Отправим тебя на исправление в увлекательное приключение, но так уж и быть, дадим помощников в помощь.
Происходит волшебство, Двоечник, Хорошист и Отличница попадают в Королевство Орфограмм.
Перед детьми огромный дворец, они находятся в тронном зале.
И внезапно слышен шум, звук каблуков и громкие споры.
Двоечник, Хорошист и Отличница прячутся за огромный трон.
Входит «Орфограмма» и «Морфема»
Персонаж «Орфограмма»: Я тебе снова повторяю! Только я – Королева в этом королевстве!
Персонаж «Морфема»: Да кто тебе поверит, сестра! Докажи, может правилами меня закидаешь? Трон – это только моё законное место и точка!
Персонаж «Правило»: Кто меня упоминал?
Из-за трона выбегают дети: Двоечник, Хорошист и Отличница.
Двоечник: Ага! Вот значит кто нас сюда засунул! Это снова ты – коварный старик!
Персонаж «Правило»: Вы рассмешили меня, молодой человек. Это вы себя сюда засунули, именно в этот учебник – под названием «Королевство Орфограмм». Вели бы вы себя подобающим образом, не оказались бы тут, ещё и одноклассников своих прихватили.
Персонаж «Орфограмма»: А, это снова нарушители правопорядка на уроках русского языка к нам пожаловали? Ну что, сестрица, дадим шанс на исправление детишкам?
Персонаж «Морфема»: А как же не дать. Для начала, пусть они в разминку с нами поиграют.
Задание № 1 от Орфограммы: Что такое орфограмма?
Двоечник: Откуда я знаю эти ваши орфограммы?
Хорошист: Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Отличница: Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Персонаж «Орфограмма» Какие умненькие эти детки, верно-верно, я то, без чего вы грамотно не напишите не единого словечка!
Персонаж «Морфема»: Тогда и я хочу у слышать ответы о себе, сестрица!
Задание № 2 от Морфемы: Что такое морфема?
Двоечник: Снова вы меня путаете! То орфограммы, теперь морфемы какие-то! Ничего не знаю!!
Отличница: Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
при- — это приставка, обозначающая приближение;
-лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
-е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
-л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
-и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.
Хорошист: Морфема – это наименьшая единица языка, имеющая лексическое и грамматическое значение.
Персонаж «Морфема»: Да как же повезло этому мальчишке иметь таких друзей! Верно говорите обо мне.
Задание № 3 от персонажа «Правило»: Сколько орфограмм в русском языке?
Персонаж «Правило»: А вы знаете, ребятишки, сколько всего орфограмм в русском языке?
Дети опустили головы
Персонаж «Правило»: Всего в русском языке 71 орфограмма. Всех их можно подразделить на следующие подгруппы:
безударные проверяемые гласные
не проверяемые гласные в корне слова
непроизносимые согласные в корне слова (правописание гласных, чередующиеся гласные)
написание буквы "и" и "ы" после "ц"
написание приставок "при" и "пре"
Отличница: Мы готовы исправиться, давайте нам ещё задания, мы очень хотим вернуться домой из вашего замечательного королевства, нас родители ждут.
Задание № 4 от персонажа «Орфограмма»: Безударные проверяемые гласные в корне слова
Персонаж «Орфограмма»: Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная буква была под ударением, звучала чётко.
Но бывают и трудные случаи.
Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.
Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.
Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.
Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами
-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.
Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.
Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):
частота- чАстый
чистота- чИстый
посидеть – сИдя
поседеть – сЕд
поласкать – лАска
полоскать – полОщет .
Объясните правописание орфограммы: слово «лесной».
Двоечник: Ребята, помогите! Без вас не справлюсь!
Хорошист: Подбираем проверочное однокоренное слово, в котором на данную гласную падает ударение: лЕс. Правильное написание: лесной.
Персонаж «Орфограмма»: Снова повезло! Снова выручили! Ну, сестрица, может ты задашь вопрос?
Задание № 5 от персонажа «Морфема »: Однокоренные слова
Персонаж «Морфема»: Значит вот вам упражнение! Выберите однокоренные слова к выделенным словам.
Глаз — глазом, глаза, глазной, о глазе, сглазить, глазастый, глазам, глазу, глазами.
Далёкий — далёкого, далёким, далеко, далёкому, отдалить, даль, далёкими, удаление, далёких.
Отличница: Позвольте, я помогу. Глаз — глазной, сглазить, глазастый
Далёкий — далеко, отдалить, даль, удаление
Персонаж «Морфема»: Верно! Ну что, наш квест окончен? Отпустим ребят домой?
Персонаж «Правило»: Я хочу задать самый важный вопрос, мальчугану, который всё время твердит, что ничего не знает и не хочет знать. Ты хочешь остаться неучем?
Двоечник: Нет, что вы, я всё осознал… Благодаря моим товарищам я стал больше знать сегодня. Я больше никогда не буду так себя вести на уроках, а особенно на уроках русского языка. Прошу, простите меня, я люблю русский язык, а вёл я себя так от того, что был лентяем.
Персонаж «Правило»: Какой главный урок ты сегодня вынес?
Двоечник: Что русский язык – это самый великий и могучий язык в мире! А незнание орфограмм и морфем не делает мне ничего хорошего. От этого я только страдаю. Я теперь больше хочу знать! Я буду учиться и обязательно учить все орфограммы!
Персонаж «Правило»: Ну что попробуем всё исправить!
Перед троном появилась огромная красная книга, которая сама распахнулась, а затем снова захлопнулась.
Двоечник: Я больше не буду так себя вести на уроках, простите меня, Фёдор Игнатьевич! Я все орфограммы и морфемы выучил! Мне ребята помогли.
Учитель: Молодой человек, просыпайтесь, урок русского языка окончен. Я очень буду вам благодарен, если вы следующий урок не проспите. А орфограммы и морфемы мы действительно сегодня повторяли.