Планируемые результаты | Личностные умения: личностная мотивация учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия. Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Метапредметные умения ПУУД: Умения выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы РУУД: умения самостоятельной постановки учебной цели, планирования своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, умение участвовать в совместной деятельности. КУУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные умения Выпускник должен знать: механизмы наследственности и изменчивости, приспособленности организмов к условиям обитания Выпускник должен уметь: выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы |
I Мотивационный. Постановка цели и задач урока (8 минут) | Учитель формулирует перед классом проблемные вопросы, подводя учащихся к теме урока: 1. Почему в тропических районах люди чаще всего погибают от укуса змеи? 2. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных? 3. Почему представители некоторых рыб могут быть неподвижны на фоне кораллов при встрече их с акулами? - Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока? Учитель произносит цель урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность. Обращает внимание на таблицу на доске Знаю | Хочу знать | Узнал | 1.Приспособленность (адаптация) - совокупность особенности строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида выживание в определенных условиях внешней среды. 2. Все живые организмы имеют те или иные приспособления к среде обитания. | 1.Какие формы приспособленности существуют у животных. 2.Относительна ли приспособленность. | 1.Существуют различные формы приспособленности у животных. 2.Приспособленность относительна. 3.Приспособленность является результатом движущих сил эволюции. | Примечание: Возможны и другие вопросы. Чтобы ответить на вопросы во второй графе таблицы, учитель предлагает ученикам осуществить работу в группах. | Формулируют и записывают тему урока в тетрадь «Адаптация организмов к условиям обитания».». Учащиеся заполняют 1 и 2 графу таблицы. |
II «Открытие» нового знания (20 минут) | Класс делится на три группы – мастерские. Перед началом работы учитель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы, алгоритм изучения данного объекта. (Приложение 1) При ответах учащихся учитель может задавать следующие вопросы: Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности? -Учитель просит сформулировать вывод. Проблемный вопрос: Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания? Приводит некоторые примеры: Почему в некоторых промышленных районах Англии светлые бабочки стали заметны на фоне темных стволов деревьев? (Учитель обращает внимание на таблицу «Индустриальный меланизм у бабочек») Количество детенышей гренландского тюленя-белека в 2007 г. насчитывалось - 158 тыс. особей, в 2008 г. -130 тыс. особей, в 2010 г. – 126 тыс. особей. Почему происходит уменьшение особей? (демонстрация графика). -Приведите свои примеры, доказывающие несовершенство приспособленности в изменяющихся условиях среды? -Обобщая ваши и другие примеры, какое свойство характерно для приспособленности? Проблемный вопрос: Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции? -Есть три точки зрения с позиции разных эволюционистов: К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Какая из них наиболее точно раскрывает формирование приспособленности, вам предстоит доказать. -Учитель предлагает каждой группе научные тексты, в которых представлена точка зрения одного из эволюционистов. (Приложение 3) Учитель предлагает выслушать мнения каждой группы. (Обращает внимание на схемы, которые группы представили на доске). Выслушав мнения каждой группы, учитель предлагает поднять карточки, того ученого- эволюциониста, мнение которого является правильным. Л-Линней Ж-Б Ламарк Д-Дарвин -Учитель сообщает, что впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Из его теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, следует, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания. Действительно, точка зрения Ч.Дарвина отражает суть формирования приспособленности. Данного объяснения придерживаются и современные эволюционисты. Учитель возвращается к поставленному проблемному вопросу и просит у учащихся сформулировать вывод. Учитель возвращается к теме и цели урока. -Достигли ли вы цели урока? В какой степени? | Учащиеся приступают к работе в группах, в течение которой используют биологические материал, фотографии, рисунки. Результаты каждой группы учащиеся заносят в таблицу (Приложение 2). Осуществляется обмен информацией между группами. Формулируют вывод: «Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях (заполняется 3 графа таблицы). «Мозговой штурм» Предлагают свои варианты ответов. Приводят примеры Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает быть полезной (заполняется 3 графа таблицы). Учащиеся работают с текстами. По окончанию работы у 2 и 3 группы на доске появляются следующие схемы формирования приспособленности. Осуществляется обмен информацией между группами. (Приложение 4,5) Схему формирования приспособленности учащиеся заносят в тетрадь. Формулируют вывод: «Приспособленность является результатом движущих сил эволюции» (заполняется 3 графа таблицы). Учащиеся работают вместе с учителем |