04.10. Тема: «Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века)».
Цель: Дать понятие басни как литературного жанра. Познакомить с русскими и зарубежными баснописцами.расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;
Ход урока:
1 Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2 Постановка цели урока. Введение в тему.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорит о басне. Об стоках этого жанра. Узнаем много ли было на свете баснописцев.
3 Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было прочитать статью учебника о родах и жанрах литературы на стр.49.
– Как вы поняли, что такое роды и жанры литературы?
– Вспомните, произведения каких жанров вы читали?
--К каким родам литературы они относятся?
(По итогам проверки домашнего задания составляем схему в тетрадях)
– А что такое мораль, и где мы еще с ней встречались? (в пословицах)
Басня-- очень древний литературный жанр. Основное повествование роднит басню со сказкой о животных, мораль-- с пословицей.
Одним из самых известных баснописцев и основоположников жанра басни был ЭЗОП. Эзоп жил в древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. О нем известно очень мало. Историк Геродот писал, что Эзоп был рабом, потом был отпущен на волю. Жил на острове Самосе и был за что-то убит в Дельфах. По некоторым сведениям у него была уродливая внешность.
Однако его басни были настолько популярны, что потом еще долгие столетия перерабатывались и переводились разными баснописцами из разных стран. Басни Эзопа не были стихотворными.
2) Чтение и обсуждение басен Эзопа
- «Ворон и лисица»
- «Лисица и виноград»
-«Волы и ось»
Сейчас о языке иносказания мы говорим «эзопов язык».
3) Работа с литературоведческими терминами.
-Читаем статью учебника стр.50 и обсуждаем.
--У каких русских писателей мы можем встретить басни?
--Какие художественные приемы мы встречаем в баснях? (аллегория,иносказание ).
– А к какому жанру вы бы отнесли басню?
(басня-лироэпический жанр-- запишем в тетради)
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.- В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Баснописцы:
Древняя Греция: Гесиод, Эзоп
Франция: Жан де Лафонтен (18 век)
Россия: И.А.Крылов, М.В.Ломоносов, Василий Майков , Сумароков Александр П . , Дмитриев Иван.И , И.И.Хемницер.
Иносказание-- переносное значение, выражение, заключающее в себе скрытый смысл. (аллегория в широком смысле)= Эзопов язык
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты
(волк – злой человек,
лиса – хитрый человек
заяц-трусливый
свинья, осел-- глупый, ленивый, невежественный продолжить ряд…)
4) Чтение и обсуждение басен Ж.де Лафонтена
В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые сочинял Эзоп 23 столетия назад продолжают оставаться интересными и актуальными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.
- ««Ворон и Лисица»,
-«Лисица и виноград».
- «Изречение Сократа»
5 Подведение итогов урока
Беседа: - Что нового о баснях вы сегодня узнали?
- Что такое басня?
- Что такое мораль?
- (Заметьте, она не бывает навязчивой, длинной, скучной. Мораль всегда короткая, но мудрая, меткая, как пословица)
-Что высмеивает басня?
- С именами каких баснописцев мы познакомились? Чьи басни вам больше понравились? Почему?
-Что значит эзопов язык? Аллегория?
6 Домашнее задание:
а) Всем: стр 51-55 чтение и пересказ статьи о Крылове
б) Всем: написать басню (неважно в прозе или стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки. Например: жадность, лживость, глупость, злоба, зависть,лень ит.п.)
в) индивидуально: доклад о Крылове.