Интегрированный урок по разделу курса географии 8 класса « География Ростовской области» Автор: Волкова Людмила Владимировна, учитель высшей категории МАОУ « Школа №5» города Ростова-на-Дону, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Возрастной диапазон: учащиеся 8-х классов Закрепляемые элементы содержания курса «География»: понятия и термины: исторический принцип изучения объекта, физико-гегорафическое положение территории. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с объектами истории , их географическим положением на карте современного Ростова, осмысляя влияние истории на географию родного края и влияние природных особенностей территории на формирование города. Объекты исследования: Историко- архитектурный комплекс « Богатый колодезь», Редуты Крепости Св. Дмитрия Ростовского ( Св. Петра, Св. Александра Невского, Св. Екатерины и др.) , переулок Крепостной , памятник Основателям города Ростова-на-Дону, памятник Елизавете 1, Покровский сквер, Храм Покрова. В ходе предварительной самостоятельной поисковой работы участниками групп исследованы территория города в рамках расположения Крепости Св. Дмитрия Ростовского, памятник Святому Дмитрию Ростовскому на Соборной площади, экспозиции Краеведческого Музея. Персоналии: Царь Пётр 1, Царица Елизавета Петровна,строитель крепости Александр Ригельман, первый ее комендант Иван Сомов, генерал-майор Данила Ефремов, казак Василий Хастатов,Святой Дмитрий Рстовский. Цели: Совершить путешествие по историческим местам района города Ростова-на-Дону ( в окрестностях школы), нанести на географическую карту города наиболее значимые исторические объекты в районе школы; продолжить формирование интереса и уважения к малой Родине , воспитание гражданина и патриота , развитие чувства верности своему Отечеству. Задачи: Дать более глубокие знания о достопримечательностях территории района, прилегающего к школе и всего города, его историческом прошлом , памятниках ,лучших людях; воспитывать патриотические чувства любви к своему городу; вызвать чувство заинтересованности; развивать эмоциональную сферу учащихся; научить видеть взаимосвязь истории и географии; учить приемам самостоятельной поисковой работы; формировать умение представлять результаты исследовательской деятельности; учить находить оптимальные пути решения; учить вести диалог с собеседником; закрепить навыки картографирования территории. Тип урока – интегрированный (география, история) ; по дидактической цели – урок закрепления знаний; по характеру познавательной деятельности – поисковый, проблемный; по форме- урок-экскурсия (работа с разноплановыми источниками) с элементами закрепления материала курса «География» на основе ознакомления с историческими объектами, в районе проживания учащихся. Планируемые результаты: уметь давать комплексную характеристику особенностей истории, природы города Ростова-на-Дону; знать основные события и объекты прошлого и настоящего города; составить историко-географическую карту района города. План урока: Вступительное слово учителя, постановка цели и задач. Выступление групп экскурсоводов с представлением результатов проектной исследовательской работы ( защита проекта). Прения по ходу выступлений. Закрепление знаний в форме викторины. Заключительное слово учителя по итоговой оценке работы групп. Для проведения урока необходимо: материалы результатов исследовательской работы , полученные учащимися в ходе предварительной подготовки к уроку, распечатанные заранее на каждую группу, учебное пособие «География города Ростова-на-Дону» (1 экз.). Место проведения урока: Парк им.1 мая, ул. Большая Садовая от переулка Нахичеванский до Кировского проспекта, Покровский сквер. Хронометраж урока : 60 минут. Задачи: Дать более глубокие знания о достопримечательностях территории района, прилегающего к школе и всего города, его историческом прошлом , памятниках ,лучших людях. Воспитывать патриотические чувства любви к своему городу . Вызвать чувство заинтересованности. Развивать эмоциональную сферу учащихся. Научить видеть взаимосвязь истории и географии. Учить приемам самостоятельной поисковой работы. Формировать умение представлять результаты исследовательской деятельности. Учить находить оптимальные пути решения. Учить вести диалог с собеседником. Закрепить навыки картографирования территории. Тип урока – интегрированный (география, история) По дидактической цели – урок закрепления знаний; По характеру познавательной деятельности – поисковый, проблемный. По форме проведения – путешествие. Планируемые результаты: Учащиеся получат возможность закрепить и развивать навыки работы с различными источниками информации (беседы со специалистами, информация на архитектурных сооружениях, книги, иллюстрации, статьи ,в том числе в сети интернета) в ходе предварительной проектной деятельности. Учащиеся научатся методам отбора и анализа материала, составления описаний объектов с соответствии с поставленной задачей. Ученики получат навыки коммуникации, умения транслировать и оценивать результаты своей работы. Учащиеся смогут дать комплексную характеристику особенностей истории, природы города Ростова-на-Дону. Учащиеся узнают основные события, имена и объекты прошлого и настоящего города. Учащиеся составят историко-географическую карту района города. План урока: Вступительное слово учителя, постановка цели и задач. Выступление групп экскурсоводов с представлением результатов проектной исследовательской работы. Прения по ходу выступлений. Закрепление знаний в форме викторины. Заключительное слово учителя по итоговой оценке работы групп. Галерея изображении Переулок Крепостной на пересечении с улицей Большая Садовая  |  | | Боготяноский источник- «Богатый колодезь» | Старинные схемы крепости Св. Дмитрия Ростовского | План-схема крепости Св. Дмитрия Ростовского на стене здания Областного Дома Физической Культуры на углу переулка Крепостного и ул. Большая Садовая | | | |  |  |  | Редут Святого Александра Невского в Парке 1 мая напротив МАОУ СОШ 5 | Памятник основателям крепости Дмитрия Ростовского на углу переулка Крепостного и ул. Большая Садовая | Редут Святой Екатерины на улице Пушкинской у университетской библиотеки | | | |  |  |  | Редут Святого Петра на пересечении улицы Пушкинская и переулка Крепостного | Переулок Крепостной на пересечении с улицей Большая Садовая | Переулок Крепостной на пересечении с улицей Большая Садовая | | | |  |  | Историко-архитектурный комплекс памятникам Елизавете Петровне у Покровского храма в Покровском сквере на углу улицы Большая Садовая и проспекта Кировского (Боготяновского спуска) | Памятник Святому Дмитрию Ростовскому на Соборной площади | Свободное изложение урока: При подготовке урока учащиеся класса были предварительно разделены на исследовательские группы и выполнили подготовительную работу по сбору информации по основной теме урока, посетив объекты исследования: места у памятников, парки http://www.rodb-v.ru/rostov-on-don-southern-russia-pearl/parki/1_may/, улицы города, Краеведческий музей http://www.museum.ru/M834 http://www.rostovmuseum.ru/exhibitions/?ELEMENT_ID=565 Сбор информации осуществлялся в ходе реализации группового образовательного проекта. С учащимися проведен инструктаж по технике безопасности, соблюдения Правил дорожного движения и поведения во время экскурсии. Основные этапы урока вводный этап, основным содержанием которого является деятельность учителя по изложению целеполагание занятия, постановкой перед учащимися задачи, установление последовательности представления подготовленного исследовательскими группами материала (хронометраж 5-7 минут); основной этап (хронометраж 45 минут), на котором учащиеся, разделенные на 4 группы (7-8 человек) на основе изучения документов (фото, карт различных временных периодов, официальных документов, статей из различных изданий, статьи из сети интернета) формулируют выводы по основной проблеме урока; завершающий этап (хронометраж 7-10 минут), в рамках которого учитель обобщает содержание, делая акцент на историко-географических факторах становления и развития города Ростова-на-Дону, взаимосвязи географии и истории, проблеме сохранения историко-культурного наследия родного города в форме викторины. по итогам урочного занятия предполагается, что учащиеся на основании изложения изученных документов, посещения памятных мест истории в городе и информации, предоставленной учителем смогут сформулировать следующие выводы (приводится обобщенный вариант): 1.в природные особенности территории Нижнего Дона ( наличие водных ресурсов, благоприятный климат, размещение на берегу крупной водной артерии) в период походов царя Петра Первого в конце 17века в целях расширения границ Российского государства и поисках выхода к морю на юге привели к возникновению Темерницкой таможни на Дону близь урочища «Богатый колодезь», послужившей толчком к возникновению города. http://www.math.rsu.ru/rostov/welcome.html http://pavel-rostovtsev.ru/rostov-vchera-seg/1419/ http://ростовгород.рф/rajony-goroda/14-rajony-goroda/1450-s-bogotyanovki-voda-i-polezna-i-vkusna.html 2.исторические события 18 века привели к необходимости строительства крепости Св. Дмитрия Ростовского, что способствовало развитию поселения и расширению территории будущего города . http://rostov.4geo.ru/3d/main/index/435789821 http://sicn-voopiik.ru/oldrostov/fort_dmitriy_rostov.htm http://pavel-rostovtsev.ru/rostov-vchera-seg/1419/ http://www.dontourism.ru/memorials_view.aspx?id=90 http://diplomiya.com/institute/rostovskiy-gosudarstvennyy-stroitelnyy-universitet 3.имя города непосредственно связано с именем Святителя Димитрия (Димитрий Ростовский; в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 - 1709) — известный церковный деятель, писатель, оратор. http://rostov-region.ru/news/item/f00/s03/n0000368/ 4.сохранение памятников истории города, знание географии их размещения являются святым долгом и обязанностью патриотов Малой Родины. http://docs.cntd.ru/document/469803307 Примерное содержание проектных продуктов исследовательских групп: Группа№1  В августе 1965 года Петр Первый со свитой ехал по донскому правобержью. Направлялся он из Черкасска к Азову, царя одолевали думы о заветном выходе к морю, о том, какой нелегкой будет борьба с турками, державшими тогда в своих руках ключи от донского устья. Обозы уже прошли к Темернику, и Петр спешил догнать войска. День был жарким, и притомившиеся сановники поотстали. У крутоярья, рядом с дорогой, шумел источник, пробиваясь к Дону. По преданию, Петр слез с коня, попросил чашу, напился холодной и прозрачной, как стекло, воды, потом обтерев усы, произнес: - Богатый источник! Так и окрестили с тех пор родник «Богатым», а когда возникла здесь слободка, дали ей имя «Богатяновка». Слободка стала много лет спустя одной из посадских улиц – Богатяновским переулком. Соседняя с ней улица именовалась Петровской – в царскую честь. Но развивалось всё постепенно. Для защиты от нападений турков на юге требовалась крепость и таможня чтобы вести контроль торговли. В 1744 году капитан Сипягин доложил в сенат, "место для крепости выбрано... вверх по реке Дону от устья реки Темерника расстоянием две версты и 300 сажен, против урочища, называемого Богатый колодезь, где ключевая вода имеется и весьма немалое течение. И хотя бы реки и не было, то гарнизон доволен будет без нужды источника водою, которая весьма и здорова..." В декабре 1749 года императрица Елизавета Петровна подписала указ с повелением «учредить таможню русскую на Дону, у устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый Колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами». Год 1749 и считают поэтому годом рождения Темерницкой таможни и Ростова-на-Дону. Группа №2 В 1740-х годах возникла необходимость создания на Дону более мощного укрепления для защиты Темерницкой таможни, нежели существовавшая крепость Святой Анны. В 1744 году капитан Сенягин доложил о выборе места для строительства укреплений близ урочища Богатый источник. Сенат отверг первые семь проектов, но после того, как были одобрены два проекта (каменных и земляных укреплений), 20 декабря 1760 года гарнизон крепости св. Анны был переведен на новое место. 6 апреля 1761 года императрица Елизавета Петровна своим указом присвоила новой крепости имя св. Димитрия Ростовского, и 23 сентября того же года состоялась ее закладка. Строительством руководил военный инженер А. И. Ригельман. Земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены в 1763 году. Крепость была звездообразной в плане и состояла из девяти редутов, окружённых рвом и соединённых восемью равелинами. Со стороны Дона крепость защищал бастион с кронверком. Ниже бастиона обрывистый берег был укреплен двумя редутами, тремя батареями и двумя полубастионами, расположенными уступами друг над другом. Общая протяжённость фронта укреплений составила 3,5 километра. В Крепостной стене было двое ворот — с западной и восточной стороны. Крепость была вооружена 238 орудиями. На территории крепости были возведены пороховые, артиллерийские и провиантские склады, 28 солдатских казарм и военные лазареты, а также офицерские дома и дома ремесленников и купцов. В 1768 году население крепости превысило пять тысяч человек.Интересно, что после переселения на эти земли в 1779 году крымских армян, здесь появился город Нор-Нахичеван (Нахичевань-на-Дону), вокруг бывшей крепости образовалось пять поселений. В 1807 году бывшая крепость стала уездным городом, а чуть позже и получила официальное название . Тогда же город стал динамично развиваться как торговый центр, благо это позволяла его география. Ростов славился своими ярмарками, тут пересекались пять крупнейших дорог (трактов): Черноморский, Кавказский, Харьковский, Бахмутский, Одесский. Здесь был крупный порт, куда приходили персидские, греческие, турецкие, армянские, итальянские, русские суда. Группа №3 6 апреля 1761 года правительственным указом строящаяся крепость была названа именем Димитрия Ростовского. Сын украинского сотника Саввы Григорьевича Туптало, Даниил, родился в 1651 году и при пострижении в монахи был назван Димитрием. Он был образованным человеком, свободно владел несколькими языками, даже писал пьесы духовного характера. Все это выделило Димитрия в среде духовенства, и в 1702 году он был назначен митрополитом в древние города Ростов и Ярославль. Умер Димитрий в 1709 году. Спустя 43 года, в 1752 году, церковники объявили его святым. Это событие и послужило поводом к тому, чтобы назвать новую крепость именем Димитрия Ростовского. И вот к 250-летию Ростова на Соборной площади было решено воздвигнуть памятник святому. Место для памятника было найдено практически сразу - на Соборной площади. Силуэт Димитрия Ростовского обращен к городским просторам: его улицам, старинным и новым зданиям, среди которых кипит бурная жизнь нынешних ростовчан. Он изображен выходящим из кафедрального собора и осеняющим крестным знаменем встречающих его горожан. http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st015.shtml http://days.pravoslavie.ru/Life/life6554.htm http://rodb-v.ru/rostov-on-don-southern-russia-pearl/monuments/monuments2/ Группа №4 Наша школа расположена в районе который по праву можно назвать историческим сердцем родного города Ростова-на-Дону. От школьного порога можно пройти по тропам истории, остановиться краеугольных камней истории всего города. Следы истории запечатлены в памятниках, названиях улиц, скверов, соборов. А мы можем запечатлеть их на карте, построив маршрут исторического путешествия « История у школьного порога». Чтобы эти экскурсии были возможны, необходимы совместные усилия всего общества по охране памятников. Это наша история, которая рядом. Мы осознаем это, потому что мы- патриоты своего города. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего. В нашей стране действует Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" http://www.rg.ru/2002/06/29/pamjatniki-dok.html. В Ростов- на- Дону тоже издан приказ министерства культуры Ростовской области от 21 декабря 2012 года N 519 «Об утверждении границы территории объекта культурного (археологического) наследия региональною значения и правового режима земельных участков в границе территории объекта культурного (археологического) наследия регионального значения "Комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Дмитрия Ростовского"» . http://docs.cntd.ru/document/469803307 Маршрут пешеходной экскурсии « История у школьного порога». -Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№5 ( угол Большой Садовой и переулка Нахичеванского д. 21);- - по подземному переходу выход к Парку 1 Мая у редута Святого Александра Невского крепости Св. Дмитрия Ростовского; - прогулка по Парку 1 мая 200 метров к западу до ОДФК ( бывший Коммерческий клуб) и переулка Крепостной к памятнику Основателям города Ростова-на-Дону; - через пешеходный переход переулка Крепостной 400 метров не запад вдоль Большой Садовой до центральной части Покровского сквера к памятника Елизавете 1, основательнице Темерницкой таможни; - вокруг Храма Покрова святой богородицы вдоль памятных сооружений; - возвращение в школу по Большой Садовой 600 метров на восток через наземный и подземный переход.  Вопросы викторины учащихся по окончании экскурсии: 1.Назовите год образования Ростова-на-Дону? 2.В каком году царь Пётр Первый приметил место для строительства будущей таможни? 3.Сочетание каких природных и исторических факторов явилось предпосылкой для возникновения города Ростова-на-Дону? 4.Какое название было дано таможне и почему? 5.Какие особенности природы Донского края создавали условия для выбора места строительства таможни? 6.В каком году и благодаря кому было начато строительство таможни, крепости? 7.Какие особенности географического положения определили выбор места для будущего города? 8.Чьё имя получила крепость в Ростове-на-Дону? 9.В каком году было начато и завершено строительство крепости Св. Дмитрия Ростовского? 10.Назовите имя инженера строителя крепости? 11. Расположена ли наша школа ( ул. Социалистическая 195) в границах крепости Св. Дмитрия Ростовского? 12.Назовите улицы Ростова-на-Дону в пределах которых находилась крепости Св. Дмитрия Ростовского. 13.Кто и почему запечатлен в памятнике на углу Большой Содовой и переулка Крепостной? 14.Как выбор царя Петра Первого повлиял на особенности развития нашего города? Заключение Большая Родина всегда начинается с малой – с города, где родился человек, с семьи, с дома, с двора, со школы. Все это имеет свою историю, особенности, свои традиции. Нам очень повезло, что наша школа находится в историческом сердце Ростова-на-Дону. Мы каждый день по пути в школу ходим тропами истории. Экскурсия, проведенная по славным историческим местам, обеспечившим зарождение и развитие нашего города, впечатляющий рассказ учащихся –помогли экскурсантам показать влияние сочетания особенностей географического положения, природы территории и исторических событий на зарождение и развитие города; позволили окунуться в историческое прошлое и настоящее родного города, увидеть своими глазами все памятники в окрестностях школы, узнать историю их возникновения, проследить шаг за шагом, как постепенно Ростов из таможни, из небольшого города послепетровской Руси стал столицей юга России. Предварительная проектная деятельность дала вам навыки работы с различными источниками информации (беседы со специалистами, информация на архитектурных сооружениях, книги, иллюстрации, статьи ,в том числе в сети интернета) , научила методам отбора и анализа материала, составления описаний объектов с соответствии с поставленной задачей. Увлекательная экскурсия, проведенная учениками дала им навыки коммуникации, умения транслировать результаты своей работы.  Памятные места экскурсии на карте города Ростова–на-Дону
|