Тема: Стихийные природные явления
Цель: Систематизировать знания о стихийных природных явлениях, правилах поведения во время стихийных природных явлений.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания о стихийных природных явлениях; рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию распространения по территории Земли.
Развивающие: развивать навыки работы с дополнительной литературой; развивать образное мышление.
Воспитательные: формировать навык групповой работы в классе; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника, умение обосновывать свою позицию, навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные: называют особенности стихийных природных явлений, причины их вызывающие; рассказывают о правилах безопасного поведения во время некоторых природных явлений.
Метапредметные:
Познавательные: работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.
Коммуникативные: взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста и презентации его классу; строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.
Регулятивные: определяют тему и цель урока с помощью учителя; проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.
Ход урока:
Водно-мотивационный этап
Сегодня, ребята, мы завершаем путешествие по географическим оболочкам Земли. Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа.
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Проблемный вопрос: Природные силы создают красивые пейзажи. Могут ли они причинять людям вред или даже вызвать их гибель?
Часто природный процесс превращается в опасное, угрожающее всему живому явление. Как бы вы их назвали?
- Почему они опасны?- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?- Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. (словарь Ожегова)
Стихийные природные явления - это явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
Учебная задача. Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений, причины их вызывающие, а так же правилами поведения во время стихийных явлений.
Операционно-содержательный этап.
- Какие стихийные природные явления вам известны? Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал. Можно ли их разделить на группы?
Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.
Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.
Литосфера | Атмосфера | Гидросфера |
Извержение вулкана | Ураган | Наводнение |
Землетрясение | Смерч | Цунами |
Лавина | Засуха | |
Обвал | Снегопад | |
Оползень | Заморозки | |
Сель | Ливни | |
Учитель. Сделайте, пожалуйста вывод: «Где формируются природные явления?»
Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.
Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения и последствия.
Для этого объединимся в группы. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.
Задание № 2 – групповая практическая работа.
Дайте характеристику стихийному природному явлению по плану:
Причины возникновения природного явления
Покажите на карте районы распространения
Последствия
Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления
1 группа. Землетрясение и вулканы
2 группа. Смерчи и ураганы
3 группа. Наводнения
Проверка работы группы. Каждая группа демонстрирует выполнение практической работы
По ходу заполняем таблицу на доске и в тетради
№ | Название | Причина | Распространение | Последствия |
1 | Землетрясение и вулканы | Районы землетрясений и вулканов часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива. Причины: толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре . | Основные районы вулканической активности — Южная Америка, Центральная Америка, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова | Разрушения, гибель людей, трещины, оползни |
2 | Смерч и ураган | Ураган (в тропиках Тихого океана – тайфун) – ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость свыше 120 км/ч (12 баллов по шкале Бофорта). Смерчи (торнадо) – это атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды). Смерч имеет форму столба, иногда с изогнутой осью вращения, диаметром от десятков до сотен метров, с воронкообразным расширением сверху и снизу. Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы. Причина: движение воздушных масс, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли. | Наблюдаются во всех районах земли. В России: Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Курильские острова, европейская часть России – центр и юг, реже – север | Разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вырывают деревья с корнем |
3 | Наводнение | Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны | Наблюдаются во всех районах земли, где есть крупные реки, моря и океаны. При этом из стран лидирует Китай, на втором месте США. В России: Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены. | Материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей |
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)
Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (Лавина)
Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая. (Заморозки)
Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.(Цунами)
Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (Ураган).
Итак, делаем вывод, что каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.
Рефлексивно-оценочный этап
По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)
Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
Колебания земной поверхности – (землетрясения)
Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
Ветер разрушительной силы – (ураган)
Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
Падение больших масс горных пород – (обвал)
Рефлексия. 5 открытий урока
На уроке открыл для себя... .
Сегодня меня удивило... .
Возникли неожиданные мысли о... .
Сегодня на уроке я узнал (как, что)...
Сегодня я понял, что …… пригодится мне в дальнейшей жизни.
Д/з П.34, Приготовить интересное сообщение по любому природному стихийному явлению.
1 группа. Землетрясение и вулканы
Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику землетрясениям и вулканам по плану:
Причины возникновения природного явления
Покажите на карте районы распространения
Последствия
Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления
Землетрясение и вулканы
Районы землетрясений и вулканов часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива. Причины: толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре. Основные районы вулканической активности — Южная Америка, Центральная Америка, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова. Вызывают разрушения, гибель людей, трещины, оползни.
2 группа. Смерчи и ураганы
Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику смерчу и урагану по плану:
Причины возникновения природного явления
Покажите на карте районы распространения
Последствия
Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления
Смерч и ураган
Ураган (в тропиках Тихого океана – тайфун) – ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость свыше 120 км/ч (12 баллов по шкале Бофорта).
Смерчи (торнадо) – это атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды). Смерч имеет форму столба, иногда с изогнутой осью вращения, диаметром от десятков до сотен метров, с воронкообразным расширением сверху и снизу. Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы. Причина: движение воздушных масс, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли. Наблюдаются во всех районах земли. В России: Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Курильские острова, европейская часть России – центр и юг, реже – север. Вызывают разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вырывают деревья с корнем.
3 группа. Наводнения
Используя дополнительную информацию и текст учебника страница 151-152, дайте характеристику наводнению по плану:
Причины возникновения природного явления
Покажите на карте районы распространения
Последствия
Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления
Наводнение
Причинами наводнений являются выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны. Наводнения наблюдаются во всех районах земли, где есть крупные реки, моря и океаны. При этом из стран лидирует Китай, на втором месте США. В России: Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены. Причиняют материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей