СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории для обучающихся 8 класса на тему "Реформы правления Петра I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории для обучающихся 8 класса на тему "Реформы правления Петра I"»


Государственное общеобразовательное учреждение

«Донецкая школа-интернат №1»









РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ



НА ТЕМУ: «Реформы управления Петра I»









Подготовила:

Учитель истории

Волкова Ольга Николаевна

















г. Донецк, 2021 год



Урок истории (открытый урок)

Дата: 24.11.2021 год

Учитель: Волкова Ольга Николаевна

Класс: 8-А класс

Тема урока: Реформы управления Петра I.

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I

Задачи урока:

Предметные:

- создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I;

- достичь понимания их исторического значения;

- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе,

распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его.

- способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 уметь аргументировано отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

  • использовать текст Табели о рангах для характеристики соци­альной политики власти;

  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I;

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих по­колений;

  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;

  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;

  • анализировать и обобщать факты;

  • обосновывать выводы;

  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к со­трудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока - проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал.



Содержание урока

  1. Организационный момент.

Повторение изученного материала на предыдущих уроках. Слайд 1. Дети смотря на слайд с изображением Петра I. Учитель задает вопросы о личности правителя, спрашивает годы его правления.

  1. Актуализация, введение в тему урока, целеполагание.

История России с конца XVII до конца XVIII века – это период, когда Россия стала великой мировой державой. Это время деятельности Петра I, Екатерины II, М.В.Ломоносова, Ивана Петровича Кулибина, А.В.Суворова и Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Характерной чертой этой эпохи стала модернизация России, прежде всего в области укрепления государственности и повышение эффективности управления страной.

Учитель зачитывает строки о Петре I: (Слайд 2)

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля" 

- О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? Как вы поняли строчки «Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля»

(О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I?

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления; власти уже не нужен сословно - представительный орган, т.к. власть царя постепенно идет по пути развития самодержавия.).

Петр I являлся сторонником так называемого «регулярного государства», в котором функции органов управления и чиновников чётко определены. Прежние органы власти с их расплывчатостью и неопределенностью его совершенно не устраивали. Пётр I прекратил пожалования в бояре и поручал государственные дела преданным людям вне зависимости от происхождения.

(Слайд 3) - Какие цели поставим на урок? (познакомимся с реформами, рассмотрим что изменилось в органах управления при Петре I)

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так называют годы правления Петра I Великого.

Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

План урока: (Слайд 4)

  1. Создание сената и коллегий

  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  3. Реформа местного управления.

3. Изучение нового материала.

  1. Работа учащихся с раздаточным материалом в группах.

(Слайд 5) - Что такое «боярская дума?» Кто в нее входил?

Изучение текста учебника с. 35-36.

  1. Представление результатов работы.

Ученики строят каждый у себя в тетради схему государственного устройства при Петре I.

В 1721 г. Для управления делами церкви был создан Святейший Синод, под надзором светского чиновника – обер-прокурора.

В 1721 г. После победы в Северной войне Россия была провозглашена империей, а Петр I стал первым российским императором.

- Что изменилось в органах управления в результате реформ?

(Слайд 6-7) Ученики рассматривают карту, каждый должен назвать центры губерний.

(Слайд 8) Ученики выписывают новые понятия из 5 параграфа.

(Слайд 9) - Историческая фигура Петра I была весьма разнопланово принята различными историческими современниками. Рассмотрим некоторые мнения.

Учитель спрашивает мнение учеников о возможных причинах различного отношения народа к реформам Петра I.

4. Закрепление.

Самостоятельная работа

1.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Приложение)

Задание: Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления.

- Какие перемены в стране ему показались самыми значительными?

- Каковы итоги реформ Петра I? (Слайд 10)

6. Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

2. Оценки за работу на уроке.

Реформы Петра коснулись и календаря, со времени его правления Новый Год стали праздновать 1 января (до этого год начинался 1 сентября) и вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Вслед за 7207 годом в России наступил 1700 год. Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом.

  1. Рефлексия. Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Мои ощущения…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Домашнее задание: параграф 5 прочитать, ответить на вопросы, составить мини-кроссворд по теме урока.


Приложение 1





Вариант 1. Сенат и коллегии

Работа с текстом учебника с.35, выполнение задания «Вставьте пропуски»

В _______ г. был учреждён Правительствующий _____________ , наделённый законосовещательными, ____________________ и __________________ функциями.

В первый состав _______________ вошли ______ ближайших к царю советников.

В 1722 г. Была введена должность __________________________, который контролировал деятельность Сената. На должность _____________________ был назначен ________________________. Пётр называл ___________________ «оком государевым».









Вариант 2. Сенат и коллегии

Работа с текстом учебника с.36, выполнение задания «Вставьте пропуски»


В 1718 – 1721 гг. приказы заменили __________________. Для руководства их деятельностью были изданы _______________________________ и регламенты каждой ______________________.

_________________ канцелярия вела дела о государственных преступлениях.