СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе .Тема урока: «Филимоновская игрушка».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока научить ребёнка использовать знания о народных промыслах. Использовать знания и умения в практической работе при росписи модели филимоновской игрушки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе .Тема урока: «Филимоновская игрушка».»

Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Филимоновская игрушка».

Цель урока: Научить ребёнка использовать знания о народных промыслах. Использовать знания и умения в практической работе при росписи модели филимоновской игрушки.

Планируемые результаты образовательной деятельности:

- Предметные: 

В познавательной сфере – сформируют основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретут практические навыки и умения в изобразительной деятельности; 

В ценностно- эстетической сфере – овладеют художественным (эстетическим ) вкусом;

В коммуникативной сфере – проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях игрушек;

В эстетической деятельности – проявят художественный вкус, воображение, фантазию; 

В трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные: 

Научатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

Проявят желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

Овладеют способностями оценивать результаты художественно –творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные:

Сформируют коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и учителем;

Будут осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

Сформируют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно – творческих заданий.

Научатся применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности;



Основные понятия: Филимоновская игрушка, круги, ёлочки, решетки, волны, треугольники.

Ход урока:

Приветствие. Организационный момент.

Скажем «Здравствуйте!»

-Скажем «Здравствуйте руками»( помахать руками).

-Скажем «Здравствуйте глазами» (посмотреть друг на друга).

-Скажем «Здравствуйте мы ртом»

Скажем радостно кругом: «Здравствуйте!»

Садитесь.

Первичное усвоение новых знаний (Слад 1)

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.


О чём говорится в этом стихотворении?

Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? (Филимоновская игрушка)

Слайд 2.

Тема урока «Филимоновская игрушка»

Что нам нужно знать о Филимоновской игрушке? Слайд 3

-Историю игрушки.

-Из какого материала сделана игрушка.

-Как расписывать игрушку.

Слайд 4 Считается, что Филимоновская игрушка родилась больше 700 лет назад селе Филимоново в Тульской области.

По приданию, в этой местности земля урожая не давала, сколько крестьяне не старались сажать. Однажды дед Филимон капнул поглубже её и наткнулся на серо-голубую глину. Взял её помял и решил из неё глиняный горшок слепить. Получилось. И с тех пор в деревне начался новый промысел.

В течении всего года мужчины и женщины лепили из глины горшки, кирпичи да миски. А девочки и бабушки лепили игрушки- свистульки. В один из весенних дней, в центре поля строили печь-горн. Выкапывали большую яму, обкладывали кирпичами и складывали все изделия, засыпали соломой и поджигали. Температура в печи была 1000 градусов. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое изделие домой. После обжига глина приобретала белый цвет.

А теперь послушаем еще одно стихотворение и ответим на вопросы:

- В чём особенность формы филимоновской игрушки? Слайды 5-7

Чудо звери, чудо птицы,

Скачут , прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф.

И медведь, что Змей Горыныч.

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони

Барышни, солдаты,

И коровы и медведи

Нравились ребятам.


Правильно. Слайд 8 Особенность игрушки –это вытянутая форма. Лепились фигурки из одного куска глины, вытягивали ее с низу вверх.

Перед вами находятся изображения игрушек. Что общего между ними?

Они были все однотипные. Сразу не поймешь кто перед тобой: коза, кот, корова, лошадь или медведь. Животные имеют длинную шею и тонкое туловище, маленькую голову.

А чем они отличаются друг от друга?

Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Слайд 9

Чем схожи и различны между собой фигурки людей?

Барышни и кавалеры тоже похожи друг на друга, с коротким узким телом и конусообразной головой без шеи. Только и различия, что пышные юбки, а на кавалерах штаны, заправленные в сапоги. Одеты они всегда нарядно и пёстро.

Посмотрите на изображения филимоновской игрушки. Какие цвета при росписи игрушек использовали мастера? Слайд 10

Желтый

Красно- малиновый

Зеленый

Синий и фиолетовый


Орнамент мастера наносили прямо на поверхность обожженной глины гусиными перьями и палочками. Каждый орнамент имел свою символику.


У вас на партах лежат рисунки. Поднимите тот символ о котором я сейчас буду говорить. (проблемный поиск)

Слайд 11.

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, означали солнце.

Треугольники- воду

Ёлочки и веточки- древо жизни

Полоски, квадраты и решетка- означали землю.

Правильно, молодцы!

Но и сами игрушки имели свою символику. Слайд 12-14

Такие игрушки дарили родственникам и знакомым как обереги и пожелания.

Барыня – берегиня, хранительница домашнего очага.

Всадник- символ защитника или же кормителя семьи- землепашца

Птица- символ счастья. Конь- богатства.


А сейчас проведем физкультминутку.

Практическая часть. Для того чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю расписать шаблоны в традициях филимоновской росписи.

Подведение итогов урока. Давайте проверим, что вы узнали о филимоновской игрушке и что вы запомнили.

Вам нужно продолжить предложение:

1. Филимоновская игрушка родилась… (700 лет назад )

2. Филимоновскую игрушку лепили из….(глины)

4. Цвет сырой глины был….(серо-голубой)

5. После обжига глина становилась…(белой)

6. Лепили посуду, кирпичи да миски….(мужчины и женщины)

7. Игрушки-свистульки лепили….(бабушки и девочки)

8. Особенность фигурок животных ….(длинная шея, маленькая голова, тонкое туловище)

9. Особенность фигурок людей….(короткое узкое тело, конусообразная голова без шеи)

Дайте ответы на вопросы.

10 Какой орнамент означает солнце. (круг, лучи)

11. Какой орнамент означает воду (треугольник)

12. Какой орнамент означает древо жизни (елочка, веточка)

13. Какой орнамент означает землю (полосы, квадраты, решетка)

14. Когда дарили фигурку коня, что человеку желали? (богатство)

15. . Когда дарили фигурку птицу, что человеку желали? (счастья)

16. Барыня была символом чего? (домашнего очага)

17. Всадник был символом чего?(защитник, землепашец, кормилец)

Рефлексия. Пользуясь карточками «Светофор», ответьте на вопрос. Слайд 15

Понравился вам урок?

Все ли у вас получилось?

Вы сможете самостоятельно повторить задание?

Как вы оцениваете свою работу?