Конспект открытого урока по кубановедению в 4 «В» классе по теме «Труженики полей», подготовленный учителем начальных классов МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская А.В. Амосенок.
Тема урока: «Труженики полей».
Класс: 4 «В»
Учитель: А.В. Амосенок
УМК: Начальная школа XXI века
Дата проведения: 17.10.2018 г.
Место проведения: МБОУ СОШ №3, к.111.
Цель урока: познакомить с деятельностью учёных В. С. Пустовойта и П.П.Лукьяненко.
Задачи:продолжить знакомство с историей своей малой родины, повысить любознательность, информационную культуру учащихся, интерес к предмету кубановедение.Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду хлеборобов, гражданскую ответственность, бережное и экономное отношение к хлебу.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Регулятивные УУД:
Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, умение сохранять заданную цель и контролировать свои действия.
Коммуникативные УУД: организовывать работу в группе, отстаивать своё мнение.
Личностные УУД: формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;чувства гордости за свою родину, за свою семью.
Оборудование: презентация, книги, газеты, справочники, словари, карточки для работы в парах и группах.
Тип урока: открытие нового знания.
Здоровьесберегающие технологии: создание положительного психологического климата и ориентация учащихся на успех;психологический настрой на работу, физкультминутка, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, различные формы организации деятельности учащихся: игровая «Угадай на ощупь», групповая, парная.
Современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные (презентация), игровая, технология проектной деятельности (исследовательская работа в группах, создание мини-проекта «Герои кубанских полей»).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Установка на позитивное настроение на уроке.
Ребята, давайте настроимся на хорошее настроение, положительные эмоции, чтобы узнать много нового и полезного. Скажем хором: «Жизнь дана на добрые дела!»
Мы продолжим изучать главу, которая так и называется: «Жизнь дана на добрые дела!».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
На предыдущем уроке мы говорили о защитниках Кубани в годы Великой Отечественной войны. Назовите их.
Ответы детей.(Александр Иванович Покрышкин - легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза. Евдокия Давыдовна Бершанская – лётчица, награждена орденом Суворова. Евгения Андреевна Жигуленко- лётчица, Герой Советского Союза).
Я знаю, что вы подготовили сообщения о родственниках, защищавших Родину или трудившихся в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Сообщения детей.
В годы Великой Отечественной войны люди проявляли героизм.
- А можно ли говорить о героизме в мирное время? Приведите примеры.
- Кого сейчас называют героями? ( Герои - это люди, которые внесли большой вклад в развитие Родины). Есть такая поговорка: «Герои рождаются в труде».
Мы поговорим сегодня с вами о таких людях.
Бескрайним золотистым морем раскинулись пшеничные поля, тысячами ярких солнц сияют цветущие подсолнухи. Всё это плоды труда земледельцев и талантливых учёных. После Великой Отечественной войны надо было восстанавливать страну. Труженики села работали на фермах, полях, в садах. Также большая заслуга в восстановлении народного хозяйства принадлежит учёным-селекционерам: Василию Степановичу Пустовойту,Павлу Пантелеймоновичу Лукьяненко, Михаи́луИва́новичуХаджи́нову и другим.
-Кто такой селекционер?Работа со словарём.
На доске открывается слайд с определением селекционер.
Селекционер — человек, который вывел, выявил и усовершенствовал сорт растения, породу животного.
Слово «селекция» переводится как «отбор». Селекционеры отбирают самые лучшие растения, изучают их качества, наилучшие условия развития.
Даже те люди, которые не бывали на Кубани, знают имена двух кубанских учёных – академиков.
Работа в парах. Заполните таблицу, которая покажет, что вы знаете о достижениях этих людей?
Выбери слова и распредели их по группам.
Василий Степанович Пустовойт | Павел Пантелеймонович Лукьяненко | характеристики сорта «передовик» |
| | |
| | |
| | |
| | |
механизатор, пшеница, подсолнечник, ромашка, учёный, селекционер, вывел новый сорт пшеницы, вывел новый сорт подсолнечника, чрезвычайно масличный сорт, имеющий «корзинку», набитую семенами диаметром до полуметра, « солнечный цветок», «хлебный батько» |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
-Кто не смог назвать достижения В. С. Пустовойта?
-Кто не смог назвать достижения П. П. Лукьяненко?
-Кто не смог назвать характеристики сорта «Передовик»?
- В чём у вас затруднение? ( Недостаточно знаний)
Рефлексия
Отметьте на своей горке, где вы находитесь в изучении этой темы?
У нас с вами важный урок, посвященный труженикам полей.
Вы узнаете более подробно кто такие селекционеры, кто вырастил на Кубани самый большой «солнечный цветок», как работают труженики полей, вместе выполним мини-проект «Герои кубанских полей!»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?
(Узнать из учебника, книг, газет, справочников о тружениках полей).
Учитель:
Мы славим сегодня умелые руки,
Мы славим героев полей.
И знаем, в союзе земли и науки
Богатство Отчизны моей.
Мы знаем, земля Краснодарская любит
Умение, ласку и труд.
И где человек по-хозяйски поступит,
Богатые всходы взойдут.
-Как вы понимаете строки: «В союзе земли и науки»? Научные открытия помогают выращивать большой урожай. Так, например с 1 га раньше снимали 12 ц пшеницы, сейчас, благодаря науке, убирают в нашем районе 56-59 ц. Кубанские учёные принесли славу не только Кубани, но и всей России.
Работа с учебником
Прочитайте учебник на стр.90-93 и ответьте на вопрос:
«С какими сельскохозяйственными культурами работал В. С. Пустовойт и П. П. Лукьяненко?»
Беседа по содержанию.На доске открывается слайд с фотографиями учёных.
С какими сельскохозяйственными культурами они работали?
На Кубани мы выращиваем шестую часть зерна, пятую - подсолнечника, третью – свёклы, почти весь российский рис, половину винограда и даже чай – самый северный в мире! Больше ста видов культур! Пятую часть списка из рейтинга 300 наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России составляют – кубанские.
В. С. Пустовойт вёл уникальные опыты не только с подсолнечником, но и с озимой пшеницей, рожью, просом, кукурузой. Но всемирная известность к ученому пришла благодаря его работам в области селекции и семеноводства подсолнечника. Василий Степанович вывел устойчивые к болезням, урожайные и чрезвычайно масличные сорта подсолнечника.Мировыми шедеврами культурного подсолнечника считаются сорта, полученные русским селекционером В. С. Пустовойтом. Среди них непревзойденный сорт Передовик - прекрасное растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами диаметром до полуметра! Этот красавец отечественных полей перешагнул границу и миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты.
П. П. Лукьяненко создал много сортов пшеницы. В мировом земледелии не было сорта пшеницы, которой высевался бы на невероятных посевных пространствах- 13 миллионах гектаров. ЭтоБезо´стая -1, (говорят о злаках: не имеющих остей: усиков на зерне), выведенная кубанским селекционером Павлом Лукьяненко. «Хлебный батько» называли его на Кубани.
5.Физминутка: дыхательная гимнастика.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
-Теперь вы сможете заполнить таблицу, которая показывает, что вы знаете о достижениях селекционеров?
Самостоятельная работа. Выбери слова и распредели их по группам.
Проверь себя.
Василий Степанович Пустовойт | Павел Пантелеймонович Лукьяненко | характеристики сорта «передовик» |
учёный | учёный | подсолнечник |
селекционер | селекционер | « солнечный цветок» |
вывел новый сорт подсолнечника | вывел новый сорт пшеницы | имеет «корзинку», набитую семенами диаметром до полуметра |
| «хлебный батько» | чрезвычайно масличный сорт |
Механизатор, пшеница, ромашка |
7. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
Предлагаю выполнитьмини-проект «Герои кубанских полей!»
Строки из стихотворения КронидаОбойщикова станут основой для стенной газеты, которую посвятим труженикам Краснодарского края.
В степи, под этим южным небом,Мне хлеборобы, как родня.Они Россию кормят хлебом, А это значит и меня…
Работать будете в группах: каждая группа получит конверт, в котором находится лист формата А-4, фотографии с изображениями, текстовая информация.
Вы подберёте к тексту подходящие по смыслу фотографии, приклеите на лист бумаги двусторонним скотчем.
I группа «Выдающийся учёный - селекционерВасилий Степанович Пустовойт»
IIгруппа «Выдающийся учёный - селекционерПавел Пантелеймонович Лукьяненко»
III группа «Люди каких профессий «Россию кормят хлебом»?»
IV группа «Сельскохозяйственные культуры, выращенные на Кубани, в том числе в нашем районе»
V группа «Герои полей Щербиновского района».
Ребята, нужную информацию вы сможете найти в учебнике «Кубановедение» на стр. 90-93, в книгах «Природа родного края», «Любимый уголок земли», «Родная Кубань», статьях газеты «Щербиновский курьер».
Учитель на доске помещает заголовок газеты «Герои кубанских полей!», а под ним готовые работы учащихся. Один представитель от группы зачитывает текст и показывает готовую страницу газеты.
Выступление представителей.
I группа
«Выдающийся учёный - селекционерВасилий Степанович Пустовойт»
Вставь пропущенные слова, используя текст учебника стр.90-93
Любимым растением В.С. ( Пустовойта) был (подсолнечник). Учёному хотелось вывести такой сорт «солнечного цветка», который бы не боялся ни (капризов погоды), ни (болезней), давал как можно больше (масличных) плодов. Талантливый селекционер создал десятки сортов подсолнечника, многие из которых известны за пределами страны. Особенно популярен («передовик»). У сильного высокого растения этого сорта «корзинка», наполненная (семенами), достигает почти (полуметра) в диаметре!
IIгруппа
«Выдающийся учёный - селекционерПавел Пантелеймонович Лукьяненко»
Вставь пропущенные слова, используя текст учебника стр.90-93.
С шести лет Павлуша работал и на (пашне), и на (сенокосе). Мальчик расспрашивал отца, как из зерна вырастает (колос), почему землю нужно (бороновать) и (перекапывать). Ученик В.С. Пустовойта П.П. (Лукьяненко) создал много сортов пшеницы, знаменитая («безостая-1») завоевала признание во всём мире!
III группа
«Людикаких профессий «Россию кормят хлебом»?»
Механизаторы, агроном, комбайнеры, шофёры,мельник, мукомол,пекарь,продавец.
Хлеб-наше богатство. В него вложен труд тысяч людей. Берегите его.
-Чем мы с вами можем отблагодарить хлеборобов?
-Что значит бережно относиться к хлебу?
-Что такое утиль?(вещи, негодные к употреблению). Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, почему нельзя топтать хлеб?
Хлеб под столом,
Брошенный прямо в пыль.
Кто ж это совесть свою на слом
Выбросил как утиль?
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он
Сколько труда вложено в эти куски!
Так писал Е. Нефедов. Так считают все, кто пережил Великую Отечественную войну, застенки фашистских концлагерей, кто пережил блокадный Ленинград.
IV группа
«Сельскохозяйственные культуры, выращенные на Кубани, в том числев нашем районе».Найдите, раскрасьте и подпишите их.
Основой растениеводства нашего района является выращивание зерновых культур (пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, ржи, овса, проса), подсолнечника, сахарной свеклы, овощей, бахчевых (арбузы, дыни) и плодовых культур (вишня, слива, груша), 
Игра «Угадай на ощупь».
Предлагаются: овёс, кукуруза, пшеница, просо,рис, семена подсолнечника.
V группа
«Герои полей Щербиновского района».
Игра «Собери пословицу»

Без корней в горстке мила.
Береги землю родимую, не бывает дерева
Своя земля и как мать любимую.
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Какую цель вы поставили в начале урока?
-Кто такие селекционеры?
-Назовите выдающихся селекционеров.
-Кто вырастил на Кубани самый большой «солнечный цветок»?
Ребята, мы можем и должны гордиться тем, что у нас есть такие земляки, умеющие самоотверженно, с высокой отдачей трудиться на земле и брать с них пример.
Давайте оценим свою работу. Отметьте теперь на своей горке, где теперь вы находитесь в изучении темы? Кто нарисовал флажок выше, чем он был в начале урока?
Домашнее заданиена выбор:
-Прочитать и рассказать об учёных-селекционерах.
-Нарисовать рисунок о бережном отношении к хлебу.
-Составить кроссворд по теме.
-Подобрать загадки, пословицы о труде.
Источники:
Гринь Л. Природа родного края. –Краснодар. 2005.
Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. –Краснодар. 2005.
Ратушняк В. Н. Родная Кубань. –Краснодар. 2003.
Газета «Щербиновский курьер».
Стихотворения кубанских поэтов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ селекционер
https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаи́лИва́новичХаджи́нов
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лукьяненко П.П., Пустовойтов В.С.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Щербиновский район
https://ru.wikipedia.org/wiki/ зерновые культуры
http://i.arts.in.ua/i/6765/f_podsolnuh_hananov-_vladimir_1302775280.jpgподсолнечник
http://www.images.lesyadraw.ru/2013/03/kak_naricovat_apple4.jpg яблоко
http://handykids.ru/wp-content/uploads/2014/08/vegetables-010.jpg сахарная свёкла
http://dayfun.ru/wp-content/uploads/2013/09/ рисунок грузовика
http://fb.ru/misc/i/gallery/14314/313571.jpg рисунок бананов
http://www.restate.ru/attachment/ подсолнечник