СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе на тему "Н.С. Гумилёв: от поэта-конквистадора к поэту-философу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён развитию темы "Поэт и поэзия" в творчестве Н.С. Гумилёва. Обучающиеся анализируют стихотворения, получают представление об эволюции образа поэта.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе на тему "Н.С. Гумилёв: от поэта-конквистадора к поэту-философу"»

Предмет: литература

Класс: 11 (общеобразовательный)

Тема: «Н.С. Гумилёв: от поэта-конквистадора к поэту-философу»

Цели урока: дать представление об эволюции образа поэта в творчестве Н.С. Гумилёва

Ссылка на видеолекцию: https://russia.tv/video/show/brand_id/37665/episode_id/218032/


Ход урока


По моему глубокому убеждению, Гумилёв - поэт еще не прочитанный…

А.А. Ахматова

I. Проверка домашнего задания

II. Объявление темы урока. Целеполагание. Запись эпиграфа

III. Слово учителя

Талантливый русский поэт Н.С. Гумилёв не пришёл в литературу готовым творцом, на протяжении всей жизни он развивал и совершенствовал своё поэтическое мастерство.

Ранняя лирика Н.С. Гумилёва содержит неоромантические тенденции.

Неоромантизм – течение в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв., представители которого возродили в своём творчестве романтические традиции. Данные произведения отличаются оптимизмом, верой в духовное закаливание человека, преодолевающего непростые жизненные обстоятельства, бросающего вызов рутине.

IV. Работа над стихотворением «Я конквистадор в панцире железном…»

1. Чтение стихотворения

Ссылка на текст: https://gumilev.ru/verses/494/

Ссылка на аудиозапись: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/33a0fd7c-9aeb-46bc-9fce-6c26c93e27fb/Gumilev_Konkvistador_2_Ryazancev.mp3

2. Творческая история

Стихотворение было написано в 1905 году, оно открывает сборник «Путь конквистадоров» (1905). Философия книги сводится к тому, что лирический герой стремится открыть и познать мир.

3. Лексическая работа

Конквистáдоры и конквистадόры, конкистáдоры и конкистадόры - 1. Участники испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в конце XV - XVI вв., жестоко истреблявшие и порабощавшие коренное население. 2. перен. Завоеватели.

Ссылка на изображение: https://pbs.twimg.com/media/DNtNIATXcAAWn6J.jpg

Лилéя – устар. название лилии.

Пáнцирь – 1. В старину: металлическая, из колец и пластин, одежда для защиты тела от ударов холодным оружием. 2. перен. Твёрдое непроницаемое покрытие.

4. Анализ стихотворения

Вопросы для анализа

1) Каким вы представляете себе лирического героя?

Лирический герой стихотворения – это сильная личность, воин, путешественник. Проходит опасный путь завоевателя, рыцаря, первооткрывателя.

2) При помощи каких изобразительных средств создаётся образ конквистадора?

Анафора – строки неоднократно начинаются с местоимения Я.



Эпитеты (панцирь железный, воинственный наряд, весело преследую, любовно зачарую).

Метафоры (преследую звезду, прохожу по пропастям и безднам, пропастям и бурям вечный брат).

3) Какова основная мысль стихотворения?

Человек должен идти вперёд, верить в себя, не бояться трудностей и страданий.

5. Выводы об особенностях ранней лирики Н.С. Гумилёва

IV. Работа над стихотворением «Шестое чувство»

1. Слово учителя

Предсмертная книга «Огненный столп» (1921) насыщена трагическими мотивами, острым переживанием современности, предчувствием смерти. В неё вошли произведения, созданные в течение трёх последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера. Н.С. Гумилёв подготовил сборник к печати, но издать не успел.

Стихотворение «Шестое чувство» (1920) по праву может считаться программным: в нём в сжатой, выразительной форме отразились настроения не только автора, но и всего Серебряного века.

2. Чтение стихотворения

Ссылка на текст: https://gumilev.ru/verses/349/

3. Лексическая работа

Объясните значение выражения «шестое чувство».

Шестое чувство - экспрес. Обострённая способность интуитивно воспринимать, угадывать что-либо (как дополнение к пяти чувствам).

4. Анализ стихотворения

Вопросы для анализа

1) Определите тему стихотворения.

Поэт и поэзия; поэтическое творчество; судьба поэта в переломную эпоху.

2) Почему Н.С. Гумилёв назвал своё стихотворение «Шестое чувство»?

По мнению Н.С. Гумилёва, поэтический дар – это божий промысел. Настоящие поэты обладают хорошей интуицией, могут предвидеть будущее.

3) Чьи традиции продолжает Н.С. Гумилёв, раскрывая тему поэта и поэзии?

Традиции классиков русской литературы - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

4) Какова основная мысль стихотворения?

Поэт – это пророк.

Судьба поэта в переломную эпоху трагична.

Природа и поэзия затрагивают самые тонкие струны человеческой души.

5. Выводы об эволюции поэтического творчества Н.С. Гумилёва

V. Рефлексия

Обучающиеся показывают эволюцию лирического героя в творчестве Н.С. Гумилёва, используя приём «диаманта». Обсуждение высказывания А.А. Ахматовой (эпиграф).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: познакомиться со стихотворениями Н.С. Гумилёва «Память», «Заблудившийся трамвай»; определить основные мотивы, образы.