Предмет: литература
Класс: 11 (общеобразовательный)
Тема: «Н.С. Гумилёв: от поэта-конквистадора к поэту-философу»
Цели урока: дать представление об эволюции образа поэта в творчестве Н.С. Гумилёва
Ссылка на видеолекцию: https://russia.tv/video/show/brand_id/37665/episode_id/218032/
Ход урока
По моему глубокому убеждению, Гумилёв - поэт еще не прочитанный…
А.А. Ахматова
I. Проверка домашнего задания
II. Объявление темы урока. Целеполагание. Запись эпиграфа
III. Слово учителя
Талантливый русский поэт Н.С. Гумилёв не пришёл в литературу готовым творцом, на протяжении всей жизни он развивал и совершенствовал своё поэтическое мастерство.
Ранняя лирика Н.С. Гумилёва содержит неоромантические тенденции.
Неоромантизм – течение в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв., представители которого возродили в своём творчестве романтические традиции. Данные произведения отличаются оптимизмом, верой в духовное закаливание человека, преодолевающего непростые жизненные обстоятельства, бросающего вызов рутине.
IV. Работа над стихотворением «Я конквистадор в панцире железном…»
1. Чтение стихотворения
Ссылка на текст: https://gumilev.ru/verses/494/
Ссылка на аудиозапись: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/33a0fd7c-9aeb-46bc-9fce-6c26c93e27fb/Gumilev_Konkvistador_2_Ryazancev.mp3
2. Творческая история
Стихотворение было написано в 1905 году, оно открывает сборник «Путь конквистадоров» (1905). Философия книги сводится к тому, что лирический герой стремится открыть и познать мир.
3. Лексическая работа
Конквистáдоры и конквистадόры, конкистáдоры и конкистадόры - 1. Участники испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в конце XV - XVI вв., жестоко истреблявшие и порабощавшие коренное население. 2. перен. Завоеватели.
Ссылка на изображение: https://pbs.twimg.com/media/DNtNIATXcAAWn6J.jpg
Лилéя – устар. название лилии.
Пáнцирь – 1. В старину: металлическая, из колец и пластин, одежда для защиты тела от ударов холодным оружием. 2. перен. Твёрдое непроницаемое покрытие.
4. Анализ стихотворения
Вопросы для анализа
1) Каким вы представляете себе лирического героя?
Лирический герой стихотворения – это сильная личность, воин, путешественник. Проходит опасный путь завоевателя, рыцаря, первооткрывателя.
2) При помощи каких изобразительных средств создаётся образ конквистадора?
Анафора – строки неоднократно начинаются с местоимения Я.
Эпитеты (панцирь железный, воинственный наряд, весело преследую, любовно зачарую).
Метафоры (преследую звезду, прохожу по пропастям и безднам, пропастям и бурям вечный брат).
3) Какова основная мысль стихотворения?
Человек должен идти вперёд, верить в себя, не бояться трудностей и страданий.
5. Выводы об особенностях ранней лирики Н.С. Гумилёва
IV. Работа над стихотворением «Шестое чувство»
1. Слово учителя
Предсмертная книга «Огненный столп» (1921) насыщена трагическими мотивами, острым переживанием современности, предчувствием смерти. В неё вошли произведения, созданные в течение трёх последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера. Н.С. Гумилёв подготовил сборник к печати, но издать не успел.
Стихотворение «Шестое чувство» (1920) по праву может считаться программным: в нём в сжатой, выразительной форме отразились настроения не только автора, но и всего Серебряного века.
2. Чтение стихотворения
Ссылка на текст: https://gumilev.ru/verses/349/
3. Лексическая работа
Объясните значение выражения «шестое чувство».
Шестое чувство - экспрес. Обострённая способность интуитивно воспринимать, угадывать что-либо (как дополнение к пяти чувствам).
4. Анализ стихотворения
Вопросы для анализа
1) Определите тему стихотворения.
Поэт и поэзия; поэтическое творчество; судьба поэта в переломную эпоху.
2) Почему Н.С. Гумилёв назвал своё стихотворение «Шестое чувство»?
По мнению Н.С. Гумилёва, поэтический дар – это божий промысел. Настоящие поэты обладают хорошей интуицией, могут предвидеть будущее.
3) Чьи традиции продолжает Н.С. Гумилёв, раскрывая тему поэта и поэзии?
Традиции классиков русской литературы - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
4) Какова основная мысль стихотворения?
Поэт – это пророк.
Судьба поэта в переломную эпоху трагична.
Природа и поэзия затрагивают самые тонкие струны человеческой души.
5. Выводы об эволюции поэтического творчества Н.С. Гумилёва
V. Рефлексия
Обучающиеся показывают эволюцию лирического героя в творчестве Н.С. Гумилёва, используя приём «диаманта». Обсуждение высказывания А.А. Ахматовой (эпиграф).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: познакомиться со стихотворениями Н.С. Гумилёва «Память», «Заблудившийся трамвай»; определить основные мотивы, образы.