Подготовила : Захарова Н.В., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина» , г.Белогорск
Предмет: математика (урок с использованием ИКТ)
Класс: 3
Тема: Решение задач, содержащих несколько комбинаций решения и возможных ответов
Задачи: Ознакомить учащихся с некоторыми видами задач, содержащих несколько вариантов ответов , с понятием «комбинаторные задачи»; рассмотреть решение подобных задач случайным образом и с помощью приёма систематического перебора.
Планируемые результаты:
П.: знакомство с практическими задачами, предусматривающими несколько вариантов ответов, открытие для себя и использование приёмов, с помощью которых можно было бы не пропускать и не повторять несколько раз одни и те же варианты. Сравнивают, анализируют, обобщают;
М.: (р) – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала в совместной деятельности. Планирование, совместно с учителем, деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Формирование умения применять знания на практике.
(п) – анализ задания, выделение в нём основного материала; оперирование понятием и алгоритмом рассуждения, понимание позиционной записи числа; самостоятельный и целенаправленный выбор действий;
(к) – формулирование ответов на вопросы , осмысление правил взаимодействия в паре, в группе;
Л.: осмысление понятий, введённых в урок; формирование простейшего представления о некоторых профессиях и отношении к труду.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, ролевая игра, практическая работа.
Оборудование: Конверты заданиями для работы в паре, в группе, графические записи, опорные карточки, раздаточный материал, листы для с.р., сигнальные карточки.
1.Организация класса.
2.Устный счёт
-Подготовим себя к приёму нового материала и сделаем математическую разминку. (Задания «Веселый счет»
-Назовите компоненты при + - * :
Работа с карточками (Нужно называть только ответы)
-Произведение 8 и 3,разность 24 и 20, сумму 16 и 6, частное 12 и 3, 21 увеличить на 5, уменьшить 14 на 6, увеличить 4 в 2 раза.
-Какие геометрические фигуры вы знаете? Как найти периметр фигуры?
-Разделите треугольник одной линией на треугольник и четырёхугольник; на два треугольника.
-Составьте два уравнения с данными 2,8,Х
Введение в тему
-Обратите внимание на предпоследнее задание. Получились разные варианты. А какой из них правильный? Как вы думаете, какие задания нас ожидают на уроке? Попробуем сформулировать тему и задачи урока.
Слайд1
Практическая работа в паре
- У каждого на столе лежит лист и геометрический материал. Мы можем расположить его в любой последовательности. Получится несколько вариантов. Работая в паре, составим все возможные варианты и зарисуем их на листе (Не повторяться)
-Желающий может выйти к доске и зарисовать все свои комбинации (Их должно быть 6)
Рисунок ученика
С лайд2
и т.д.
-Как удалось избежать повторений?
Слайд 3
ВЫВОД: Мы составляли комбинацию СЛУЧАЙНЫМ образом.
- Давайте, теперь сравним ваши комбинации с моими (Демонстрация рисунка на интерактивной доске)
-Мы упорядочили запись (т.е. привели в порядок). Давайте попробуем вывести правило построения комбинаций. (Выслушиваются варианты, предлагаемые детьми) Слайд 4
Чтобы построить комбинации нужно: Выбрать одну фигуру. Одна повторяется дважды, а две другие меняются местами. |
Закрепление
Решение примеров. Работа на листах.
-Мы применяли это правило к фигурам, попробуем применить его к цифрам. (фронтально)
1. Запишите все возможные трёхзначные числа, использовав цифры: 1, 2, 3.
2. Запишите примеры на умножение, произведением которых является 12.
(открыть запись на доске ___*____=12
3 . Используя числа 12, 3, 6, 24 запиши несколько примеров на деление.
6 . ФИЗМИНУТКА Слайд 5
__ __ __ __ __ __ __ . . . . .
-Сколько стрелочек зелёных – столько сделаем наклонов.
-Сколько звёздочек у нас – столько мы присядем раз.
Сколько чёрточек до точки – столько станем на носочки.
Сколько точек рядом с кругом – столько мы поднимем руки.
Работа над задачами
-Задачи, с которыми мы сегодня познакомимся, постоянно приходится решать в обычной жизни.
Представьте, что вы работаете на телеграфе и вам нужно отправить телеграмму. ( Словарная работа) У вашего клиента только 90 рублей. Его телеграмма состоит из 9 слов. Её можно отправить на художественном или простом бланках, Можно «Срочной» или «Не срочной». Давайте определим, какие виды телеграмм возможны: (открыть запись на доске)
Стоимость слова: |
Срочная – 10 руб. Не срочная – 5 руб. |
Виды бланков: |
Художественный -8 руб. Обычный – 3 руб. |
Дети работают в группах и предлагают варианты, которые 1 ученик записывает у доски.
Художественный бланк | Срочная | 98 руб. |
Художественный бланк | Не срочная | 53 руб. |
Обычный бланк | Срочная | 93 руб. |
Обычный бланк | Не срочная | 48 руб. |
После заполнения таблицы и анализа результатов, записывается ответ:
«Можно отправить телеграмму на художественном бланке, не срочную ИЛИ
На обычном бланке, не срочную».
Практическая задача.
Предварительная беседа о профессии – дизайнер парков. (Обращение к словарю)
-Кого называют дизайнером парка? Слайд 6. Это человек, который украшает парк, делает его не только красивым, но и удобным. Сейчас попробуем решить практическую задачу, с которой столкнулся дизайнер.
В парке 4 пруда. Нужно проложить дорожку так, чтобы можно было пройти КРАТЧАЙШИМ путём от одного к другому. Какой путь называют кратчайшим? |
Дети на индивидуальных карточках, а 1 человек на интерактивной доске, рисуют «дорожки». Слайд 7
ВЫВОД: Чтобы найти кратчайший путь, нужно соединить точки прямыми линиями.
Самостоятельная работа.
Начертите 4 прямоугольника и разделите каждый одной линией на 2 другие фигуры.
Рефлексия. Итог.
-Сегодня на уроке было новым____________
-Было сложно_____________
-Похвалил бы себя____________
-Похвалил весь класс___________
-Знания пригодятся___________
Как называются задачи, с которыми мы сегодня познакомились? Что нужно помнить при составлении комбинаций из фигур? Как определить кратчайший путь?
Самооценка .
При помощи сигнальных карточек.
Д.З. Составьте уравнение с данными: 7,5,8,Х
Дополнительно:
Какие стороны могут быть у треугольника, если его периметр равен 22 см?