Конспект урока по теме «Волго – Вятский район»
Цель урока:
- Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), состав, национальное многообразие, хозяйственное и культурное развитие Волго – Вятского района.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с экономико – географическим положением района;
- выявить состав Волго – Вятского района;
- познакомить с национальным многообразием Волго – Вятского района;
- раскрыть особенности хозяйственного и культурного развития Волго – Вятского района;
- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;
- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- анализировать (выделять главное, делить текст на части), обобщать, доказывать, делать выводы;
- способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности;
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;
Методы и приёмы
- дедуктивный метод формирования понятий;
- по источникам знаний: словесные, объяснение, беседа, рассказ учителя, практические: работа с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.
- по характеру познавательной деятельности: частично – поисковый, объяснение нового материала;
Средства обучения:
Учебник, атлас, административная карта России, дополнительная литература, тетрадь, ручка.
Основное содержание:
Состав и географическое положение Волго – Вятского района. Этническое многообразие. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города.
Ценностный компонент урока
Значение Волго – Вятского района в хозяйстве России; ценностный обмен смыслами в ситуации диалога.
Тип урока
Комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент. - Здравствуйте, садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, атлас с контурными картами, тетрадь, ручка, карандаш.
2. Проверка знаний:
Тестовая работа «Центрально- Чернозёмный экономический район»
1.По площади ЦЧЭР в России самый:
А.большой Б. маленький
2. В состав ЦЧЭР входит:
А.5 областей Б. 6 областей В.7 областей
3. Какая область не входит в состав ЦЧЭР:
А. Воронежская Б.Ивановская В. Тамбовская
4. Самый крупный город по численности ЦЧЭР:
А. Старый Оскол Б. Воронеж В. Курск
5. С каким соседним государством граничит ЦЧЭР:
А. Белоруссией Б. Украиной В. Литвой
3. Теоретическая основа урока (Изучение нового материала):
- Мы изучили состав Центральной России. Скажите, сколько экономических районов входит в её состав?(3) Какие экономические районы мы уже изучили? (ЦЭР и ЦЧЭР) Какой экономический район нам осталось изучить.(ВВЭР)
- Правильно, мы сегодня будем изучать ВВЭР.
-Сегодня речь пойдёт о районе, в котором мы живем.
Что мы должны узнать о этом районе? (ГП, состав, население, хозяйство и культура.)
- Хорошо. Целью нашего урока будет:
определить ГП Волго – Вятского района;
выявить состав Волго – Вятского района;
познакомиться с населением, особенностями его хозяйственного и культурного развития;
Откройте атлас с картой на стр. 10-11 и учебник стр. 234. Рассмотрите внимательно, где он находится, какие субъекты входят в состав. ( вызываю по одному ученику к настенной карте)
В состав Волго-Вятского района входят 5 субъектов Федерации (3 республики, 2 области): Республика Марий Эл (Йошкар-Ола), Республика Чувашия (Чебоксары), Республика Мордовия (Саранск), Нижегородская область, Кировская область .Площадь — 263,3 тыс. км2 (1,55% от площади РФ). (Работа с картой и атласом)
- Ну. А теперь, ребята, покажите мне, как вы сами можете добывать географическую информацию. Работаем самостоятельно и готовим устные ответы классу. У вас 10 минут. Работаем с карточками- заданиями. (Засекаю время на песочных часах)
Самостоятельная работа
Задание № 1. «Отличительные черты Волго-Вятского экономического района»
Прочитать текст стр. 65 «Каковы особенности Волго-Вятского района?» и выделить три отличительных черты ВВЭР. (Выгодное ГП ,природно- территориальная неоднородность, этническое разнообразие)
Почему этот экономический район имеет такое название?
(по названию рек Волги и Вятки)
Задание № 2. «Географический адрес Волго-Вятского экономического района»
Мы живем в ВВЭР. Попытайся составить географический адрес р.п. Велетьма.
Планета | Земля |
Материк | Евразия |
Часть света | Европа |
Государство | Российская Федерация |
Федеральный округ стр. 228 | Приволжский |
Экономический район стр.234 | Волго-Вятский |
Область | Нижегородская |
Городской округ города | Кулебаки |
Рабочий посёлок | Велетьма |
(ЦЭР, ЦЧЭР, Поволжский ЭР, Уральский ЭР, Северный ЭР)
Задание № 3.
«Природные условия Волго-Вятского экономического района»
Используя атлас и учебник определи:
Тектоническое строение - На какой платформе лежит ВВЭР. Стр.232 (Русская платформа)
Рельеф - На какой равнине лежит ВВЭР. Стр.226 (Восточно- Европейская равнина)
Климат – Какой климатический пояс. Стр.235 (Область умеренно континентального климата) Определить количество осадков (600-800) Стр.235, среднюю температуру января(-12-16) и июля(16-20) Стр.236-237.
Природная зона- определи в каких природных зонах расположен район
(лесостепь, широколиственные и смешанные леса). Стр.238
Внутренние воды – определи крупные реки района.(Волга, Ока, Вятка) Стр.65
Задание № 4. «Особенности Нижнего Новгорода» Стр.65
(второе место. 1,3 млн.чел)
Когда возник город? (Крупный торговый центр на Волге в 13 веке)
Когда и почему город получил свою известность. (самая крупная ярмарка в России)
Какие отрасли хозяйства развиты в городе.(Автоград, судостроение военные заводы)
Назови город спутник Н.Новгорода. Какая промышленность развита в этом городе. (Дзержинск- химическая промышленность)(покажи на карте- атлас стр. 68)
Задание № 5. «Чувашия» Стр.65
В чем особенность населения республики. (Преобладают чуваши)
Какие культуры выращивают в республике.(хмель и сахарная свекла)
Какие отрасли промышленности развиты в республике. (машиностроение, текстильная пищевая и химическая промышленность)
Назови два крупных города в республике. (Чебоксары и Новочебоксарск) (покажи на карте- атлас стр. 68)
Задание № 6. «Марий ЭЛ» Стр. 65
На какие части делится республика. (правая- высокий берег Волги - живут марийцы- похоже на Чувашию и левая – низменная - живут луговые марийцы – похоже на Кировскую область)
Какие отрасли промышленности развиты в республике.(лесная, бумажная, машиностроение)
Назови два крупных города в республике.(Волжск и Йошкар-Ола) (покажи на карте- атлас стр. 68)
Какие народы проживают в республике. (Марийцы и русские)
Задание № 7. «Мордовия» Стр. 66
В чем особенности территории республики. (Проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали)
Какие отрасли промышленности развиты в республике. (электротехническое машиностроение)
Какие народы проживают в республике.(мордва, русские и татары)
Задание № 8. «Особенности размещения хозяйства района»
Стр. 68 атласа
Задание: размести стикеры с названиями городов и производств по карте и укажи, в каких субъектах России расположены эти города. СТР. 68-69
Автомобилестроение — Нижний Новгород - «ГАЗ» | Республика Марий |
Промышленные трактора - Чебоксары -«Промтрактор» |
Судостроение - Нижний Новгород - «Красное Сормово» | Республика Чувашия |
Химическая промышленность – Дзержинск - «РОСХИМ» |
Производство минеральных удобрений и пластмасс — Саранск- «Химлюкс» |
Черная металлургия – Выкса- «ВМЗ» и Кулебаки- «Русполимет» | Республика Мордовия |
Автобусостроение -Павлово-«ПАЗ» |
Стекольная – Бор- «БСЗ» | Кировская область |
Текстильная ( трикотажно-чулочная фабрика) – Чебоксары- «Чебоксарский трикотаж» |
Пищевая-Павлово- «Павловская курочка» | Нижегородская область |
Кондитерская – Н.Новгород- «Сормовская кондитерская фабрика» |
Легкая- Киров - Фабрика игрушек «Весна» |
Военная промышленность- Саров-Ядерные боеприпасы | Его нет на карте |
Выступление учеников с ответами по заданиям.
4 . Подведение итогов урока:
Проблемный вопрос: Можно ли при сложившихся условиях считать Волго-Вятский район одним из важных экономических регионов Центральной России?
Учитель слушает ответы учеников.
Работа со слайдом презентации «Верю- не верю»
Отметьте верные и неверные утверждения знаком «+» или «-»
ЭГП Волго-Вятского района выгодно. ( +)
Национальный состав региона однороден. ( -)
До революции крупный торговый центр Нижний Новгород – имел название «карман России». ( +)
В регионе 2 города- миллионера. ( -).
Климат- умеренный континентальный.( +)
Преобладает лесная природная зона. ( +)
Волго-Вятский район расположен в Центральном федеральном округе(-)
В состав Волго-Вятского района входят 2 области и 4 республики. (-)
Административный центр республики Мордовия - это город Саранск . (-)
10.Самый большой субъект по населению - Нижегородская область. (+ )
5. Домашнее задание:
1. §14, вопросы 1-4-устно
2. задание в к/карте
Задание: В к/карте указать границы района, подписать субъекты, входящие в состав данного района, и указать их центры. Отметить пром. специализацию областных и республиканских центров.
3. Индивидуальное задание «Кировская область»