Организационный Цель: включение учащихся в деятельность | Организация класса на предстоящую работу. Учитель: - Быть должны у нас в порядке - У каждой вещи - А девиз у нас какой? | Ответы учащихся - ручки, книжки и тетрадки - своё место. - Всё, что надо, под рукой | Личностные: самоопределение (мотивация учения); коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию) |
Этап актуализации полученных знаний (проверка дифференцированного домашнего задания) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с прозаическими произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке. - Вспомните и запишите в тетради всё, что вы знаете по этому произведению, и его особенности На доске значок корзины, в которую собирается то, что учащимся уже известно Фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. - Повесть «Выстрел» - предмет нашего сегодняшнего разговора. | Из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» Прием «Корзина» идей, понятий, имён…» Индивидуальная работа 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах (не более 2 минут) Далее по кругу называется какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). «Сброс идей в корзину». Каждая пара поочередно называет одно из выписанных выражений. Какая информация может быть в корзине? «Повести Белкина» Автор А.С. Пушкин – вымышленный рассказчик Иван Петрович Белкин; слышаны от разных особ – вымышленные имена – названия заимствованы «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка, «Выстрел» | Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | - Посмотрите на экран. Вы видите в центре пустой овал, от которого расходятся слова-термины: зачин, кульминация, завязка, развязка, развитие действия. Дайте общую трактовку этих терминов и попробуйте его заполнить. - Закончите предложение: цепочка событий в произведении называется… - О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока - Какие цели поставим? | Композиция (основные средства композиции) Ответ учащихся Ребята отвечают на поставленные вопросы и озвучивают тему и цели урока | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). коммуникативные: постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы (П – общеучебное; П- логическое) |
Открытие «нового знания» Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения Этап первичного закрепления знаний | - Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам необходимо погрузиться в текст. - Составьте план текста и запишите его. 2 и 3 ряд – план второй части План отражается на слайде. Создаётся проблемная ситуация - Сделайте вывод: в чём мастерство сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? Помогать знакомиться с композицией нам будет денотатный граф. У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы запишем ещё одно главное понятие сегодняшнего урока) Какое? Ключевое понятие: КОМПОЗИЦИЯ Глаголы-связки и признаки Знакомит – экспозиция Начинается – завязка Решается - кульминация Завершается – развязка Обобщите в одном предложении всё, что теперь знаете о композиции Соберите логические цепочки - Проанализируйте план и выделите особенности композиции. - Сделайте вывод: чему способствует такое построение произведения? | Работа в парах. 1 часть 1. Рассказ армейского офицера о странном поведении вышедшего в отставку Сильвио. 2.Ссора офицеров во время карточной игры. 3. Отказ Сильвио от дуэли. 4. История, рассказанная Сильвио армейскому офицеру о графе Б. Дуэль. 5. Внезапный отъезд Сильвио. 2 часть 1.Встреча подполковника с графом в деревне. 2. История, рассказанная графом. 3. Судьба Сильвио. Предполагаемый ответ: до самого конца она держит читателя в напряжении - Композиция 1 часть Экспозиция – обрисовка образа Сильвио, рассказ об условиях жизни армейских офицеров в местечке*** Завязка – ссора офицеров во время карточной игры Кульминация – отказ Сильвио от дуэли Развязка – рассказ Сильвио о графе Б. 2 часть Экспозиция – описание жизни подполковника в бедной деревеньке Н**** Завязка – встреча с богатым соседом Кульминация – выяснение того, что граф Б. и есть противник Сильвио Развязка – рассказ графа Б. о последней встрече с Сильвио. 1. Вымышленный рассказчик (И.П. Белкин услышал эту историю от подполковника И.Л.П.) 2. История Сильвио рассказана разными людьми. 3.Вымышленные имена: Сильвио, граф Б. 4. Состоит из двух частей - Более глубокому раскрытию персонажей. Так, Сильвио сначала кажется нам таинственной личностью. Затем сам Сильвио рассказывает нам о себе, о своей дуэли с графом Б. и мы раскрываем в нём новые качества: болезненное самолюбие, ранимость, желание первенствовать любой ценой. Постепенно перед нами вырисовывается образ мстительного человека, хотя есть в нём и положительные качества | Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, овладение навыками работы с источниками информации ( П - моделирование) Коммуникативные: Сотрудничество в поиске и выборе информации, развитие навыков работы в паре, воспитание толерантности Личностные: нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, овладение навыками работы с источниками информации ( П - моделирование) Коммуникативные: Сотрудничество в поиске и выборе информации, развитие навыков работы в паре, воспитание толерантности |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | - Давайте вернёмся к «Корзине идей» и вспомним, какие особенности «Повестей Белкина» мы выделяли, посмотрим, как эти вопросы решаются в повести «Выстрел» Выясняем основную тему повести | Работа с «Корзиной идей» Тема духовно-нравственного обнищания человека Достоинство свое Сильвио отстоял и великодушно простил врага. Но места в новой обыденной жизни ему уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. | Регулятивные: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество |
Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка деятельности своей и всего класса | - Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли решить поставленную задачу покажут ваши ответы Предлагает закончить фразу рефлексивного экрана (1-2 из перечня) - Сегодня я сделал(а) для себя открытие... - Теперь я могу... - Меня удивило... - Я понял(а), что... - Сегодня я узнал (а) - Я почувствовал (а), что… - Я научился… - Я приобрёл… За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. | Строят законченное высказывание Производят анализ своей работы на уроке Оценивают себя и товарищей Завершив работу, ученик ставит себе оценку | Регулятивные: самооценка, взаимооценка учебной деятельности. личностные: осознание своих личных качеств, адекватная самооценка коммуникативные: изложение собственного мнения |