СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока открытого урока в 3 классе по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературному чтению  3 класс  по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока открытого урока в 3 классе по литературному чтению»

Администрация Суражского района Брянской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нивнянская средняя общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области

243523,Россия, Брянская область, Суражский район, с. Нивное, ул. Садовая, дом 6

Тел. 8 (48330)9-32-14 E-mail: nivn@bk.ru сайт: http://srz-nvn.sch.b-edu.ru/ИНН:3229003222 КПП:322901001 ОГРН:1023201329480













Подготовила и провела урок

учитель начальных классов

Бородецкая Г.И.



уч.год.





Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка". Дата проведения_____________

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цели урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка», создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»;

  • совершенствования навыков чтения;

  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их по поступкам;

  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей работы и собственные достижения;

  • воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

  • Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в паре.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, слайд-фильм по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, раздаточный материал для работы в паре.

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка». Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Ребята у нас сегодня гости. А гости это радость и хорошее настроение. И нам приятно видеть вас. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно меня слушать, громко и чётко отвечать на мои вопросы.

II. Проверка домашнего задания

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Толстого

- Ребята, посмотрите внимательно на портрет Л.Н.Толстого, всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом? Говорят, что глаза – это зеркало души. Какие они? -(добрые, внимательные, мудрые)

Прочитайте эпиграф к уроку - “Чуткому сердцу откроются тайны”.

– Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)-Можем ли сказать, что Л.Н.Толстой был с чутким сердцем, судя по уже знакомым нам произведениям?

- Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора.

1. Повторение о биографии Л.Н.Толстого.

1)Когда и где родился Л.Н.Толстой? (Л.Н.Толстой родился 9 сентября1828г. в имении Ясная Полна, около города Тулы)

2)Сколько детей было в семье Толстого? (В семье Толстого было пятеро детей: четыре брата и сестра)

3)Кто занимался воспитанием Лёвушки и почему? ( Воспитанием Лёвушки занималась сестра его отца, так как , когда ему было полтора года умерла мать, а спустя семь лет умер и отец)

4)Как жил Л.Толстой? (Л.Толстой жил скромно, сам шил себе одежду и носи туфли на босу ногу)

5)Чем занимался Толстой?( Занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, хорошо разбирался в музыке, много читал)

6)Что сделал Толстой для крестьянских детей? (Л.Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, сам написал «Азбуку» и по ним сам бесплатно учил детей)

7) Для кого и чём писал Л.Толстой? (Л.Толстой писал для детей сказки и рассказы, повести и романы писал для взрослых, писал о животных, о людях, о явления природы, об истории)

8)Сколько прожил Толстой и когда он умер? ( Л.Толстой прожил 82 года и умер 20 ноября 1910г. от воспаления лёгких и был похоронен в Ясной Поляне)

- А теперь давайте вспомним, с каким произведением работали на прошлом уроке? ( Л.Н.Толстой «Прыжок»)

-Вам сейчас придётся вспомнить содержание произведения Толстого «Прыжок» и ответить на данные вопросы. (у детей на парте лежит тест по данному рассказу)

2.Тестирование по произведению Л.Н.Толстого «Прыжок»

1. Произведение «Прыжок» - это…

А) быль Б) басня В) былина

2. События происходят на …

А) яхте Б) корабле В) лодке

3. Мальчику герою произведения было…

А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет

4. Мальчик – герой произведения был сыном…

А) матроса Б) капитана В) дрессировщика обезьяны

5. Обезьяна отняла у мальчика …

А) шляпу Б) панаму В) матросскую бескозырку

6. Обезьяна повесила шляпу на…

А) край палубы Б) край мачты В) край перекладины

7. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью

8. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

А) стрелять чаек Б) спасти мальчика В) стрелять акул

9. Что закричал отец? Продолжи фразу.

«- Прыгай, или ___(застрелю)__________________»

10. Почему капитан заплакал?

А) от счастья Б) от горя В) от сильного потрясения

III. Актуализация знаний.

  1. Разминка. – Скажите, кому приходилось бывать в зоопарке? Какие животные из увиденных вам больше запомнились?

- Отгадайте загадки и вы узнаете о ком, мы будем читать сегодня на уроке:

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит он свои владения зорко.

Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев) ( показать на презентации картинки )

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.) 2. Бежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – это брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. - А ведь собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное. И сколько разной помощи оказывают собаки людям.

IV. Самоопределение к деятельности.

- Рассмотрите выставку книг. ( на доске картинки книг: «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка"

- Кто написал эти книги? (Л.Н.Толстой)

- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

-Как вы считаете, какая книга «лишняя» и почему? («Лев и собачка» мы её не читали.)

-Подумайте и скажите, с каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке и кто его автор? (Мы познакомимся с произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка»)

-Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Мы познакомимся…, мы научимся давать характеристику героям и оценивать их по поступкам, мы будем учиться работать с текстом, обобщать и делать выводы.

V.Сообщение темы и целей урока:

- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка», раскроем трагический смысл данного произведения, научимся давать характеристику героям по их поступкам, будем развивать навыки выборочного чтения и умение работать с текстом.

VI. Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Ребята, откройте учебники на стр.160 и посмотрите, что написано после заглавия рассказа?

- Что значит быль? Кто может объяснить значение этого слова?

- Если обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова, то узнаем

Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

  1. Прогнозирование.

- Ребята посмотрите на иллюстрацию в учебнике и предположите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык и жить вместе? Как вы думаете? (ответы детей: да – нет)

-Об этом мы узнаем, когда познакомимся с содержанием были и тогда проверим свои утверждения.

  1. Первичное восприятие текста.

-Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом произведение – «Лев и собачка». Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

4.Включается слайд-фильм были «Лев и собачка».

5. Беседа по восприятию

-Понравился рассказ?

-Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным? (когда бросили собачку в клетку)

-Было ли вам кого – нибудь жалко? (сначала жалко собачку, а потом жалко льва)


6.Словарная работа.

Перед чтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Обрати внимание на доску:

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

7. Первичное чтение текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу). (распределить заранее) -Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

8. Физкультминутка - Вы неверное устали, ну тогда все дружно встали ….

9.Работа по содержанию были:

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

-Подберите синоним к слову «ухватил». ( Поймал, словил)

- Как вы считаете, почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

-В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

-Прочитайте, как лев повел себя, когда ему в клетку бросили собачку ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

-Найди и прочитай это место. (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

- Почему он употребляет такие слова? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай. ( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

-Как повёл лев, когда у него хотели забрать друга, докажите предложением из текста? (лев ощетинился и зарычал)

-Сколько прожили вместе в одной клетке лев и собачка, прочитайте? (Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.)

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни вместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Докажи. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол .Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

- Как хозяин попытался изменить ситуацию? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

-Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печальный)

-Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

- Так давайте вспомним свои предположения: могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу и жить вместе? (варианты ответов детей)

-Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

-Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

10. Систематизация событий произведения:

-А сейчас давайте воспроизведём главные события текста при помощи рисунков. Итак, кого показывали в Лондоне? ( в Лондоне показывали диких зверей) Рисунок льва в клетке.

-Что случилось потом? (Поймали собачку и бросили в клетку ко льву) Рис. лев и соб. на лапках

-Как жили совершенно разные животные в одной клетке? (Жили дружно)Рис. Лев и соб с миской.

-Что случилось один раз? ( Пришёл барин и хотел забрать собачку обратно, но лев не позволил её забрать) Рис. лев ощетинился

-Чем закончилась быль? (Собачка умерла, лев долго перешивал, а потом и сам умер) Лев переживает.

VII. Организация художественного творчества.

Посмотрите на рисунок «Лев и собачка». Давайте проиграем такую ситуацию Творческое задания (сделать коронки животных)

- Вы будете работать в парах. Подумайте и представьте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

1.Просматривание игровой ситуации.

VIII. Итог урока: рефлексия.

1.- Давайте ещё раз вспомним последовательность происходящих событий и восстановим их в правильном порядке. Возьмите карточки и поработайте с ними. Самостоятельная работа.

План

1. Приход барина.

2. Поведение льва после смерти собачки.

3. Жизнь собачки в клетке.

4. Показ диких зверей.

5. Встреча собачки со львом

Ответ запиши только цифрами, как происходят события в тексте____________________________

2.Проверка самостоятельной работы в парах - (4, 5, 3, 1, 2)- ответ. Оцените работу товарища.

3. Подведение итогов: -Давайте вернёмся к нашим учебным задачам урока. Смогли ли мы их выполнить?

- С каким произведением познакомились? (познакомились с былью «Лев и собачка») -Мы учились оценивать поступки героев, давали им характеристику? (Да)

- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? (Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных и ему очень бы хотелось, чтобы вы тоже этому научились.)

-- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока? (с чутким, добрым, заботливым, трепетным)

4.Задание на дом: 1)пересказ стр.160-161

2)Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены. Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

-Спасибо вам ребята за урок, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.