СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике 4 класс « Повторение пройденного по теме «Умножение и деление на однозначное число. Что узнали. Чему научились»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока закрепления знаний представлена в виде деловой игры "Строим дом".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике 4 класс « Повторение пройденного по теме «Умножение и деление на однозначное число. Что узнали. Чему научились»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Болотнинского района Новосибирской области

Корниловская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Дасько



Районный конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Направление: НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Математика

Урок «Повторение пройденного по теме «Умножение и деление на однозначное число». Что узнали. Чему научились»

Танкевич Валентина Ильинична, учитель начальных классов

высшей квалифицированной категории

с. Корнилово

2018



Пояснительная записка

к уроку в 4 классе по теме: «Повторение пройденного материала по теме «Умножение и деление на однозначное число». Что узнали. Чему научились»


Данная методическая разработка представлена по направлению: НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Используется авторская программа: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова С.В.Степанова: М: Просвещение, — (Стандарты второго поколения).


Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов при 4 часах в неделю. Программа реализуется с помощью УМК «Школа России»:

- Учебник с приложением на электронном носителе

- Рабочая тетрадь

- Проверочные работы (С.И. Волкова)

- Контрольные измерительные материалы (В.Н. Рудницкая)

- поурочные разработки











«Повторение пройденного по теме «Умножение и деление на однозначное число». Что узнали. Чему научились»

Учитель

Танкевич Валентина Ильинична

Образовательное учреждение

МКОУ Корниловская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Дасько

Болотнинского района Новосибирской области

Предмет

Математика

Класс

4 (4 ученика)

Автор

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Тема урока

Повторение пройденного по теме «Умножение и деление на однозначное число». Что узнали. Чему научились.

Цель урока:  закрепить письменные приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи

Задачи:

Образовательные:  отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при умножении и делении чисел; закреплять умение определять количество цифр в частном (повторить алгоритм деления); решать задачи изученных видов

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческое мышление, познакомить учащихся

со строительными профессиями; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Воспитательныевоспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Тип урока

Урок закрепления знаний.

Форма урока

Деловая игра «Строим дом»

Методы обучения: 

Постановка проблемы, беседа, работа в паре и группе (бригады строителей), индивидуальная работа.

Средства обучения: 

Рабочий лист ученика, презентация к уроку, карточки с заданиями для строительства

дома (камни, кирпичи, окно, крыша и т.д.) таблица для постановки и решения задач, схемы к задачам, карточки с названиями профессий, квадрат Пифагора, аудиозапись песни из к/ф «Высота».

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Междисциплинарные связи

Окружающий мир, литература, история.





Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Приветствие - Сегодня к нам на урок пришли

гости, поприветствуйте их. Урок наш хочу начать с восточной притчи Мудреца. (Звучит восточная мелодия

Притча Мудреца

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

- Как вы думаете, в чем смысл притчи?

- А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики.

Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках

 СЛАЙД №2   Запись даты         

Приветствуют.





Слушают.












Записывают дату в тетради.

II. Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.





Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Сегодня у нас деловая игра «Строим дом». Каждый из вас попробует себя в роли строителей, вы познакомитесь с новыми строительными специальностями. У вас у каждого на столе лежит Рабочий лист с заданиями, которые вы будете выполнять в тетради, а в листе выставлять «+» и «-» за их выполнение.

- Как вы думаете, можно построить дом без знания математики?

- Конечно же нет. Где применяется математика в строительстве???



Слушают учителя.


Находят на парте карточку с оценочным листом, рассматривают



- Нет.


Дети отвечают

III. Этап формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

- А для получения вами новых знаний, для усвоения какого-либо нового материала что вам нужно знать, на какой фундамент вы будете опираться?

СЛАЙД №3 - Вот это и есть тема нашего урока: Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.



- На наши уже приобретённые пройденные знания и умения.

Смотрят на экран, записывают в тетрадь.


IV. Этап актуализации опорных знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.



























































V.Повторение изученного материала



Цель: Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.






















VI. Подведение итогов урока  и выставление отметок.  Рефлексия.

Цель –формулирование вывода,; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. 










VI. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.



Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.








Познавательные:

- структурировать знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.












Личностные:

- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.






Коммуникативные

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
















Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.






Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.










Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.



Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.

Листностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Работа по теме урока.

1. «Подготовка площадки».

- Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку – убрать камни. Это вы сможете сделать, если правильно выполните задание:

220 х 3 + 340 = 1000 3000 + (6400 : 8) = 3800 1000 - (200 + 210 : 3) = 730 6000 - (600 х 3) = 4200





- Остался еще один огромный камень. Чтобы его убрать, нужно выполнить действие с проверкой, комментируя и называя компоненты:

У в р с с с

345008 – 269871 = 75137 269871+75137 =345008

  1. 2. «Закладка фундамента для дома».

- А что такое фундамент? - Площадку для дома мы убрали, бетонщики, готовьтесь к закладке фундамента. 0й, а тут ещё один маленький камешек не убран. Здесь написано слово «алгоритм»

- Итак, кто из вас знает что обозначает слово «АЛГОРИТМ»?


- Подберите синонимы. В жизни какие бывают?

- Вот и у нас на доске познакомимся с АЛГОРИТМОМ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА

1. Подготовка площадки

2. Закладка фундамента для дома

3. Подготовка раствора для кирпичей

4. Строительство стен дома

5. Строительство крыши

6. Постановка оконных рам

- А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм?

- Вспомните, над каким действием мы работали в последнее время на уроках математики?

- С какими действиями будет связана тема нашего урока?


- Что мы должны для этого вспомнить?




-А что мы должны знать про остаток?

Бетонщик приготовил для вас алгоритм деления на однозначное число, но по-видимому что-то перепутал. Исправьте ошибки. На доске полоски с записью

алгоритма.

СЛАЙД № 5 Проверим АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ.

1. Выделяем неполное делимое.

2. Определяем количество цифр в частном.

3. Делением находим цифру частного.

4. Умножаем, узнаем, сколько разделили.

5. Вычитаем. Находим остаток.

6. Остаток сравниваем с делителем (должен быть меньше делителя)

(Если остаток меньше делителя, то решаем правильно.)


- Ошибок нет. Молодцы! Проверим, как вы умеете делить, пользуясь алгоритмом.

Решим пример с объяснением:34680:4=8670

- Фундамент заложили.


  1. «Подготовка раствора для кирпичей».


Вы должны рассчитать размеры кирпича и массу блоков

СЛАЙД № 6 длина 250 мм = см

ширина 120 мм = см

высота 60 мм = см

масса 1 т 5ц = кг

СЛАЙД № 7 - проверка

Раствор готов. Можно начинать выпуск кирпичей.

4. «Строительство стен дома».

А теперь разделимся на 2 бригады каменщиков и будем выкладывать дом из кирпичей (листочки прямоугольной формы) Вы должны решить как можно больше примеров, тогда дом будет большой и красивый. Сделать проверку к своему примеру – это ещё один кирпич заработаете. Члену своей бригады, у которого встретились затруднения, можно оказать помощь.

(Работа идет под музыку из к/ф «Высота»)

5. «Строительство крыши».

А теперь нужна крыша. Мы - кровельщики. Чтобы крыша не протекала, необходимо решить задачу.

СЛАЙД № 8 - Задача записана на карточках.

СЛАЙД № 9 Картинка крыши с черепицей

Какие величины даны в ней? Задачу запишем в таблице на карточке. СЛАЙДЫ № 10-11-12-13

- Крыша готова.

  1. «Постановка оконных рам»

Чего не хватает в доме?

Чтобы вставить раму и дверь нужно преодолеть еще одно препятствие. У каждой бригады своя задача. Нужно определить тип задачи, правильно выбрать схему (на доске 4 схемы): СЛАЙДЫ № 16


- Наконец-то дом построили!

- Много труда вложили строители, но не зря - дом получился красивый?

-С какими строительными специальностями вы познакомились?

-Что нужно, чтобы овладеть любой специальностью?

- Какие знания и умения нам сегодня пригодились?

- Что больше всего понравилось?


Посмотрите в свой Рабочий лист. Сколько у вас много «+» и совсем мало «-« !!! На обратной стороне листа нарисована лестница из трёх разноцветных ступенек.

Всё понимаю, всё получается! Понимаю, но нужно ещё поработать! Плохо понимаю материал!

Вы - молодцы! Хорошо сегодня поработали! Количество кирпичей разного цвета в нашем доме указывает на вашу работу и соответственно вашу оценку. И я вам, как прораб на стройке, выдаю премию в виде драгоценных камней разного цвета, которые вы должны положить на соответствующую ступеньку лестницы знаний.



Д/З: Из квадрата Пифагора собрать дом и приклеить на лист; выбрать из учебника два примера на деление и решить их с проверкой.

- Спасибо за урок!





Каждый ученик подходит к доске, берёт камень - -карточку с примером на обратной стороне, садится на место и решает на карточке свой пример, а потом бежит к компьютеру, нажимает мышкой на звёздочку.

Не забывают выставлять «+» и «-» против заданий в Рабочем листе..

1 ученик работает у доски с объяснением, а другие – в тетради.

СЛАЙД № 4 – ПРОВЕРКА Исправляют ошибки зелёной ручкой.


- Это основа или опора, на которой стоит дом.



- Определенный порядок действий для достижения результата

- Порядок, рецепт приготовления, инструкция, режим дня…


Читают.





-При сложении, вычитании, умножении, делении многозначных чисел; решении задач…

- Деление многозначного числа на однозначное.

-Компоненты деления, алгоритм деления, деление чисел с нулем, как проверяют деление -Остаток должен быть меньше делителя.




Все ученики на доске правильно расставляют по порядку.







1 ученик у доски, а другие – в тетради





Все записывают в тетради, затем взаимопроверка, потом на компьютере проверяют.






Каждый из четырёх учеников получает «кирпичи» разного цвета, чтобы в конце урока оценить свою работу. На них записаны примеры на деление.

Прикрепляют кирпичи.






Читают.

Смотрят.

Заполняют таблицу.

Решение записали самостоятельно в тетрадь

СЛАЙДЫ № 14-15 - проверка


- Окон, дверей





Выбирают схему.



- Да.

- Бетонщик, каменщик, кровельщик.

- Необходимо много знать.

- Умножение и деление на однозначное число, умение решать задачи.


Смотрят.





Оценивают себя, выбирают свою ступеньку знаний и драгоценный камешек такого же цвета, который кладут на соответствующую ступеньку знаний.









Приложение 1 ФОТО с урока

  1. ПОДГОТОВКА ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ФУНДАМЕНТА - УБОРКА КАМНЕЙ









  1. ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА ДЛЯ ДОМА – ВОССТАНОВИТЬ АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ

МЫ - БЕТОНЩИКИ!





  1. РАССЧИТАТЬ РАЗМЕРЫ КИРПИЧА И МАССУ БЛОКА



КОЛЛЕГИ - УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

4. СТРОИТЕЛЬСТВО СТЕН ДОМА. МЫ - КАМЕНЩИКИ!









5. СТРОИТЕЛЬСТВО КРЫШИ ДОМА – РЕШИТЬ ЗАДАЧУ. МЫ - КРОВЕЛЬЩИКИ!















6. ПОСТАНОВКА ОКОННЫХ РАМ - ВЫБРАТЬ СХЕМУ К ЗАДАЧЕ.



Оценивание и рефлексия

Приложение 2 Рабочий лист ученика (Записывать в тетрадь)



  1. Решить пример на камне:

Выполнить действие (в столбик) с проверкой, комментируя и называя компоненты (подписать):

345008 – 269871 =

  1. Решить пример с объяснением:


34680 : 4=



  1. Рассчитать размеры кирпича и массу блока:



длина 250 мм = см

ширина 120 мм = см

высота 60 мм = см

масса 1 т 5 ц = кг



  1. Решить задачу, записывая в таблицу:


Кровельщик и его ученик крыли крышу черепицей. Ученик работал 5 дней, выкладывая по 1086 штук черепицы в день. А мастер выполнил такую же работу за 3 дня. По сколько штук черепицы выкладывал мастер за один день?

Записать в таблице. Какие величины даны в ней?






Выработка в день

Кол-во дней

Одинаковая работа

Ученик




Кровельщик














5. Определить тип задачи, правильно выбрать схему и записать решение:



Ширина оконной рамы 1 м 50 см, это на 70 см меньше, чем высота. Чему равна высота оконной рамы?

1) I - , на больше 2) I - , на меньше

II - ? II - ?

3) I -

на ?

II -

Домашнее задание: Из квадрата Пифагора собрать дом и приклеить на лист.